Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-18274/2020 |
12 марта 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено марта 2021 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тинктура»,
апелляционное производство № 05АП-706/2021
на решение от 13.01.2021
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу №А51-18274/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тинктура» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 13.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10702000-2072/2020,
при участии:
от Владивостокской таможни: ФИО1 по доверенности от 29.01.2021 сроком действия до 28.01.2022;
от ООО «Тинктура»: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тинктура» (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 13.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10702000-2072/2020.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Отмечает, что мотивировочная часть обжалуемого решения не содержит ссылок на нормы права, регламентирующие конкретные действия декларанта, установленные таможенным законодательством, которые подлежали совершению им по проставлению штампа на коносаменте «Ввоз разрешен» и, соответственно, которые были нарушены обществом. Также приводит довод о том, что при ввозе товара на территорию Евразийского экономического союза субъектом ответственности в данных отношениях не может являться декларант, поскольку в правоотношениях участвует агентирующая линия перевозчика, службы карантинного контроля и таможенные органы, в связи с чем в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Таможенный орган по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
06.07.2019 во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) с использованием средств электронного декларирования подана и зарегистрирована декларация на товары №10702070/060719/0126646 в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ 40).
Товары, задекларированные по ДТ №10702070/060719/0126646, прибыли на таможенную территорию Евразийского экономического союза на теплоходе на т/х «Eastern Dream» в рамках исполнения внешнеэкономического контракта №FT-1 от 06.12.2013, заключенного между обществом и иностранной компанией «Fisherman Corp.».
В графе 31 указанной декларации заявлены следующие сведения о товаре №63 - краски акриловые флуоресцентные для рыболовных принадлежностей и приманок, не содержат этилового спирта, производитель: NipponKeikoKagakuCo., Ltd; товарный знак: TOHO, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 3208 20 900 9.
В ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров посредством анализа возможных рисков нарушения международных договоров и актов Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования по вопросам соблюдения запретов и ограничений таможенный орган установил, что краски и лаки на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, диспергированные или растворенные в неводной среде, классифицируемые в товарной позиции 3208 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 (далее - Единый перечень подконтрольной продукции, Перечень №299).
При этом письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю от 22.05.2020 №6230 в ответ на запрос таможенного органа от 20.05.2020 №28-21/19564 были даны разъяснения о том, что спорная продукция подлежит государственной регистрации.
Между тем при таможенном оформлении спорного товара сведения о соблюдении установленных запретов и ограничений, а именно о проведении в отношении товара №63 санитарно-карантинного контроля, обществом представлены не были, и такой контроль до подачи таможенной декларации заявителем пройден не был. При этом представленный заявителем письмом от 12.02.2020 по запросу таможни от 29.01.2020 №28-24/03606 коносамент №DBSLSC190621504 сведений о прохождении санитарно-карантинного контроля в виде отметки «Ввоз разрешен» не содержал.
Названные обстоятельства были отражены в информационно-аналитической справке №10702000/214/050620/А002 от 05.06.2020 и в докладной записке №07-11/337 от 08.06.2020 с указанием на целесообразность проведения в отношении общества камеральной таможенной проверки по вопросу достоверности сведений, заявленных обществом в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (в части соблюдения запретов и ограничений), в том числе по товару №63, заявленному ДТ №10702070/060719/0126646.
23.09.2020 по данному факту таможенным органом был составлен протокол об административном правонарушении №10702000-2072/2020, в котором действия заявителя были квалифицированы по статье 16.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении таможней было принято постановление от 13.10.2020, которым декларант был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, посчитав, что оно не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене на основании следующего.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
Как установлено пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс), товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 106 Кодекса в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 3 данной статьи документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Пунктом 2 статьи 128 Кодекса предусмотрено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации.
Товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора) (пункт 5 статьи 128 ТК ЕАЭС).
Условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС).
Из пункта 7 раздела II Единого перечня подконтрольной продукции следует, что в перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, относится продукция бытовой химии.
В частности, краски и лаки (включая эмали и политуры) на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, диспергированные или растворенные в неводной среде; растворы, указанные в примечании 4 к данной группе, классифицированные в товарной позиции 3208 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в названный Перечень (таблица раздела II Перечня №299).
В соответствии с абзацем вторым пункта 11 раздела II Перечня №299 ввоз и обращение продукции (товаров), указанной в пунктах 6 - 11 настоящего раздела, осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Пунктом 17 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 (далее - Порядок №299), установлено, что ввоз подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации, на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии такой регистрации.
В пунктах пропуска должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят в пределах своей компетенции проверку наличия государственной регистрации подконтрольных товаров, транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов на подконтрольные товары, подлежащие государственной регистрации, и при установлении их соответствия требованиям, установленным пунктами 17 или 19 настоящего Порядка, проставляют штамп «Ввоз разрешен» с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также делают отметку личной номерной печатью (пункт 20 Порядка №299).
