ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-1748/2022 от 20.07.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-1748/2022

июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточной электронной таможни,

апелляционное производство № 05АП-3574/2022

на решение от 27.04.2022

судьи Е.И. Андросовой

по делу № А51-1748/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азия Трейд компании» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Дальневосточной электронной таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 29.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10720010/071021/0080914,

при участии:

от Дальневосточной электронной таможни: ФИО1 по доверенности от 21.01.2022, сроком действия до 21.01.2023, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 1177).

В судебное заседание не явились: от ООО «Азия Трейд компании», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

           Общество с ограниченной ответственностью «Азия Трейд Компани» (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточной электронной таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 29.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10720010/071021/0080914.

           Решением суда от 27.04.2022 заявленные требования удовлетворены с возложением на таможенный орган обязанности произвести возврат обществу излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения.

           Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

           В доводах жалобы указывает на то, что таможенным постом при осуществлении контроля таможенной стоимости выявлены признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости, которые выразились в расхождениях между заявленными в данной ДТ сведениями о величине таможенной стоимости со сведениями об идентичных, однородных товарах, имеющимися в распоряжении таможенного органа. Кроме того, таможенным постом установлено, что декларантом не представлены документы, подтверждающие оплату товаров. В рассматриваемом случае данные обстоятельства в соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 №42, правомерно расценены таможенным постом как признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №10720010/071021/0080914.

           В запросе таможенного поста от 07.10.2021 приведены конкретные признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров (выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров; отсутствие документального подтверждения оплаты товаров), а также перечень документов, необходимых для устранения сомнений таможенного поста.

Следовательно, при направлении в адрес декларанта запроса от 07.10.2021 таможенным постом соблюдены требования пунктов 4 и 5 статьи 325 ТК ЕАЭС. Кроме того, учитывая условия поставки ExWorks / Франко, обязанность по оформлению экспортной декларации возложена на покупателя. Следовательно, покупатель несет ответственность за предоставление достоверных сведений указанных в экспортной декларации. Данные обстоятельства не позволяют отнести экспортную декларацию №192520210251661775 к рассматриваемой поставке и принять ее в качестве документа, подтверждающего заявленную таможенную стоимость товаров, задекларированных в ДТ №10720010/071021/0080914.

           Установленные таможней обстоятельства не позволили установить, является ли таможенная стоимость оцениваемых товаров ценой, фактически уплаченной за ввезенные товары при их продаже, что в совокупности с противоречиями сведений о характеристиках товаров, а также низкой ценой задекларированных товаров указывает на обоснованность вывода таможенного поста о том, что заявленная таможенная стоимость товаров, задекларированных в ДТ №10720010/071021/0080914, в нарушение положений пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, заявленная таможенная стоимость не основана на достоверной, документально подтвержденной, количественно определяемой информации.

           Представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал.

           Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило, представлен письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

           В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

           Из материалов дела судебной коллегией установлено, что обществом в октябре 2021 года во исполнение контракта от 28.02.2017 №НLSF-2632-4, заключенного с иностранной компанией, на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) были ввезены товары (ботинки мужские, женские, полуботинки, сапоги и т.д.).

           В целях таможенного оформления товара общество подало в таможню ДТ №10720010/071021/0080914, определив таможенную стоимость товаров по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

           В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.

           В ходе проведения контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом 07.10.2021 в адрес общества направлен запрос документов и сведений.

           Одновременно с направлением запроса документов и (или) сведений таможенный орган сообщил декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которая была внесена декларантом, а товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой. 02.11.2021 декларант представил таможенному органу имеющиеся у него документы, сведения и пояснения.

           Поскольку фактически представленные декларантом документы, по мнению таможенного органа, являлись недостаточными для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, таможенный орган принял решение (уведомление) от 29.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10720010/071021/0080914, определив таможенную стоимость товаров на основе третьего метода определения таможенной стоимости. В результате изменения сведений в части таможенной стоимости увеличилась сумма начисленных таможенных платежей.

           Не согласившись с данным решением таможни, декларант обратился в суд с настоящим заявлением.

           Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав в судебном заседании представителя таможенного органа, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене на основании следующего.

           По правилам пункта 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.

           Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).

           Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 названного Кодекса.

