ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-18663/15 от 08.02.2016 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-18663/2015

15 февраля 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 08 февраля 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,

при ведении протокола секретарями судебного заседания И.В. Ауловой, Е.Е. Овечко,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-11810/2015

на решение от 19.11.2015

судьи Д.А. Самофала

по делу № А51-18663/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511013839, ОГРН 1022500861130, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.11.2002)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002) в лице филиала по Приморскому краю

об оспаривании решения от 07.08.2015 № Ф01/15-36724,

при участии:

от Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа: представитель Тимохова Л.Н. по доверенности от 11.01.2016 № 1, сроком по 31.12.2016; Василькова О.В., по доверенности от 13.01.2016, сроком действия до 31.12.2016;

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю: не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

          Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (далее по тексту – заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю (далее по тексту - кадастровая палата, орган кадастрового учета) от 07.08.2015 №Ф01/15-36724 об отказе в учете изменений объекта недвижимости – сооружение – городское кладбище, назначение: кладбище, общая площадь 671974 кв.м, инв. №05:423:002:000001570, адрес объекта: примерно в 136 м по направлению на восток от ориентира здание – гаражные боксы ГСК «Желедорожник-2», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Русская, 84, и об обязании кадастровую палату осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости.

          Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

          Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что управлением в 2015 году заказан технический план сооружения в связи с изменением сведений о площади сооружения – городское кладбище, согласно которому площадь указанного сооружения составила 989274 кв.м. При этом отмечает, что из представленных в материалы дела архивных документов следует, что в течение XX века территория городского кладбища постоянно увеличивалась, и на сегодняшний день площадь сооружения является исторически сложившейся. На основании изложенных в апелляционной жалобе доводов заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

          В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

          Извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания кадастровая палата явку представителей в суд не обеспечила, в связи с чем апелляционная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без её участия.

          В судебном заседании 01.02.2016 судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 08.02.2016, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

          Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене ввиду следующего.

          Из материалов дела следует, что 28.04.2015 заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением №25-0-1-70/3001/2015-1864 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:34:017201:2799, к которому были приложены выписка из реестра муниципальной собственности от 21.04.2015 №11-01/14/2811, письмо управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 23.04.2015 №16-01/22/0940 и технический план сооружения на электронном носителе.

          07.05.2015 органом кадастрового учета принято решение №Ф01/15-24073 о приостановлении осуществления кадастрового учета до 07.08.2015 в связи с отсутствием обоснования увеличения площади данного объекта недвижимости, а также информации о разрешительных документах до 2005 года на указанный объект.

          29.05.2015 органом кадастрового учета принято решение №Ф01/15-27261 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета в связи с тем, что в приложении к техническому плану отсутствуют документы, подтверждающие направление соответствующих запросов в организации, уполномоченные до 2005 года выдавать или хранить документацию, предусмотренную статьей 41 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон №221-ФЗ).

          С целью устранения допущенного нарушения управление обратилось с запросами от 16.06.2015 исх. №11-01/14/3936 в архивный отдел Приморского края, от 18.06.2015 исх. №11-01/14/3976 в ГКУ «Государственный архив Приморского края», от 19.06.2015 исх. №11-01/14/4045 в МУ «Архив Уссурийского городского округа».

          Из ответов, представленных архивными организациями, следует, что на очередном заседании президиума Никольск-Уссурийского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов №33 от 05.10.1932 принято решение о закрытии городского кладбища в районе Масложиртреста (ул. Волочаевская, 120), «место под новое кладбище закрепить согласно акта комиссии от 10 сентября 1932 года в размерах, которое предложить оформить Горкомхозу, как равно и его границы с наглядным обозначением».

          Решением Исполнительного Комитета Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся №339 от 14.05.1953 «О прирезке земельного участка для территории кладбищ» решено «кладбищу, находящемуся в восточной части города в районе ж.д. слободки, прирезать земельный участок размером 100 х 560».

          Решением Исполнительного комитета Уссурийского городского Совета депутатов трудящихся №658 от 13.09.1973 «О расширении существующей территории кладбища» постановлено «разрешить похоронному бюро расширить территорию существующего кладбища в восточном направлении на 8 га».

          Пунктом 22 решения Исполнительного комитета Уссурийского городского Совета депутатов трудящихся №243 от 13.04.1978 «О предоставлении земельных участков ведомствам города и сносе жилых домов для нужд капитального строительства» решено «разрешить Уссурийскому бюро специальных услуг расширить существующую территорию кладбища на 6 га в юго-восточном направлении».

