ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-19509/2021 от 05.05.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-19509/2021

мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Понуровской,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр Авиценна»,

апелляционное производство № 05АП-1741/2022

на решение от 10.02.2022

судьи Н.А. Беспаловой

по делу № А51-19509/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр Авиценна» (ИНН 2536151566, ОГРН 1052502950906)

к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)

о признании незаконным решения от 14.10.2021 № 23356/1у об отказе в согласовании дизайн-проекта размещения вывески,

при участии:

от администрации города Владивостока: Чопенко А.И. по доверенности от 21.12.2021 сроком действия по 31.12.2022;

от ООО «Медицинский центр Авиценна»: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр АВИЦЕННА» (далее – заявитель, общество, ООО «МЦ «АВИЦЕНА») обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Владивостока в лице Управления наружной рекламы (далее – администрация, управление наружной рекламы, орган местного самоуправления) о признании незаконным решения от 14.10.2021 № 23356/1у об отказе в согласовании дизайн-проекта размещения вывески; об обязании повторно рассмотреть дизайн-проект размещения вывески по адресу г. Владивосток, ул. Русская, д.52.

Решением суда от 10.02.2022 в удовлетворении заявления общества отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение от 10.02.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы администрации о несоответствии вывески архитектурному облику субъективны, не подтверждены документально. Также обращает внимание суда на то обстоятельство, что здание, на котором согласно дизайн-проекту планируется вывеска «АВИЦЕННА+» не предполагает расположение вывески над входом, поскольку прямо над входом в медицинский центр находится балкон. Настаивает на том, что оспариваемый отказ не содержит четко сформулированного основания для отказа, установленного административным регламентом предоставления муниципальной услуги по согласованию дизайн-проектов вывесок.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия по имеющимся в материалах дела документам.

Администрация по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее:

Общество арендует помещение, расположенное на первом этаже дома № 52 по ул. Русская в г. Владивосток, в котором размещается медицинский центр по оказанию медицинских услуг гражданам.

ООО «МЦ АВИЦЕННА» обратилось в Управление наружной рекламы с заявлением № 23356/1у от 30.09.2021 о согласовании дизайн-проекта размещения вывески по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, д. 52.

Уведомлением от 14.10.2021 № 23356/1у администрации г. Владивостока в лице Управления наружной рекламы обществу отказано в согласовании дизайн-проекта размещения вывески по следующим основаниям: внешний вид и размещение вывески «АВИЦЕННА», расположенной на фасаде здания по адресу: г .Владивосток, ул. Русская, д. 52 не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 7.3 - 7.20 муниципального правового акта г. Владивостока от 15.08.2018 № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа»; вывеска не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки территории города Владивостока и стилистике здания (сооружения) на котором она размещена, поскольку планируется к размещению выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) на глухом торце здания. Кроме того, вывеску предполагается разместить на самовольно измененном фасаде здания (устройства крыльца); размещение на вывеске «АВИЦЕННА» графического изображения возможно только при условии, что указанное изображение является изображением товарного знака, знака обслуживания.

Не согласившись с принятым решением, считая его незаконным и нарушающим права общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, в удовлетворении которого было отказано.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 7.3 муниципального правового акта г. Владивостока от 15.08.2018 №45-МПА Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа (далее - Правила благоустройства), вывески, размещаемые на территории Владивостокского городского округа, должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, иной нормативно-технической документации в области строительства, а также не нарушать внешний архитектурный облик города Владивостока, обеспечивать соответствие эстетических характеристик вывесок стилистике объекта, на котором они размещаются, и колористическому плану Владивостокского городского округа, утвержденному постановлением администрации города Владивостока.

В силу пункта 7.4 Правил благоустройства, размещение вывесок на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, сооружений осуществляется в соответствии с архитектурным обликом сложившейся застройки, требованиями данных Правил, а также архитектурно-художественным решением изменений (переоборудования) фасадов зданий, сооружений (при наличии таких изменений (переоборудования), согласованным органом администрации города Владивостока, уполномоченным в сфере архитектуры.

На вывесках может быть организована подсветка, которая должна иметь немерцающий, приглушенный свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений (пункт 7.6 Правил благоустройства).

Пунктом 7.7 Правил благоустройства предусмотрено, что вывески по своему содержанию делятся на два типа:

вывески, содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование, фирменное наименование и коммерческое обозначение организаций, изображение товарного знака, знака обслуживания в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя (далее - вывески первого типа);

вывески, содержащие сведения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - вывески второго типа).

Внешний вид вывесок первого типа и их размещение определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески, разработанным в соответствии с требованиями настоящих Правил и согласованным с администрацией города Владивостока, в соответствии с административным регламентом указанной муниципальной услуги за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Для согласования дизайн-проекта размещения вывески в соответствии с административным регламентом предоставления указанной муниципальной услуги заявитель предоставляет в администрацию города Владивостока дизайн-проект размещения вывески. Требования к дизайн-проекту размещения вывески устанавливаются администрацией города Владивостока.

Размещение вывесок первого типа, не соответствующих дизайн-проектам размещения вывесок, согласованным с администрацией города Владивостока, не допускается (пункт 7.8. Правил благоустройства).

