ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-19929/19 от 18.06.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-19929/2019

18 июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Понуровской,

судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТ»,

апелляционное производство № 05АП-2321/2020

на решение от 04.03.2020

судьи А.А. Николаева

по делу № А51-19929/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТ»       (ИНН 2503032330, ОГРН 1152503000320)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Дальневосточное таможенное управление (ИНН 2540015492, ОГРН 1022502268887),

о признании незаконным решения №1 от 07.09.2019 об отказе в выпуске товара, задекларированного в ДТ №10702070/210819/0165994; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3.000 рублей,

при участии:

от ООО «ИНВЕСТ»: Беликова А.П. по доверенности от 01.11.2019 сроком действия на 2 года, удостоверение адвоката; директор Беликов А.П., на основании решения №7 Единственного учредителя ООО «ИНВЕСТ» от 22.05.2019, паспорт;

от Владивостокской таможни: Невзорова В.В. по доверенности от 17.09.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 2072),  удостоверение;

от ДВТУ: Кузнецова М.В. по доверенности от 24.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 0967), удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТ» (далее – заявитель, общество, декларант, ООО «ИНВЕСТ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее – ответчик, таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения №1 от 07.09.2019 об отказе в выпуске товара, задекларированного в ДТ №10702070/210819/0165994 (далее по тексту - ДТ), о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Определением от 30.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Дальневосточное таможенное управление (далее - ДВТУ).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «ИНВЕСТ» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобой, в которой просит решение от 04.03.2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на положения ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (далее - ТР ТС 009/2011), указывает, что парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям указанного технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, не допускается к размещению на рынке. Исходя из этого, декларант просил выпустить товары условно, согласно статье 107 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и предоставил таможенному органу соответствующее обязательство.

 Также, руководствуясь положениями ТР ТС 009/2011, полагает, что имеет право на предоставление таможенному органу документов и сведений после выпуска товара. По мнению апеллянта, отсутствие на товаре маркировки на русском языке и знака «ЕАС» не исключает того факта, что представленная декларация о соответствии данного товара не выдавалась, не влечет невозможность применения приложенных ДС к спорному товару.

Общество ссылается на возможность применения аналогии процедуры нанесения русскоязычной маркировки с процедурой нанесения знака ЕАС, поскольку в техническом регламенте момент маркировки установлен один, а иными законодательными актами не установлен запрет на маркирование продукции на территории РФ при условном выпуске товара.

Указывает на отсутствие обязанности повторного обращения в таможенный орган с заявлением о выпуске товара условно, так как ранее такое обращение уже подавалось декларантом.

Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», апеллянт указывает, что маркировка знаков обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. ООО «ИНВЕСТ» как заявитель вправе нанести маркировку удобным для него способом – на складе собственника товара на территории РФ  при условном выпуске товара.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.

Представитель Владивостокской таможни в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва с Обществом не согласилась. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Дальневосточное таможенное управление в судебном заседании поддержало позицию Владивостокской таможни согласно письменному отзыву, по тексту которого управление опровергает доводы апелляционной жалобы, просит оставить решение Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2020 без изменения, а апелляционную жалобу ООО «ИНВЕСТ» - без удовлетворения. 

В судебном заседании 15.06.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 18.06.2020 до 13 час. 40 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

После перерыва представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции, озвученные ранее.

Из материалов дела коллегия суда установила следующее:

21.08.2019 в 19:39 ООО «ИНВЕСТ» в рамках исполнения контракта № RUKR/0519 от 31.05.2019 в счет поставки по инвойсу № KR190819 от 18.08.2019 с использованием средств электронного декларирования, во Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни в целях помещения товаров «КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ, БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, КЛАСС МАССМАРКЕТ: КРЕМА, МАСКИ, АЛЬГИНАТНЫЕ МАСКИ (С МЕРНОЙ ЛОЖКОЙ, ШПАТЕЛЕМ И ЧАШКОЙ ДЛЯ РАЗВЕДЕНИЯ) НАЗНАЧЕНИЕ - ДЛЯ ЛИЦА, РАСФАСОВКА - ПЛАСТИКОВЫЕ БАНКИ, ПЛАСТИКОВЫЕ ДОЗАТОРЫ, ПЛАСТИКОВЫЕ ПАКЕТЫ, ПЛАСТИКОВЫЕ ТУБЫ, УПАКОВАННЫЕ В КАРТОННЫЕ КОРОБКИ, код ТН ВЭД ЕАЭС 3304990000, страна происхождения – Республика Корея» под таможенную процедуру «Выпуска для внутреннего потребления» подана декларация на товары.