          Решением Исполнительного комитета Уссурийского городского Совета народных депутатов №693 от 10.12.1980 «О расширении существующей территории кладбища» постановлено «разрешить Бюро специальных услуг расширить территорию существующего кладбища в юго-восточном направлении на 6 га».

          Решением Исполнительного комитета Уссурийского городского Совета народных депутатов №14 от 10.01.1985 «О расширении территории кладбища» разрешено «для почетного захоронения граждан расширить территорию городского кладбища в западную сторону на площадь 1 га».

          Решением Исполнительного комитета Уссурийского городского Совета народных депутатов №608 от 22.12.1989 «О расширении территории городского кладбища» решено «расширить территорию городского кладбища общей площадью (не читаемый текст), в том числе с западной стороны на 0,4 га, с южной стороны на 0,6 га 1 га... Многоотраслевому объединению коммунального хозяйства (т. Копытько П.И.), управлению архитектуры и градостроительства (т. В.П. Карпенко) в течение первого квартала 1990 года рассмотреть вопрос перспективы расширения кладбища и дать свои рекомендации на утверждение в городской Совет народных депутатов».

          Решением Исполнительного комитета Уссурийского городского Совета народных депутатов №425 от 20.09.1991 «О расширении кладбища» постановлено «согласовать отвод 11 га земель под расширение в северном направлении территории кладбища...».

          Постановлением главы муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район Приморского края №191 от 28.02.2001 «О правах на земельный участок» принято решение «предоставить МУ «Служба заказчика» земельный участок площадью 73,1639 га, в том числе: 40 га в бессрочное (постоянное) пользование и 33,1639 га в долгосрочную аренду в границах размещения городского кладбища с учетом расширения границ с оформлением правоустанавливающих документов на землю».

          Рассмотрев, представленные управлением документы, орган кадастрового учета принял решение №Ф01/15-35171 от 24.07.2015 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета в связи с неустранением причин приостановления по решению от 07.05.2015 №Ф01/15-24073.

          По результатам рассмотрения заявления управления от №25-0-1-70/3001/2015-1864 от 28.04.2015 кадастровая палата 07.08.2015 приняла решение №Ф01/15-36724 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, указав, на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учёта и на неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

          Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

          Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитал, что поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие обоснованность увеличения площади объекта недвижимости, выходящего за пределы земельного участка, предоставленного для размещения кладбища, то орган кадастрового учета обоснованно отказал в учете изменений объекта недвижимости.

          Данные выводы судебная коллегия поддерживает на основании следующего.

          Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом №221-ФЗ.

          В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.

          Пунктом 6 части 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости – о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

          Согласно части 1 статьи 16 Закона №221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

          С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (часть 3 статьи 20 Закона №221-ФЗ).

          В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона №221-ФЗ в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

          Часть 1 статьи 41 этого же Закона определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

          Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 10 статьи 41 Закона №221–ФЗ).

          Приказом Минэкономразвития РФ от 23.11.2011 №693 утверждены форма технического плана сооружения и требования к подготовке технического плана сооружения (далее по тексту – Требования №693).

          В соответствии с пунктом 14 названных Требований сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.

          Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации (далее - декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

          Как установлено пунктом 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.12.2000 №628, декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.

          По правилам пункта 52 Требований №693 раздел «Заключение кадастрового инженера» оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.

          Таким образом, в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана сооружения, подготовленного на основании декларации об объекте недвижимости, приводится дополнительное обоснование сведений об изменении площади объекта недвижимости.

          Согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Закона №221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

            Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6 части 2 статьи 27 Закона №221-ФЗ).

          Из материалов дела усматривается, что Уссурийскому городскому округу на праве собственности принадлежит сооружение – городское кладбище, назначение: кладбище, общая площадь 671974 кв.м, инв. №05:423:002:000001570, адрес объекта: примерно в 136 м по направлению на восток от ориентира здание – гаражные боксы ГСК «Желедорожник-2», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Русская, 84, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.12.2009 серия 25-АБ №297751 (л.д. 12).

          Также на праве собственности Уссурийскому городскому округу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:34:017201:1283, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения городского кладбища, общая площадь 909994 кв.м, адрес объекта: примерно в 136 м по направлению на восток от ориентира здание – гаражные боксы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Русская, 84, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2011 серия 25-АБ №630274 (л.д. 49).

