ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-21722/15 от 31.07.2017 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-21722/2015

01 августа 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 31 июля 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2017 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ю. Родиным,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Корея Авто Транс»,

апелляционное производство № 05АП-3725/2017

на решение от 06.04.2017

судьи Николаева А.А.

по делу № А51-21722/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Корея Авто Транс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными отказов Владивостокской таможни о принятии расчета утилизационного сбора, обязании выдать паспорта транспортных средств,

при участии:

от ООО «Корея Авто Транс»: ФИО1, доверенность 04.05.2017, сроком по 31.12.2018,

от Владивостокской таможни: ФИО2, доверенность от 23.12.2016, сроком по 31.12.2017, удостоверение; ФИО3, доверенность от 17.11.2016, сроком действия 16.11.2017,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Корея Авто Транс» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов Владивостокской таможни (далее – ответчик, таможенный орган, таможня) в принятии расчета утилизационного сбора, выраженных в письмах от 08.07.2015 № 03-2-20/2299, от 28.07.2015 № 17-59/45702, обязании выдать паспорта транспортных средств на грузовые самосвалы «VOLVO» FM 500 VIN<***>, VIN<***>  (с учетом уточнений от 11.02.2016 в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением суда от 06 апреля 2017 года в удовлетворении требований ООО «Корея Авто Транс» было отказано.

Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Заявитель настаивает, что утилизационный сбор подлежит уплате на дату таможенного оформления товара, в связи с чем вывод суда о том, что под значением «ввозимого транспортного средства в Российскую Федерацию», приведенного в ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) следует понимать не фактическое пересечение государственной границы Российской Федерации, а выпуск данных средств в обращение на территории Российской Федерации с момента выдачи таможенным органом паспорта транспортного средства, является неверным.

Кроме того, общество, ссылаясь на аналогию регулируемых отношений с налоговыми, считает, что поскольку ни Закон № 89-ФЗ, ни принятые в его развитие Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства российской Федерации» не регулируют момент исчисления утилизационного сбора, все неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу плательщика сбора.

Таможенный орган против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 июля 2017 года был объявлен перерыв до 10 часов 40 минут 31  июля 2017 года.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации,  правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

ООО «Корея Авто Транс» на таможенную территорию Таможенного союза РФ в ноябре 2014 года ввезен товар – а/м грузовой – самосвал; мест: 2; дата: 15.12.2011; дизельный; 500 л.с./375 КВТ., V – 12800 см3, марка: VOLVOFM500; VIN: <***>; модель двигателя D13; №  двиг.: 272792С1А; шасси: <***>, цвет синий; п/масса: 38860; г/п 25500; изготовитель: АВ VOLVOBUSCORPORATION; товарный знак: VOLVO; а/м грузовой - самосвал; мест: 2; дата: 15.12.2011; дизельный; 500 л.с./375 КВТ., V – 12800 см3, марка: VOLVOFM500; VIN: <***>; модель двигателя D13; №  двиг.: 296482С1А; шасси: <***>, цвет синий; п/масса: 38860; г/п 25500; изготовитель: АВ VOLVOBUSCORPORATION; товарный знак: VOLVO.

В целях таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию таможенного союза товаров ООО «Корея Авто Транс» направило во Владивостокскую таможню декларацию на товары № 10702020/141114/0039372.

29.11.2014 товары выпущены в свободное обращение.

25.05.2015 обществом осуществлен платеж утилизационного сбора в размере 1 740 000 руб..

09.06.2015 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о принятии утилизационного сбора в размере 435 000 руб. за единицу транспортных средств (четыре транспортных средства) с приложением платежного поручения от 25.05.2015 № 44 об уплате утилизационного сбора в сумме 1 740 000 руб., расчет суммы утилизационного сбора, копии ДТ, сертификатов о безопасности конструкции ТС, сертификатов Евро 5, коносаментов.

08.07.2015 таможенный орган письмом № 03-2-20/2299 указал, что при проверке правильности расчета утилизационного сбора по ДТ № 10702020/141114/0039372 обществом неверно указан коэффициент расчета суммы утилизационного сбора. Для выдачи ПТС необходимо предоставить верно заполненный расчет  утилизационного сбора в размере 1 770 000 руб. (коэффициент 11,8 согласно Перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

29.06.2015 общество обратилось в адрес начальника правового отдела Владивостокской таможни с просьбой разъяснить в письменном виде в связи с чем ОТО ТК Таможенный пост  Первомайский не выдает ПТС на транспортные средства прошедшие таможенное оформление  по ДТ № 10702020/141114/0039372 компании ООО «Корея Авто Транс» (письмо № 06/29).