Указанная декларация зарегистрирована 21.08.2019 в 15:31:41 под № 10702070/210819/0165994.

21.08.2019 декларантом в адрес таможни направлено письмо с обязательством не отчуждать товары, представить в срок до 30.09.2019 документы о соответствии ТР ЕАЭС на ввозимую продукцию, нанесения единого знака обращения ЕАС и наклеек с переводом, с договором № 031- 20-19 от 09.04.2019 на оказание услуг по получению сертификатов, актами отбора проб и образцов, а также заявки № 0308 от 21.08.2019 на проведение испытаний. В качестве причины отсутствия документов о соответствии указано увеличение сроков проведения испытаний продукции. Также в указанном обращении декларант указал место нахождения товаров.

21.08.2019 в целях установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации и сведений, содержащихся в представленных документах в отношении товаров, задекларированных в ДТ № 10702070/210819/0165994, Владивостокским таможенным постом (ЦЭД) Владивостокской таможни принято решение о проведении таможенного осмотра товаров, о чем 22.08.2019 декларанту направлено уведомление с требованием о предъявлении товаров.

В связи с проведением таможенного контроля продлены сроки выпуска товаров до 31.08.2019, о чем во исполнение пункта 9 статьи 119 ТК ЕАЭС общество уведомлено о продлении сроков выпуска товара в соответствии с пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС. Результаты таможенного осмотра контейнера MRKU9843864 оформлены Актом № 10702030/260819/009820 от 26.08.2019. С целью идентификации товаров, а также в связи с отказом представителя грузополучателя предъявить товар к осмотру, таможенным постом принято решение о проведении таможенного досмотра в стопроцентном объеме.

Информация о необходимости проведения таможенного досмотра направлена в т/п Морской порт Владивосток Владивостокской таможни.

30.08.2019 общество уведомлено о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра.

В связи с проведением таможенного контроля продлены сроки выпуска товаров до 10.09.2019, о чем во исполнение пункта 9 статьи 119 ТК ЕАЭС общество уведомлено о продлении сроков выпуска товара в соответствии с пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.

26.08.2019 проведен таможенный досмотр товаров, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра № 10702030/040919/010257, где отражено, что на товаре имеется маркировка «MADEINKOREA», сведения на латинском или русском языке, однозначно указывающие на производителя, отсутствуют.

Данное обстоятельство подтверждается фотографиями, приложенными к акту таможенного досмотра № 10702030/040919/010257, иными материалами дела не опровергается.

25.08.2019 в адрес декларанта направлен запрос о предоставлении информации об ознакомлении со статьями 107 Закона о таможенном регулировании и статьи 126 ТК ЕАЭС, в ответ на который направлена информация о том, что маркировка продукции на русском языке и единым знаком обращения на рынке ЕАС будет нанесена перед выпуском ввезённого товара в обращение на территории Российской Федерации, с просьбой принять решение о выпуске спорного товара без нанесения маркировки товара, ссылаясь на письмо ФТС № 14-88/35479 от 14.06.2018 «О направлении информации».

05.09.2019 декларантом в адрес таможенного поста представлены сведения о декларациях о соответствии №№ №№ ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06890/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06405/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06387/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06401/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06415/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06421/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06392/19, зарегистрированных 27.08.2019 и 30.08.2019.

07.09.2019 в адрес декларанта таможней направлен ответ о том, что представленные декларации о соответствии не могут распространять своё действие на ввозимые товаров в связи с отсутствием маркировки товаров в соответствии с требованиями ТР ТС 009/2011.

В связи с невыполнением декларантом требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» № ТР ТС 009/2011, а именно выявлением по результатам таможенного контроля отсутствия на товаре маркировки на русском языке, в том числе содержащей информацию о производителе, таможней на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС 07.09.2019 было принято решение об отказе в выпуске товаров, сведения о которых указаны в ДТ № 10702070/210819/0165994.

