ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-20285/19 от 03.06.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-20285/2019

08 июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Понуровской,

судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК СИСТЕМА»,

апелляционное производство № 05АП-1721/2020

на решение от 24.01.2020

судьи Н.А. Беспаловой

по делу № А51-20285/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК Система» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения, выразившегося в письме исх. № 11353сп от 26.08.2019 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта – подъездной дороги на муниципальном земельном участке; об обязании выдать разрешение,

при участии:

от Управления муниципальной собственности города Владивостока: ФИО1 по доверенности от 17.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 25611), удостоверение;

от ООО «СК СИСТЕМА»: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СК Система» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее - ответчик, Управление, УМС г. Владивостока) о признании незаконным решения, выразившегося в письме от 26.08.2019 исх. №11353сп об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта - подъездной дороги на муниципальном земельном участке и обязании выдать разрешение на размещение объекта: проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на земельном участке, площадью 2306 кв.м., который является частью земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407, сформированного под муниципальным объектом - недвижимости: сооружение проезд (лит. Б) по ул. Фастовская, 5, сроком на 3 (три) года.

Определением от 18.11.2019 судом порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено и удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении наименования юридического лица с ООО «СК Система» на ООО «Специализированный застройщик «СК Система», о чем как следует из Листа записи ЕГРЮЛ внесена 01.10.2019 запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 24.01.2020. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Общество указывает, что для размещения проезда в рассматриваемом случае не требуется получения разрешения на строительство, реконструкцию дороги, поскольку заявителем было подано заявление на размещение подъездной дороги к строящемуся многоквартирному жилому дому. Право на такое обращение, по мнению заявителя, предоставлено статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300. Настаивает на том, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества.

Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заявитель явку своих представителей в суд не обеспечил. С учетом мнения представителя УМС г. Владивостока апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества по имеющимся в материалах дела документам.

Представитель Управления в судебном заседании с по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Из материалов дела коллегией установлено следующее:

25.07.2019 Общество обратилось в УМС г. Владивостока с заявлением (вх. № 11353 СП) о выдаче разрешения на использование сроком на 3 года части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407, сформированного под муниципальным объектом недвижимости: сооружение проезд (лит.Б.) по ул. Фастовская д. 5, площадью 2 306 кв.м, для размещения объекта - проезда к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030001:186, расположенного по адресу: <...>, площадью 1 800 кв.м и принадлежащего Обществу на праве собственности.

По результатам рассмотрения указанного обращения УМС г. Владивостока принято решение, изложенное в письме от 26.08.2019 №11353сп, которым отказано в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407 для размещения объекта - проезд к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030001:186.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ УМС г.Владивостока является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

   Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Управления, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого  судебного акта в силу следующих обстоятельств:

По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 утвержден Перечень (далее - Перечень) видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 12 названного Перечня к таким объектам относятся проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

На территории города Владивостока действует Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края, утвержденный Постановлением администрации Приморского края от 09.09.2015 №336-па.

В силу пункта 2 названного Порядка размещение объектов, утвержденных Перечнем №1300, на территории Приморского края осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 9 названного Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 6 настоящего Порядка;

- в заявлении указаны объекты, не указанные в Перечне;

- если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;

- размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

-размещение объекта приведет к нарушению требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Свода правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов;

- опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;

- в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

- если земли, на использование которых испрашивается разрешение, налагаются (полностью или частично) на земельный участок, предоставленный физическому или юридическому лицу.

При этом Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, устанавливающих основания для отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В данном случае оспариваемый отказ УМС г.Владивостока в выдаче обществу разрешения на размещение подъездной дороги нормативно обоснован ссылками на абзац 2 пункта 9 Положения №336-па.

Проверяя законность принятого решения по обращению Общества, суд руководствовался следующим:

Согласно заявлению от 25.07.2019 (вх. № 11353 СП) Общество при обращении в УМС г. Владивостока просило на основании статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статьи 50 Закона Приморского края от 29.06.2009 № 446-КЗ «О градостроительной деятельности Приморского края» и Порядка № 336-па выдать разрешение на размещение объекта – проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, то есть произвести реконструкцию подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, необходимых для дальнейшей эксплуатации земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:186, площадью 1 800 кв.м по адресу: <...> сроком на 3 года, указав, что испрашиваемый земельный участок площадью 2 306 кв.м. является частью земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407, сформированный под муниципальным объектом - недвижимости: сооружение проезд (лит.Б.) по ул. Фастовская д. 5.

Письмом от 26.08.2019 № 11353сп УМС г. Владивостока отказало в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407 для размещения объекта - проезд к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030001:186.

При этом УМС г. Владивостока указало, что на испрашиваемой части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407 фактически находится грунтовая дорога, обеспечивающая беспрепятственный проезд (проход), в том числе к земельному участку самого Общества. Управление отметило, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:13407 относится к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц для удовлетворения общественных интересов населения и размещение испрашиваемого объекта - проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, приведет к невозможности использования муниципального земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407 в соответствии с его разрешенным использованием.

Доводы апелляционной жалобы (о незаконности оспариваемого Обществом решения органа местного самоуправления, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности) подлежат отклонению апелляционным судом, как несостоятельные, надлежащими доказательствами не подтвержденные.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:13407 относится к собственности муниципального образования г. Владивостока.

 В границах указанного земельного участка расположена грунтовая дорога, которая согласно предоставленных в материалы дела схем земельных участков, обеспечивает беспрепятственный проход (проезд), в том числе к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030001:186, собственником которого является Общество.