По результатам оценки подконтрольного товара должностным лицом, осуществляющим санитарно-карантинный контроль, принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Союза данного подконтрольного товара (пункт 22 Порядка №299).
Таким образом, включенные в Перечень №299 товары подлежат санитарно-карантинному контролю и для целей таможенного контроля должны представляться товаросопроводительные документы с отметкой о прохождении санитарно-карантинного контроля в соответствии с пунктом 20 Порядка №299.
Как следует из материалов дела, спорный товар «краски акриловые флуоресцентные для рыболовных принадлежностей и приманок», который в силу Перечня №299 подлежит обязательному санитарно-карантинному контролю, был ввезен обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза по коносаменту № DBSLSC190621504 от 21.06.2019.
06.07.2019 с использованием средств электронного декларирования данный товар (№63) был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления путем подачи ДТ №10702070/060719/0126646.
При этом на дату таможенного оформления у общества отсутствовали документы, подтверждающие прохождение санитарно-карантинного контроля в отношении товара №63, поскольку согласно предоставленному в ходе таможенного контроля коносаменту № DBSLSC190621504 от 21.06.2019 санитарно-карантинный контроль фактически пройден не был, что подтверждается отсутствием на коносаменте штампа «Санитарно-карантинный контроль. Ввоз разрешен».
Учитывая, что документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Евразийского экономического союза, должны быть представлены одновременно с таможенной декларацией, в которой данный товар был заявлен к таможенному оформлению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в рассматриваемом случае выражается в отсутствии документа (коносамента) с отметками о прохождении санитарно-карантинного контроля до подачи декларации на данный товар.
Соответственно вывод таможенного органа о наличии в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, ответственность которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушение порядка подтверждения соблюдения санитарных мер не охватывается диспозицией статьи 16.3 КоАП РФ, апелляционным судом не принимается, как противоречащий подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, в силу которого к запретам и ограничениям относятся вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры.
При этом, как уже было указано выше, по правилам пункта 5 статьи 128 Кодекса товары, подлежащие санитарно-карантинному контролю (надзору), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Соответственно помещение товаров, включенных в Единый перечень подконтрольной продукции, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отсутствие отметки на коносаменте «Санитарно-карантинный контроль. Ввоз разрешен», свидетельствует о несоблюдении обществом санитарно-карантинных мер.
То обстоятельство, что в ДТ №10702070/060719/0126646 обществом были заявлены сведения о государственной регистрации подконтрольной продукции путем указания в графе 44 реквизитов свидетельства о государственной регистрации № KG.11.01.09.008.Е.001661.04.19 от 22.04.2019 на товар «краски акриловые флуоресцентные, торговая марка «ТОНО», не свидетельствует об отсутствии в поведении декларанта события вмененного административного правонарушения, поскольку соблюдение одной ограничительной меры не отменяет обязанность по соблюдению других запретов и ограничений.
Указание общества на то, что субъектом ответственности за нарушение требований таможенного законодательства в спорной ситуации является перевозчик (агент), судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку субъектом ответственности в данном случае выступает именно декларант, то есть лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, так как именно декларант обязан представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, а также несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в том числе за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Названный вывод следует из положений пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС, в силу которого декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В данном случае обязанность представить в таможенный орган документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, возлагается на общество как на лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, что подтверждается товаросопроводительными документами, контрактом, а также сведениями, указанными в графах 8, 9, 14 ДТ №10702070/060719/0126646.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации общество является субъектом ответственности за правонарушение, выразившееся в непредставлении при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299.
Таким образом, задекларировав товар №63 по спорной ДТ в отсутствие доказательств прохождения мер санитарно-карантинного контроля, общество нарушило установленную обязанность по соблюдению запретов и ограничений при ввозе подконтрольной продукции на таможенную территорию ЕАЭС, в связи с чем вывод таможенного органа о совершении обществом вменяемого административного правонарушения является нормативно и документально обоснованным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании спорного товара путем представления документов, подтверждающих прохождение санитарно-карантинного контроля, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований таможенного законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом общество, осуществляя ввоз на таможенную территорию ЕАЭС подконтрольного санитарному контролю товара должно было принять меры к прохождению такого перед подачей таможенной декларации.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что, вступая в правоотношения, регулируемые таможенным законодательством, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из таможенного законодательства Евразийского экономического союза, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства апелляционный суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания таможней не пропущен.
Оценив характер правонарушения и степень его общественной опасности, роль правонарушителя, судебная коллегия также приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к совершенному обществом правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку действия (бездействие) заявителя привели к ненадлежащему исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения запретов и ограничений в области таможенного регулирования.
Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции также не установлено.
В свою очередь проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен заявителю в размере минимальной санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Принимая во внимание, что постановление таможни от 13.10.2020 по делу об административном правонарушении №10702000-2072/2020 является законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов коллегией не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.01.2021 по делу №А51-18274/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Н.Н. Анисимова |
Судьи | А.В. Гончарова С.В. Понуровская |