Не согласившись с решением об отказе в выпуске товаров по ДТ № 10702070/210819/0165994 и считая, что оно принято с нарушением норм действующего таможенного законодательства, а также нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что таможенным органом обоснованно сделан вывод о несоблюдении обществом норм законодательства в области технического регулирования, поскольку данное несоответствие требованиям ТР ТС 009/2011 выявлено при предъявлении декларантом таможенному органу зарегистрированных деклараций о соответствии, и само маркирование парфюмерно-косметической продукции в соответствии с пунктами 9 статьи 5ТР ТС 009/2011 не зависит от прохождения процедуры оценки соответствия, установленной статьей 6 ТР ТС 009/2011.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил ввиду следующего:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.

Пунктами 1 и 2 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.

Согласно статье 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений, которые включают меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений

В соответствии с пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом:

1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств - членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;

2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при выявление при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, за исключением случаев, когда:

- выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены;

- выявленные нарушения устранены, декларируемые товары не изъяты, и на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов.

В силу пункта 3 статьи 125 ТК ЕАЭС отказ в выпуске товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе. При оформлении отказа в выпуске товаров указываются все причины, послужившие основанием для такого отказа, а также, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - рекомендации по их устранению.

Как следует из материалов дела, 21.08.2019 ООО «ИНВЕСТ» в рамках исполнения контракта № RUKR/0519 от 31.05.2019 в счет поставки по инвойсу № KR190819 от 18.08.2019 с использованием средств электронного декларирования, во Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни в целях помещения товаров «КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ, БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, КЛАСС МАССМАРКЕТ: КРЕМА, МАСКИ, АЛЬГИНАТНЫЕ МАСКИ (С МЕРНОЙ ЛОЖКОЙ, ШПАТЕЛЕМ И ЧАШКОЙ ДЛЯ РАЗВЕДЕНИЯ) НАЗНАЧЕНИЕ - ДЛЯ ЛИЦА, РАСФАСОВКА - ПЛАСТИКОВЫЕ БАНКИ, ПЛАСТИКОВЫЕ ДОЗАТОРЫ, ПЛАСТИКОВЫЕ ПАКЕТЫ, ПЛАСТИКОВЫЕ ТУБЫ, УПАКОВАННЫЕ В КАРТОННЫЕ КОРОБКИ, код ТН ВЭД ЕАЭС 3304990000, страна происхождения – Республика Корея» под таможенную процедуру «Выпуска для внутреннего потребления» подана декларация на товары.

Указанная декларация зарегистрирована 21.08.2019 в 15:31:41 под № 10702070/210819/0165994.

Апелляционной коллегией установлено, что 21.08.2019 декларантом в адрес таможни также направлено письмо с обязательством не отчуждать товары, представить в срок до 30.09.2019 документы о соответствии ТР ЕАЭС на ввозимую продукцию, нанесения единого знака обращения ЕАС и наклеек с переводом, с договором № 031- 20-19 от 09.04.2019 на оказание услуг по получению сертификатов, актами отбора проб и образцов, а также заявки № 0308 от 21.08.2019 на проведение испытаний. В качестве причины отсутствия документов о соответствии указано увеличение сроков проведения испытаний продукции. Также в указанном обращении декларант указал место нахождения товаров.

По тексту апелляционной жалобы декларант, ссылаясь на положения ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (далее - ТР ТС 009/2011), указывает, что парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям указанного технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, не допускается к размещению на рынке. Исходя из этого, декларант просил выпустить товары условно согласно статье 107 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предоставил таможенному органу соответствующее обязательство.

Доводы апеллянта о возможности выпуска товара условно апелляционной коллегией рассмотрены и отклоняются в силу следующего:

Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государствчленов может быть подтверждено после выпуска товаров; такие товары считаются условно выпущенными (подпункт 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС).

В соответствии с частью 1 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров;

3) в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме (часть 3 статьи 126 ТК ЕАЭС).

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.

По результатам таможенного досмотра, оформленного Актом от 04.09.2019 № 10702030/040919/010257, установлено, что на товаре, задекларированном по ДТ № 10702070/210819/0165994, маркировка на русском языке, свидетельствующая, в том числе о производителе, а также маркировка единым знаком обращения на рынке государств – членов Евразийского экономического союза – отсутствует.