           В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:

           1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;

           2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

           3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;

           4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 названной статьи.

           Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.

           Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

           В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).

           К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 Кодекса).

           По правилам пункта 2 названной статьи, в случае если в документах, указанных в пункте 1 названной статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.

           К основаниям для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей таможенными органами подпунктом 9 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС отнесены, в том числе результаты таможенного контроля в случаях, перечисленных в пунктах 17 и 18 статьи 325 ТК ЕАЭС.

           К таким случаям отнесено принятие таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Кодекса решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, настоящего Кодекса, при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, либо декларантом не были представлены документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 названной статьи.

           Пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС закреплено право таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

           В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

           Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

           Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).

           В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенному органу предоставлено право запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:

           1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 названной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;

           2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

           На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений названного Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 Кодекса.

           Из материалов дела усматривается, что при таможенном оформлении ввезенного товара обществом в декларации на товары ДТ №10720010/071021/0080914, поданной посредством системы электронного декларирования, были заявлены сведения о следующих подтверждающих документах: контракт от 28.02.2017 №HLSF-2632-4, дополнения к контракту, спецификация №03/10/HUC/А от 01.10.2021, инвойс №03/10/HUC/А от 30.07.2021, отгрузочная спецификация №03/10/HUC/А от 04.10.2021,   агентский договор приобретению и доставке товара №АТК 02/06 от 17.06.2016, поручение агенту №15810 от 10.07.2021, акт приема-передачи товара от 08.10.2021, инвойс №2321/ADD от 02.10.2021 на посреднические услуги, международная товарно-транспортная накладная, экспортная декларация, и другие документы согласно описи к ДТ (том 1 л.д.29-30).

           В рамках таможенного контроля таможенной стоимости товаров, начатой до выпуска товаров, общество письмом от 01.11.2021 №80914 представило таможенному органу: договор по перевозке №АСТ101/10-21 от 01.10.2021, поручение  экспедитору от 27.09.2021, экспедиторскую расписку, счет на оплату №ТЭУ-0710-05 от 07.10.2021, платежное поручение №4722 от 07.10.2021, заявление на перевод №1509 от 22.07.2021 с отражением оплаты по предыдущим поставкам, учитывая положения пункта 3.2 контракта, оборотно-сальдовую ведомость по счету 002, экспортную таможенную декларацию, прайс-лист в сканированном виде, ВБК, регистрационные документы на продавца в сканированном виде, дало пояснения относительно невозможности представить иные запрошенные документы и пояснения относительно формирования таможенной стоимости.

           Анализ указанных документов показывает, что по условиям пункта 1.1 контракта от 28.02.2017 №HLSF-2632-4 продавец обязуется поставить покупателю товар в ассортименте, количестве, по цене, на условиях поставки, указанных в приложении (спецификации) к контракту, а покупатель обязуется принять и оплатить поставленный ему товар.

           В силу пункта 1.2 контракта наименование, ассортимент, количество, условия поставки в соответствии с Инкотермс-2010, цена товара, общая стоимость поставленной партии товаров и иные условия оговариваются в спецификации на каждую поставку. Спецификация является неотъемлемой частью данного контракта. Условия поставки на каждую партию товара устанавливаются в соответствующем инвойсе согласно Инкотермс-2010.

           Общая стоимость товаров, поставляемых по контракту, составляет 60 млн. долл. США (пункт 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2019).

           Согласно пункту 3.1 контракта оплата поставляемого товара осуществляется со счета покупателя на счет продавца путем банковского перевода в долларах США по курсу, установленному Банком России на дату перевода денежных средств по реквизитам, указанным в пункте 13 контракта.

           Оплата стоимости поставляемого товара производится покупателем в течение 180 дней с момента получения товаров. Покупатель имеет право произвести предварительную оплату за товар (пункт 3.2 контракта).

           Во исполнение достигнутых договоренностей между заявителем и его инопартнером спецификацией №03/10/HUC/А от 01.10.2021 была согласована поставка товаров различных наименований на условиях EXW Суйфеньхэ на общую сумму 111530,35 долл.США.