Пунктом 7.12. Правил благоустройства предусмотрено, что настенные конструкции, относящиеся к вывескам первого типа, размещаемые на внешних поверхностях зданий, сооружений, должны размещаться над входом или окнами (витринами) помещений на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу пункта 7.19 Правил благоустройства, при размещении на территории Владивостокского городского округа вывесок запрещается:

нарушение требований к местам размещения вывесок;

размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами), за исключением случаев, указанных в настоящих Правилах;

размещение вывесок на глухих торцах фасада в случае размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, сооружений (за исключением случаев размещения вывесок на внешних поверхностях торговых, спортивных, развлекательных и бизнес-центров, кинотеатров, театров, цирков);

размещение вывесок на лоджиях и балконах.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил благоустройства, формирование, изменение внешнего вида фасадов зданий, строений, сооружений и ограждающих их конструкций (в том числе окраска, облицовка) на территории Владивостокского городского округа осуществляются в соответствии с требованиями к их внешнему виду и техническому состоянию, установленными муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, в том числе Колористическим планом Владивостокского городского округа, утвержденным администрацией города Владивостока, и в соответствии с согласованным архитектурно-художественным решением.

Согласование архитектурно-художественного решения осуществляется органом администрации города Владивостока, уполномоченным в сфере архитектуры, в порядке, устанавливаемом административным регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги.

Постановлением  администрации г. Владивостока от 29.12.2016 № 3664 утвержден административный регламент предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Согласование дизайн-проектов размещения вывесок» (далее – Административный регламент), разработанный с целью организации предоставления муниципальной услуги «Согласование дизайн-проектов размещения вывесок» (далее - муниципальная услуга) в администрации города Владивостока.

Административный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, порядок взаимодействия администрации города Владивостока с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами либо с их уполномоченными представителями, обратившимися по вопросу предоставления муниципальной услуги (далее - заявитель).

В соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента, к заявлению заявитель прилагает следующие документы:

1) дизайн-проект размещения вывески, выполненный индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим работы по подготовке проектной документации (далее - проектировщик) - в 2 (двух) экземплярах (один экземпляр остается в Управлении, второй экземпляр возвращается заявителю). Дизайн-проект размещения вывески должен быть прошит, скреплен подписью и печатью проектировщика (при наличии), выполнившего указанный дизайн-проект размещения вывески;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (предоставляется в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);

3) документы, подтверждающие право собственности или иные законные права на недвижимое имущество, к которому присоединяется вывеска, если право собственности на недвижимое имущество, к которому присоединяется вывеска, не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (предоставляется в случае, если размещение вывески предполагается на крыше здания, сооружения);

В силу подпункта 4 пункта 2.6.3. к заявлению заявитель по собственной инициативе прилагает документы, подтверждающие согласование изменения внешнего вида фасадов здания (сооружения) и ограждающих конструкций с уполномоченным органом в области архитектуры и градостроительства (предоставляются в случае наличия изменений внешнего вида фасадов здания (сооружения), на котором планируется размещение вывески).

Пункт 2.10 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в подпунктах 2.6.1, 2.6.2 пункта 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента;

2) несоответствие заявления и (или) документов, приложенных к заявлению, требованиям, указанным в подпунктах 2.6.1, 2.6.2 пункта 2.6, пункте 2.8 раздела 2 настоящего административного регламента;

3) внешний вид вывески и ее размещение, сведения о которых содержатся в дизайн-проекте размещения вывески, не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктами 7.3 - 7.19 раздела 7 муниципального правового акта города Владивостока от 15.08.2018 № 45-МПА «Правила благоустройства территорий Владивостокского городского округа»;

4) внешний вид вывески и ее размещение, сведения о которых содержатся в дизайн-проекте размещения вывески, не соответствуют требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании (применяется в случае, если размещение вывески предполагается на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации);

5) наличие информации об отсутствии документов, указанных в подпунктах 4, 5, 6 подпункта 2.6.3 пункта 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента.

Нельзя не отметить, что отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторному обращению заявителя с заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Как следует из оспариваемого уведомления, отказ в согласовании дизайн-проекта размещения вывески по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 52, принят органом местного самоуправления на основании подпунктов 3, 5 пункта 2.10 Административного регламента по мотиву того, что внешний вид и размещение вывески «АВИЦЕННА», расположенной на фасаде здания по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, д. 52, не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки территории города Владивостока и стилистике здания (сооружения), на котором она размещается, кроме того, вывеску «АВИЦЕННА» планируется разместить по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, д. 52 на фасаде здания, имеющем признаки изменения его внешнего вида (устройство крыльца), документы о согласовании изменения внешнего вида фасада здания по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, д. 52 в управлении архитектуры и строительства объектов Владивостокского городского округа отсутствуют. Следовательно, вывеску «АВИЦЕННА» предполагается разместить на самовольно измененном фасаде здания.

При принятии данного решения администрацией принята во внимание информация, полученная от управления архитектуры и строительства объектов Владивостокского городского округа, в соответствии с которой документы о согласовании изменения внешнего вида фасада здания по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, д. 52 в управлении архитектуры и строительства объектов Владивостокского городского округа отсутствуют.

Также заявителю было указано, что после устранения замечаний, послуживших основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, общество может повторно направить заявление о согласовании дизайн-проекта размещения вывески с приложением необходимых документов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что уполномоченный орган в лице управления наружной рекламы не согласовал дизайн-проект размещения вывески общества на основании вышеуказанных несоответствий, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации, выраженный в уведомлении от 14.10.2021 № 23356/1у, не противоречит действующему законодательству в установленной сфере правоотношений, равно как и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не препятствует обращению общества в уполномоченный орган с заявлением о согласовании дизайн-проекта размещения вывески после устранения замечаний.

Несогласие общества с решением администрации носит субъективный характер и не опровергает выводы уполномоченного органа о наличии оснований для отказа в согласовании дизайн-проекта размещения вывески, исходя из положений подпунктов 3, 5 пункта 2.10 Административного регламента.

В целом приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Исходя из вышеизложенного, апелляционная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей, понесенные апеллянтом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.02.2022 по делу №А51-19509/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Понуровская

Судьи

Н.Н. Анисимова

А.В. Гончарова