Статьей 107 Федерального закона о таможенном регулировании установлено, что в случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее сорока пяти календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок. Таможенные органы отказывают в выдаче разрешения на представление документов после выпуска товаров, если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Об отказе в выдаче разрешения на представление документов после выпуска товаров таможенный орган в письменной или электронной форме сообщает декларанту не позднее дня, следующего за днем обращения, с указанием причины отказа.

Частью 3 статьи 111 Федерального закона о таможенном регулировании, о том, что документы или сведения о подтверждении соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, которые были условно выпущены в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, представляются декларантом в соответствии со статьей 107 Федерального закона в таможенный орган, которым был осуществлен условный выпуск товаров. Таможенный орган принимает такие документы или сведения на основании заявления декларанта, составленного в произвольной форме. В заявлении указывается номер декларации на товары, по которой таможенным органом осуществлялся условный выпуск товаров. По просьбе декларанта таможенный орган обязан выдать письменное подтверждение принятия документов или сведений.

Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании).

Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона о техническом регулировании. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства (часть 1 статьи 29 Закона о техническом регулировании).

Из пункта 2 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе следует, что технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.

Из материалов дела следует, что ООО «ИНВЕСТ» ввезена по ДТ № 10702070/210819/0165994 парфюмерно-косметическая продукция в таре, в отношении которой следует применять «ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799.

Данным Техническим регламентом установлены требования к продукции, а также на связанные с ней процессы производства, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности (статья 1 ТР ТС 009/2011).

В статье 3 ТР ТС 009/2011 определено, что выпуск в обращение - это момент (в том числе первая оферта), начиная с которого продукция предназначается изготовителем или продавцом (импортером) для продажи или передачи иным способом потребителям на территории государств - членов ТС. Импортер - резидент государства - члена ТС, который заключил с нерезидентом государства - члена ТС внешнеторговый договор на передачу парфюмерно-косметической продукции, осуществляет реализацию этой парфюмерно-косметической продукции и несет ответственность за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента ТС.

Парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам ТС, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте ТС требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.

Парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к размещению на рынке (статья 4 ТР ТС 009/2011).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5ТР ТС 009/2011 безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований, в том числе к маркировке продукции. Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции установлены пунктом 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011.

Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книги.

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию: наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции; назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции; косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке; наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя); наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС; номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции; цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств); массовую долю фторида в пересчете на молярную массу фтора (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора; срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год); описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2 - 5 настоящего технического регламента; номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции; сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции; список ингредиентов. Данная информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению, на государственном(ых) языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции (подпункты 9.1-9.5 пункта 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011).

Парфюмерно-косметическая продукция подвергается процедуре оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента ТС перед выпуском в обращение на таможенной территории ТС (пункт 1 статьи 6ТР ТС 009/2011).

Для принятия декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции требованиям настоящего технического регламента ТС заявителю (изготовителю, уполномоченному представителю изготовителя или импортеру) необходимо иметь следующие документы для каждого названия продукции: - перечень ингредиентов, входящих в состав парфюмерно-косметической продукции, с указанием концентрации ингредиентов; - копии документов, содержащие органолептические и физико-химические показатели продукции, заверенные заявителем; - протоколы исследований (испытаний), или акты гигиенической экспертизы, или научные отчеты, или экспертные заключения на соответствие требованиям пунктов 3 - 6 статьи 5 технического регламента ТС, полученные в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);

- договор на поставку (контракт) и товаросопроводительная документация (схема 4д);

- образец маркировки потребительской тары парфюмернокосметической продукции, подтверждающий соответствие требованиям пункта 9 статьи 5 технического регламента ТС;

- документ изготовителя о соответствии производства требованиям пункта 7 статьи 5 настоящего технического регламента (письменное уведомление изготовителя о соответствии производства требованиям настоящего технического регламента ТС, или декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP));

- документы, подтверждающие потребительские свойства парфюмерно-косметической продукции, заявленные в маркировке потребительской тары (антимикробное действие, от морщин, SPF-фактор, противокариозное, противовоспалительное действие средств гигиены полости рта и т.д.), заверенные заявителем.

Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту согласно статье 6, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции (статья 7 ТР ТС).

Материалами дела подтверждается, что обществом ввезена парфюмерно-косметическая продукция, при декларировании которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо представление деклараций о соответствии.