          Установив, что площадь сооружения фактически увеличилась, управление на основании декларации об объекте недвижимости, изготовило технический план сооружения – городское кладбище и обратилось в кадастровую палату с заявлением об учете изменений объекта недвижимости.

          При этом технический план сооружения, выполненный на основании декларации об объекте недвижимости, содержит сведения о площади сооружения – 989274 кв.м, в то время как согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.12.2009 серия 25-АБ №297751 площадь сооружения составляет 671974 кв.м, а площадь предоставленного для размещения кладбища земельного участка согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.10.2011 серия 25-АБ №630274 – 909994 кв.м.

          Данные сведения согласуются с выпиской из реестра муниципального имущества Уссурийского городского округа по состоянию на 21.04.2015 №11-01/14/2811 (л.д. 30), представленной вместе с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 28.04.2015, согласно которой площадь сооружения составляет 671974 кв.м.

          Из приложенного к заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости письма управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 23.04.2015 №16-01/22/0940 (л.д. 34) следует, что с 2005 года по настоящее время разрешение на строительство (реконструкцию) сооружения «кладбище» (кадастровый номер 25:34:017201:2799), разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта, управлением градостроительства не выдавались.

          Таким образом, как правильно указал орган кадастрового учета в решении от 07.05.2015 №Ф01/15-24073 о приостановлении осуществления кадастрового учета, документы, подтверждающие увеличение площади сооружения, органом местного самоуправления представлены не были. 

          В свою очередь анализ раздела «Заключение кадастрового инженера» технического плана сооружения показывает, что в нем отсутствует обоснование сведений об изменении площади данного объекта недвижимости в сторону увеличения, в том числе основания превышения площади сооружения над площадью земельного участка, на котором оно расположено.

          С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у кадастровой палаты имелись законные основания для приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке пункта 5 части 2 статьи 26 Закона №221-ФЗ ввиду представления документов, по форме и содержанию не соответствующих требованиям указанного Закона.

          Кроме того, учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, не были устранены управлением в установленный срок, орган кадастрового учета обоснованно на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона №221-ФЗ отказал в учете изменений объекта недвижимости.

          Довод заявителя жалобы о том, что территория городского кладбища является исторически сложившейся, не может быть принят коллегией во внимание, поскольку из имеющихся в материалах дела документов следует, что, начиная с 1932 года на территории Уссурийского городского округа, был сформирован и в дальнейшем увеличивался земельный участок для размещения кладбища, площадь которого в настоящее время составляет 909994 кв.м.

          В свою очередь из документов, представленных в орган кадастрового учета и имеющихся в материалах дела, не усматривается создание (реконструкция) сооружения – городское кладбище площадью 989274 кв.м на земельном участке площадью 909994 кв.м

          В этой связи имеющаяся в материалах дела декларация об объекте недвижимости, являющаяся составной частью технического плана сооружения, также не свидетельствует об изменении уникальных характеристик спорного сооружения.

          При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав содержание представленных документов, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно посчитал, что факт увеличения площади спорного сооружения не доказан совокупностью допустимых доказательств.

          Делая указанный вывод, коллегия учитывает, что в силу положений   Закона №221-ФЗ правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом.

          В этой связи спорный учет изменений объекта недвижимости влечет увеличение площади сооружения – городское кладбище с 671974 кв.м до 989274 кв.м путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

          Между тем названный способ увеличения площади объекта недвижимости за счет площади, находящейся за границами земельного участка, противоречит требованиям и земельного, и градостроительного законодательства.

          Кроме того, не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение не повлекло нарушение прав и законных интересов управления, поскольку из материалов дела не усматривается характер спорного сооружения как объекта недвижимости.

          Так, по правилам пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

          Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

          Вместе с тем сама по себе неразрывная связь с землей в отсутствие самостоятельного хозяйственного назначения не может иметь предопределяющего значения при отнесении объектов к объектам недвижимости.

          Соответственно использование земельного участка в целях захоронения и погребения, не отвечающее признакам сооружения, свидетельствует о специальном характере разрешенного использования земельного участка и не может свидетельствовать о создании на таком земельном участке самостоятельной недвижимой вещи (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

          Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение кадастровой палаты от 07.08.2015 №Ф01/15-36724 об отказе в учете изменений спорного объекта недвижимости является законным и обоснованным, в связи с чем арбитражный суд правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

          В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

          Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

          При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

          На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на управление судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2015 по делу №А51-18663/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.Н. Анисимова

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Гуцалюк