28.07.2015 таможенный орган дал разъяснения относительно невыдачи отделом таможенного оформления и таможенного контроля Первомайского таможенного поста паспортов транспортных средств на товары, оформленные по ДТ № 10702020/141114/0039372.

Полагая, незаконными отказы Владивостокской таможни в принятии расчета утилизационного сбора, выраженные в письмах от 08.07.2015 № 03-2-20/2299, от 28.07.2015 № 17-59/45702, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с п. 7 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами в соответствии с «Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее - Положение о ПТС).

В соответствии с п. 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

К плательщикам утилизационного сбора отнесены в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление № 1291).

Этим же постановлением утверждены «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» (далее – Правила).

В п. 7 Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

Таким образом не уплата утилизационного сбора может являться основанием отказа в выдаче паспорта транспортного средства.

Поскольку в отношении транспортных средств, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, выдача ПТС возложена на таможенные органы, то при реализации данной функции таможенные органы осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств.

При этом следует отметить, что данная функция не связана с таможенным контролем, осуществляемым при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, поскольку осуществляется после выпуска товара в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Неуплата утилизационного сбора не является основанием для не выпуска товара, так как утилизационный сбор в силу положений пп. 18 и 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС не является ни налогом, ни таможенной пошлиной, уплата которых обязательное условие для выпуска товаров таможенными органами.

В разделе II Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (п.п. 11 - 14).

Согласно п. 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (п. 12 Правил).

Пунктом 5 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ установлено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.

Пунктом 13 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением № 1291, установлено, что коэффициент расчета суммы утилизационного сбора применительно к автосамосвалам полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн равен 2,9 для новых транспортных средств и 11,8 для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.

По дате производства (году выпуска) ввезенных транспортных средств спора в настоящем деле нет. Так дата производства ввезенных заявителем автомобилей определена на основании экспертных заключений Приморской торгово-промышленной палаты – декабрь 2011 года. Автомобили классифицированы обществом при декларировании по соответствующему коду ТН ВЭД как новые (с года выпуска прошло менее 3 лет), что не оспаривается таможенным органом.

При этом причиной возникшего спора стали различные позиции общества и таможенного органа о дате, на которую подлежит исчислению утилизационный сбор, а именно на какую дату следует учитывать возраст транспортного средства, от которого напрямую зависит применяемый коэффициент расчета суммы утилизационного сбора: на дату таможенного оформления товара (дата подачи ДТ 29.11.2014 года) или на дату уплаты утилизационного сбора (25.05.2015 года).

Так в момент декларирования товара, с даты выпуска спорных автомобилей прошло менее 3 лет, а на момент обращения общества в таможенный орган 09.06.2015 с заявлением о предоставлении расчета суммы утилизационного сбора и платежного поручения от 25.05.2015 № 44 с целью выдачи ПТС прошло более трех лет с даты выпуска транспортных средств (2011 год, 15.12.2011), задекларированных по ДТ № 10702020/141114/0039372.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обращаясь с соответствующим заявлением о выдаче ПТС и уплате утилизационного сбора 25.05.2015, общество обязано было исчислить утилизационный сбор, применив коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, установленный для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.

Поддерживая данный вывод суда, коллегия исходит также из того, что утилизационный сбор не относится к таможенным платежам и не как не может быть связан с моментом декларирования товара.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, основной целью которого является обеспечение экологической безопасности (п. 1 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ). В связи с чем, размер этого сбора напрямую зависит от года выпуска транспортного средства, участвующего в дорожном движении.

Данный платеж связан с выдачей паспорта транспортного средства, а именно с моментом идентификации транспортного средства в качестве такового, позволяющего допустить транспортное средство к эксплуатации на территории Российской Федерации, поскольку без паспорта транспортного средства эксплуатировать транспортное средство в качестве такого не разрешено.

Суд, проанализировав нормы законодательства, регулирующие вопросы уплаты утилизационного сбора и выдачи ПТС, с учетом целей, преследуемым законодателем для обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации автомобиля в зависимости от его года выпуска и объема двигателя, пришел к обоснованному выводу, что для исчисления утилизационного сбора следует исходить из возраста автомобиля на момент идентификации его в качестве транспортного средства, на момент, когда владелец принял решение о его эксплуатации и уплатил утилизационный сбор с целью получения ПТС.

Апелляционная коллегия не усматривает неустранимых сомнений в разрешении данного вопроса, в связи с чем доводы жалобы подлежат отклонению.

Учитывая, что заявитель уплатил сбор в меньшем размере, применив коэффициент расчета 2,9, установленный для новых транспортных средств, в то время как следовало применить  коэффициент 11,8, установленный для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, таможенным органом обоснованно не был принят расчет общества и отказано в выдаче ПТС.

Судом принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО «Корея Авто Транс», оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.04.2017  по делу №А51-21722/2015  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

В.В. Рубанова