           По состоянию на 01.10.2021 продавцом был сформирован и выставлен инвойс №03/10/HUC/А от 01.10.2021 на сумму 111530,35 долл.США., содержащий условие об отсрочке платежа на 180 дней, а 04.10.2021 оформлена отгрузочная спецификация №03/10/HUC/А на эту же сумму поставки.

           Соответственно указанная обществом в графах 22, 42 спорной декларации стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в коммерческих документах, и, как следствие, с ценой, подлежащей уплате продавцу, согласно формулировке пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.

           При этом, проанализировав условия поставки и сведения, содержащиеся в документах, представленных в подтверждение ее исполнения, коллегия пришла к выводу о том, что документы заявителя выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, имеют соответствующие ссылки, подписаны сторонами, содержат все необходимые сведения о наименовании товара, его количестве и стоимости

           Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар, а сведения в данных документах позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты.

           Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что сведения о товаре (наименование, его количество, стоимость, условия поставки, наименование отправителя и страны происхождения), отраженные в прайс-листе и экспортной декларации, соответствуют представленным коммерческим документам, что позволяет идентифицировать рассматриваемую поставку с представленными прайс-листом и экспортной декларацией.

           При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.

           Между тем по результатам таможенного контроля таможня пришла к выводу о недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров по мотиву отсутствия документов по оплате товара, отсутствия сведений о периоде действия цен, указанных в прайс-листе, выданном продавцом, а не изготовителем товара, а также ввиду расхождения описания товара, заявленного в спорной ДТ и экспортной декларации.

           Отклоняя указанные доводы таможни, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

           В силу пункта 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

           Как уже было указано выше, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).

           Согласно разъяснениям пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №49), принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.

           При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Кодекса следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара (пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ №49).

           Анализ имеющихся в материалах дела коммерческих документов показывает, что неотъемлемой частью контракта от 28.02.2017 №HLSF-2632-4 является спецификация и инвойс по каждой конкретной поставке товара, в которых согласуются существенные условия договора, в том числе наименование, количество, общая стоимость товара, условия поставки.

           В спорной ситуации такие существенные условия сделки были согласованы в спецификации №03/10/HUC/А от 01.10.2021 и инвойсе №03/10/HUC/А от 01.10.2021, в связи с чем представление указанных документов наряду с контрактом является достаточным основанием считать достигнутым соглашение сторон по условиям поставки.

           Указание таможенного органа на отсутствие в спецификации соглашения сторон по условиям оплаты с выбором одного из предусмотренных пунктом 3.2 контракта способов апелляционная коллегия не принимает, поскольку условиями контракта не предусмотрено определение порядка оплаты ввозимого товара в спецификации.

           При этом отсылка пункта 1.2 контракта к определению условий поставки в инвойсе нашла отражение в инвойсе №03/10/HUC/А от 01.10.2021, в котором были определены и условия поставки, и условия оплаты, соответствующие пункту 3.2 контракта.

           Отклоняя доводы таможни о том, что в предоставленном сканированном инвойсе №03/10/HUC/A от 01.10.2021 отсутствует разбивка по артикулам, моделям, торговым маркам, указано 85 товаров, что не позволяют потоварно соотнести данные инвойса и спецификации, суд первой инстанции правомерно указал на то, инвойс представляет собой документ для перечисления средств продавцу (счет на партию товара), который содержит перечень товаров или услуг, их количество и цену, по которой они поставлены покупателю и иные сведения.

           Довод таможенного органа о том, что период отсрочки платежа по контракту не соответствует общим принципам международной торговли и фактически представляет собой коммерческий кредит, апелляционной коллегией не принимается, поскольку договоренность сторон об отсрочке платежа не отменяет соглашение сторон по продаже товаре по определенной стоимости и на определенных условиях.

           В свою очередь анализ представленных в ходе таможенного контроля заявления на перевод №1509 от 22.07.2021 и ведомости банковского контроля позволяет заключить, что общество производит платежи в счет исполнения своих обязательств по контракту способами, не предусматривающими идентификацию платежей с конкретными товарными партиями.

           При этом по состоянию на 19.09.2021 банком приняты к учету все проведенные операции по оплате поставок, произведенных в счет исполнения контракта от 28.02.2017 №HLSF-2632-4. При этом суммы проведенных платежей отражены в разделе II ведомости банковского контроля, а сальдо расчетов общества с контрагентом в соответствии с информацией раздела V этой же ведомости является отрицательным, что свидетельствует об отсутствии задолженности по исполнению финансовых обязательств в рамках рассматриваемого внешнеторгового контракта на соответствующую дату.