При этом представленные в гарантийном обязательстве декларации о соответствии №№ ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06890/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06405/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06387/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06401/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06415/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06421/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06392/19 не распространяют свое действие на спорные ввезенные товары, в связи с отсутствием маркировки продукции на русском языке.

Согласно Порядку применения единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС, утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711, изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия продукции.

Действительно, товары, подлежащие маркированию единым знаком обращения, но не маркированные им в месте производства, могут выпускаться таможенным органом условно, при наличии документов, подтверждающих прохождение процедуры оценки соответствия.

Однако из материалов судебного дела усматривается, что такое обращение после получения деклараций о соответствии в таможенный орган декларантом не направлялось, так как сведения о декларациях о соответствии №№ ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06890/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06405/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06387/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06401/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06415/19; ЕАЭС N RU Д-KR.ТР06.В.06421/19; ЕАЭС N RU ДKR.ТР06.В.06392/19, зарегистрированных 27.08.2019 и 30.08.2019, направлены в таможню 05.09.2019, то есть до разрешения вопроса о возможности их условного выпуска товаров, задекларированных в ДТ № 10702070/210819/0165994, по обращению декларанта от 21.08.2019.

 Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии обязанности повторного обращения в таможенный орган с заявлением о выпуске товара условно, так как ранее такое обращение уже подавалось декларантом, является ошибочным и основано на неверном толковании норм материального права.

Также необоснованным является довод апеллянта относительно того, что маркировка знаков обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. ООО «ИНВЕСТ» как заявитель вправе нанести маркировку удобным для него способом, в том силе, на складе собственника товара на территории РФ при условном выпуске товара.

Апелляционная коллегия отклоняет указанный довод ввиду следующего:

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ № 184 маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции, ввезенной заявителем апелляционной жалобы, установлены пунктом 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011, согласно которому маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке.

Таким образом, требования к маркировке ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза парфюмерно-косметической продукции, вопреки позиции апеллянта, должны быть соблюдены до ее выпуска, то есть при помещении товаров под таможенную процедуру.

Ссылка апеллянта на возможность применения аналогии процедуры нанесения русскоязычной маркировки с процедурой нанесения знака ЕАС при условном выпуске товара немотивированна, основывается на неверном толковании норм материального права.

Апелляционная коллегия, исходя из толкования норм права, отмечает, что декларант при маркировке продукции знаком обращения обладает правом самостоятельного выбора конкретного способа проставления маркировки, а не периода (времени), когда такая маркировка должна быть проставлена. 

Например, маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5 ТР ТС 009/2011. При этом следует учитывать нанесение обязательной к указанию информации, а также то, что маркировка наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции (статья 7 ТР ТС).

Следует учитывать, что государства - члены Таможенного союза обязаны принять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение парфюмерно-косметической продукции на таможенной территории государства-участника ТС, а также изъятия с рынка парфюмерно-косметической продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека.

По смыслу вышеприведенных нормативных положений нельзя согласиться с выводами заявителя апелляционной жалобы о том, что информация о товаре на русском языке должна быть нанесена непосредственно на складе собственника товара при условном выпуске продукции. Напротив, в силу положений Технического регламента, безопасность товаров (в данном случае парфюмерно-косметической продукции) гарантируется для потребителя при первом пресечении компетентным государственным органом продвижения товаров, не отвечающих соответствующим требованиям к их безопасности, с момента первой оферты, начиная от изготовителя товаров.

Соответствующие гарантии со стороны таможенных органов реализуются посредством отказа в выпуске небезопасных товаров, что в свою очередь не исключает контроль над продвижением выпущенных товаров со стороны иных компетентных органов. Таким образом, требования к маркировке, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза парфюмерно-косметической продукции должны быть соблюдены до ее выпуска, то есть при помещении товаров под таможенную процедуру.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебные акты по делу № А41-99336/2015 не может быть принята апелляционной коллегией, так как цитируемое судебное постановление Десятого арбитражного апелляционного суда не имеет преюдициального значения (части 2 и 3 статьи 69 АПК РФ), вопрос о виновном/невиновном заявлении обществом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов не тождественен по своему правовому значению соблюдению им требований Технического регламента с целью выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2020  по делу № А51-19929/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Понуровская

Судьи

О.Ю. Еремеева

Г.Н. Палагеша