В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Тот факт, что существующая территория общего пользования в границах земельного участка кадастровым номером 25:28:000000:13407 не обозначена в документах градостроительного планирования не свидетельствует об отсутствии у нее статуса территорий общего пользования.

Доказательств того, что заявителю чинятся какие-либо препятствия по осуществлению проезда по спорной территории к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030001:186, в материалы дела не представлено.

Обществом по существу не оспаривается то обстоятельство, что фактически по спорной территории заявителем осуществляется проезд к своему участку, однако имеющаяся грунтовая дорога не отвечает требованиям Общества, как застройщика земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:186, поскольку имеется необходимость устройства заезда как для легкового, так и для грузового транспорта.

Заявитель также указывает, что имеющаяся на испрашиваемой им части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407 грунтовая дорога не соответствует градостроительным нормам для проезда пожарных машин к жилому дому и без размещения запрашиваемого объекта - проездной дороги невозможен разворот машин, в том числе пожарных и иных специализированных, в связи с чем, общество обратилось в Управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока с вопросом согласования организации дорожного движения к строящемуся многоквартирному дому на земельном  участке с кадастровым номером 25:28:030001:186, рассмотрев который обществом получены технические условия, изложенные в письме от 26.04.2019 (исх. № 5458СП), согласно которым заявитель может организовать дорожное движение при выполнении условий, указанных в технических условиях, на испрашиваемом в УМС г. Владивостока участке.

Вместе с тем, как верно отмечено арбитражным судом, из письма от 26.04.2019 (исх. № 5458СП) не следует, что Управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока согласовало обществу организацию дорожного движения с устройством примыкания от объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030001:186 к автомобильной дороге общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, конкретно указав на часть испрашиваемого обществом земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407.

Согласно техническим условиям, перечисленным в вышеуказанном письме, их реализация связана с проведением строительно-монтажных работ для испрашиваемых обществом целей организации дорожного движения и с привлечением для работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию примыкания организации, имеющей свидетельство саморегулируемой организации (допуск) на данный вид работ. Управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока указало, что данные технические условия не являются разрешением на производство строительно-монтажных работ.

Изучив и проанализировав представленные Обществом документы, сам текст заявления, поданного в Управление, коллегия приходит к выводу о том, что  заявителя не устраивает то состояние  грунтовой дороги, которое есть на сегодняшний день, в связи с чем Обществом планируются работы по ее изменению, фактически о ее реконструкции.

Вместе с тем, Обществом разрешение на строительство или реконструкцию не получалось.

Так, отличительные признаки строительства объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов установлены пунктами 13, 14.1 и 14.3 статьи 1 ГрК РФ.

Однако, возведению (реконструкции) объекта капитального строительства предшествует определенная процедура, предусмотренная действующим градостроительным законодательством, а именно получение разрешения на строительство. По правилам части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).

Указанное разрешение выдается до начала осуществления строительства, либо реконструкции и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом до получения указанного разрешения осуществление строительных работ не допускается.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он планировал разместить проезд, а не реконструировать имеющийся, коллегией отклоняются, как противоречащие материалам дела, в том числе, самому факту обращения Общества Управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока.

Как следует из материалов дела, на спорной территории проходит грунтовая дорога, то есть имеется тот самый проезд, за размещением которого обратилось Общество.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, осуществляя подготовку проектной документации по строительству капитального объекта в границах предоставленного для этих целей земельного участка, заявитель обязан обеспечить соблюдение требований градостроительного плана и запроектировать размещение всех объектов, обслуживающих соответствующий объект, в границах земельного участка, предоставленного для строительства.

Учитывая изложенное, проектная документация объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030001:186, должна была содержать обустройство подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030001:186 в результате строительства объекта недвижимости.

Кроме того, согласно предоставленной в материалы дела схемы организации дорожного движения и устройство подпорных стенок по объекту «Многоквартирный жилой дом» в районе ул. Ольховая, 3, г. Владивосток пожарный проезд, на необходимость наличия которого к жилому дому ссылается общество, утвержден Управлением дорог и благоустройства Администрации г. Владивостока не в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407.

Таким образом, фактически действия общества по получению разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407 направлены на изменение границ и параметров существующей грунтовой дороги, что, в свою очередь, предполагает осуществление строительства проезда (дороги) как объекта капитального строительства, что согласно положениям статьи 51 ГрК РФ предусматривает выдачу разрешения на строительство, в силу чего суд пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае, положения постановления Правительства от 03.12.2014 №1300 не применимы.

В соответствии с пунктом 9 Порядка № 336-па уполномоченным органом принимается решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта, если в заявлении указаны объекты, не указанные в Перечне № 1300.

Таким образом, поскольку строительство (реконструкция) проезда (дороги) как объекта капитального строительства не является видом объекта, размещение которого в соответствии с Перечнем № 1300 возможно без предоставления земельного участка и установления сервитутов, суд приходит к выводу о законности отказа УМС г. Владивостока, изложенного в письме исх. № 11353сп от 26.08.2019 в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:13407 для размещения объекта - проезд к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030001:186.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В удовлетворении заявленных требований отказано законно и обоснованно.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2020 по делу №А51-20285/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СК Система» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению № 235 от 18.02.2020.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Понуровская

Судьи

А.В. Гончарова

О.Ю. Еремеева