ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-19689/16 от 13.03.2017 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-19689/2016

16 марта 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 13 марта 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2017 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Владивостока,

апелляционное производство № 05АП-1085/2017

на решение от 19.12.2016

судьи Галочкиной Н.А.

по делу № А51-19689/2016 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (ИНН 2536153796, ОГРН 1052542950130, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.03.2005)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)

о признании невозможной к взысканию задолженности по пеням в размере 719 158 руб. 82 коп., штрафов в размере 2 835 руб. 30 коп., об обязании исключить из лицевого счета задолженности по справке №38462 о состоянии расчетов по состоянию на 28.06. 2016 в размере 721 994 руб. 12 коп.,

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владивостока: представитель Терехова О.В. по доверенности от 16.08.2016 сроком на 1 год, удостоверение;

от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»: представитель Томина Е.П. по доверенности от 20.12.2016 сроком до 31.12.2017, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (далее – заявитель, учреждение, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее – инспекция, налоговый орган) о признании невозможной к взысканию задолженности по пеням в размере 719 158 руб. 82 коп., штрафам 2 835 руб. 30 коп., в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке; об обязании исключить запись из лицевого счета задолженности по справке №38462 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 28.06 2016 в размере 721 994 руб. 12 коп. с учетом уточнений принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

  Решением от 19.12.2016 суд признал указанную задолженность учреждения невозможной к взысканию, обязанность по ее уплате прекращенной; обязал инспекцию исключить записи из лицевого счета учреждения задолженности по справке № 38462 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 28.06.2016 в размере 721 994 руб. 12 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке, считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения.

Ссылаясь на статьи 44, 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) податель жалобы указывает, что утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафов сама по себе не является основанием для признания задолженности безнадежной ко взысканию и прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате. Налоговый орган считает, что судебный акт о признании безнадежной ко взысканию задолженности может быть принят только по обращению с соответствующим заявлением инспекции в суд.

Кроме того, налоговый орган сообщает, что им подано в суд заявление о взыскании, в том числе спорной задолженности с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель учреждения на доводы жалобы возразил по основаниям изложенным в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года № 23-р «О создании федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору» в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, было создано 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору, путем реорганизации в форме слияния 2218 федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» зарегистрировано в качестве юридического лица 31 марта 2005 года.

Согласно п. 78 Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года № 23-р Центр гигиены и эпидемиологии по Приморскому краю, образован путем слияния 31 федерального государственного учреждения.

30.06.2016 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» была выдана справка № 38462 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 28.06.2016 в которой отражена задолженность по следующим видам налогов:

недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (Н/А), где задолженность по пени составила 408 429 рублей 58 копеек, задолженность по штрафам составила 1 240 рублей 50 копеек;

недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации (н/а), где задолженность по пеням составила 8 332 рубля 73 копейки;

недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС (н/а), где пеня составила 23 551 рубль 78 копеек;

недоимка, пени, штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, (Н/А), где задолженность по пеням составила 8 140 рублей 13 копеек, задолженность по штрафам составила 50 рублей 00 копеек;

единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (н/а), где задолженность по пеням составила 195 934 рубля 02 копейки, задолженность по штрафам составила 1 183 рубля 80 копеек;

единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации (н/а), где задолженность по пеням составила 35 633 рубля 17 копеек, задолженность по штрафам составила 23 рубля 50 копеек;

ЕСН, зачисляемый в ФФОМС (н/а), где задолженность по пеням составила 39 137 рублей 41 копейка, задолженность по штрафам 287 рублей 50 копеек;

денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные рядом статей Налогового кодекса Российской Федерации, где задолженность по штрафам составила 50 рублей 00 копеек.

Таким образом, общая сумма задолженности Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» составила 721 994 рубля 12 копеек, из них - по пеням в размере 719 158 рублей 82 копейки, по штрафам в размере 2 835 рублей 30 копеек.

Заявитель полагая, что данная задолженность является безнадежной к взысканию, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности по истечении установленного срока для взыскания.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 70 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу положений пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 НК РФ).

В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 НК РФ).

Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 и пункту 8 статьи 47 НК РФ положения данных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

Следовательно, Налоговым кодексом Российской Федерации для каждого этапа установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, при нарушении одного из этапов процедуры взыскания налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия по осуществлению последующего этапа процедуры взыскания, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию.

В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст. 59 Налогового кодекса, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 Налогового кодекса сроков на взыскание в принудительном порядке.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57) по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что с учетом положений статьей 45, 70, 46 и 47 НК РФ, устанавливающих порядок и сроки принудительного взыскания задолженности перед бюджетом, в том числе и в судебном порядке, возможность взыскания задолженности в сумме 721 994,12 руб. рублей, образовавшейся до 2011 года налоговым органом утрачена.

Указанная задолженность, отраженная в карточке расчета с бюджетом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», образовалась в структурных подразделениях (филиалах) ГУ Центр Госсанэпидемнадзора по Приморскому краю. При этом, инспекция не располагает информацией о ранее принятых мерах принудительного взыскания задолженности. Документы относительно задолженности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», которая образовалась в 2003-2008 годах в период нахождения на учете в других налоговых органах, отсутствуют в налоговом органе.

Из материалов дела следует, что сроки принудительного взыскания задолженности в сумме 721 994,12 руб. истекли, правовых возможностей по ее взысканию с учетом положений законодательства о налогах и сборах, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не имеется, суд первой инстанции правомерно признал указанную задолженность безнадежной к взысканию.

Налоговый орган также подтверждает, что возможность принудительного взыскания указанной задолженности им утрачена. Однако ошибочно полагает, что судебный акт о признании безнадежной ко взысканию задолженности может быть принят только по обращению с соответствующим заявлением инспекции в суд.

При этом в пункте 9 Постановления № 57 прямо предусмотрено право налогоплательщика обратиться в суд с таким заявлением, при этом такое требование является иным неимущественным требованием, что подразумевает иной способ защиты своих прав

Указание налогового органа на то, что им подано в суд заявление о взыскании, в том числе спорной задолженности с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» с ходатайством о восстановлении пропущенного срока коллегией не принимается, поскольку решением арбитражного суда от 07.03.2017 по делу № А51-28376/2016 в удовлетворении ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд отказано, в удовлетворении требований о взыскании с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» задолженности в размере 889 148 руб. 50 коп. отказано.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере 721 994,12 руб.  по истечении установленного срока для взыскания.

Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которым бы суд первой инстанции не дал правовой оценки и которые бы влияли на оценку судебного акта первой инстанции.

На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2016  по делу №А51-19689/2016  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

В.В. Рубанова