           Таким образом, совокупностью представленных документов опровергаются сомнения таможни в возможном наличии дополнительных факторов и условий, влияние которых не может быть количественно определенно, исходя из условий контракта об отсрочке платежа.

           При этом отсутствие в ведомости банковского контроля, информации о платежах за товар, ввезенный по спорной ДТ, обусловлено неосуществлением платежей за товар, оформленный в спецификации №03/10/HUC/А от 01.10.2021 и инвойсе №03/10/HUC/А от 01.10.2021, о чем обществом были даны соответствующие пояснения.

           Утверждение таможни о том, что представленная экспортная декларация с переводом на русский язык содержит несопоставимые с декларируемым товаром сведения, апелляционной коллегией также не принимается.

           Так таможня указывает, что например, обувь торговой марки NIUMANDAISHU заявленной в экспортной декларации в товаре №3 в количестве 540 пар, тогда как в рассматриваемой ДТ обувь указанной марки задекларирована в товаре № 3 в количестве 96ар, что на 144 пар больше. В экспортной декларации отсутствует обувь торговой марки MARTIN BESTER, HJBBG, VENSI и др., тогда как в рассматриваемой ДТ обувь указанной марки заявлена в ДТ №10720010/071021/0080914.

           Из материалов дела судом установлено, что в распоряжении таможни в ходе таможенного контроля имелась экспортная декларация страны отправления товаров (Китай), сведения которой о наименовании, количестве мест, стоимости за единицу товара и общей стоимости товаров полностью соответствуют представленным коммерческим документам и сведениям, заявленным в спорной ДТ, что позволяет идентифицировать спорную поставку и соотнести с рассматриваемой ДТ. Суд учитывает, что экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом, который заполняется в соответствии с законодательством страны отправления. Негативные последствия от различия в требованиях, предъявляемых к экспортной декларации законодательством страны отправления и законодательством Российской Федерации, не могут быть переложены на российского декларанта.

           Между тем, таможенный орган, имея сомнения в подлинности предоставленного ему декларантом документа и изложенных в нем сведений, не был лишен возможности в силу своих полномочий и на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 самостоятельно направить соответствующий запрос в компетентные органы иностранного государства, где оформлялась экспортная декларация в отношении партии товар по спорной ДТ с целью подтверждения или опровержения изложенных в ней сведениях.

           Таможне была представлена экспортная декларация в том виде, в котором была получена обществом от инопартнера. Следовательно, декларант не должен нести ответственность за оформление и содержание сведений в экспортной таможенной декларации. Декларант не участвует в оформлении экспортной таможенной декларации, не несет ответственность за достоверность отраженных в ней сведений, доказательства недостоверного декларирования партии по ДТ №10720010/071021/0080914 таможней не представлены.

           Как верно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что буквальное наименование товаров по экспортной декларации в разрезе соответствующих торговых марок не соотносится с наименованием товаров, заявленных в спорной ДТ, не свидетельствует о том, что к таможенному оформлению был заявлен иной товар, нежели согласованный сторонами внешнеэкономической сделки, поскольку такое несоответствие касается исключительно описания товара в экспортной декларации.

           Кроме того, сравнительный анализ указанных сведений показывает, что такое несоответствие обусловлено упрощением процедуры декларирования товаров на экспорт путем объединения нескольких товарных позиций в одну, учитывая, что в экспортной декларации отражено меньшее количество товарных позиций, а в ДТ – большее товарных позиций. При этом таможенный орган не представил доказательств, каким образом указанные обстоятельства влияют на определение таможенной стоимости по методу сделки с ввозимыми товарами.

           Утверждение заявителя жалобы о том, что по смыслу Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» в обязанности покупателя при поставке на условиях EXW входит оформление экспортной декларации, а, следовательно, за достоверность и полноту указанных сведений ответственность несет декларант, названных выше выводов суда не отменяет.

           Действительно, условие поставки «EX works»/»Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.) без осуществления выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза, и без погрузки товара на транспортное средство.

           Данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с принятием товара на предприятии продавца.

           Между тем возложение на общество, как на покупателя, обязанности по выполнению таможенных формальностей не исключает привлечение к таможенному оформлению таможенного брокера, что и имело место в спорной ситуации. В этой связи оформление экспортной декларации путем объединения нескольких товарных позиций по спецификации и инвойсу нельзя признать недостоверными сведениями о товаре, который впоследствии был заявлен в ДТ №10720010/071021/0080914. Иное из материалов дела не следует и таможенным органом не доказано.

           Оценивая доводы таможенного органа относительно невозможности рассматривать представленный прайс-лист в качестве документа, подтверждающего заявленную таможенную стоимость, суд апелляционной инстанции учитывает, что под прайс-листом понимается документ, содержащий сведения о цене предложения реализуемых товаров, оказываемых услуг, производимых работ на определенную дату или определенный период.

           Соответственно указанная в прайс-листе информация по выбору лица, реализующего товар, может быть и публичной, и адресованной к конкретному контрагенту с учетом фактически сложившихся правоотношений последнего с продавцом товара.

           В спорной ситуации, как подтверждается материалами дела, прайс-лист от 01.10.2021 (том 1 л.д.94) отражает уровень отпускных цен на ряд товаров, согласующихся со стоимостью спорных товаров, заявленных в спорной ДТ.

           При этом оформление указанного прайс-листа продавцом, а не изготовителями спорных товаров непосредственно в момент согласования спорной поставки и оформления спецификации и инвойса не является признаком недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, а указывает на субъективную оценку данных документов таможней при отсутствии доказательств его неактуальности для других покупателей.

           При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для исключения данного документа из числа доказательств, подтверждающих обоснованность определения заявленной таможенной стоимости по первому методу определения таможенной стоимости.

           Оценивая довод таможни о том, что по результатам проведения сравнительного анализа уровень таможенной стоимости однородных товаров превысил индекс таможенной стоимости товаров по спорной декларации, судебная коллегия учитывает разъяснения пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ №49, согласно которым примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.

           Как следует из оспариваемого решения, по итогам сравнительного анализа выявлены значительные расхождения между заявленными сведениями о величине таможенной стоимости товаров со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа. Согласно сведениям ИСС «Малахит» по товару №1 отклонение заявленной таможенной стоимости составило 64,98% по ФТС России и 65,59% по ДВТУ. Аналогично по товарам №№2-7.

           Соответственно выявленные отклонения в заявленной таможенной стоимости по сравнению со стоимостью идентичных, однородных товаров по сведениям таможенного органа могли послужить основанием для направления декларанту в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запроса о предоставлении дополнительных документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров.

           Между тем, данные отклонения были объяснены декларантом путем представления дополнительных документов, включая экспортную декларацию, прайс-лист продавца, оборотно-сальдовую ведомость, документы об оплате предыдущих поставок, что в совокупности свидетельствует о представлении документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и о принятии мер по исполнению запроса таможни.

           В свою очередь наличие каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта от 28.02.2017 №HLSF-2632-4, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможней не доказано, равно как не представлены доказательства невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.

           При таких обстоятельствах утверждение таможенного органа о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости в отношении товаров №1 - №7 по рассматриваемой ДТ нормативно и документально необоснованно.

           Таким образом, учитывая, что результаты таможенного контроля определения таможенной стоимости по спорной декларации не подтверждают доводы таможни о несоблюдении декларантом положений ТК ЕАЭС, в том числе в части недостоверности и (или) неполноты проверяемых сведений, тогда как представленные обществом документы и сведения указывают на определение таможенной стоимости на основании достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности оспариваемого решения от 29.11.2021 о внесении изменений в декларацию на товары №10720010/071021/0080914.

           В этой связи следует признать, что недоказанность таможенным органом оснований для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости свидетельствует о противоречии оспариваемого решения закону и о нарушении этим решением прав и законных интересов декларанта.

           При изложенных обстоятельствах решение таможни от 29.11.2021 о внесении изменений в ДТ №10720010/071021/0080914 является незаконным, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования с возложением на таможенный орган обязанности устранить нарушенное право общества.

           В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

           Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

           Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

           На основании статьи 333.37 НК РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

           Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.04.2022  по делу №А51-1748/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович