ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-21974/2021 от 20.10.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2022 года                                                                    № Ф03-5004/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «МаринТЭК»:                ФИО1, представитель по доверенность от 22.12.2021;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14                        по Приморскому краю: ФИО2, представитель по доверенность  от 17.01.2022 № 11-17/6;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю

на решение от 28.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022

по делу № А51-21974/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МаринТЭК» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690012, <...>, каб. 10)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14                          по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690080, <...>)

о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «МаринТЭК» (далее – ООО «МаринТЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю (далее – МИФНС России № 14 по Приморскому краю, налоговый орган, инспекция), выразившихся в исключении ООО «МаринТЭК» из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее ­­­– Реестр СМСП) с 11.07.2021; обязании налоговый орган восстановить ООО «МаринТЭК» в Реестре СМСП.

Решением суда от 28.04.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022, заявленные требования удовлетворены.

Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе МИФНС России                 № 14 по Приморскому краю, полагающей, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.

В доводах жалобы инспекция настаивает на том, что при представлении сведений за 2020 год налогоплательщики обязаны представить сведения о среднесписочной численности именно в составе расчета по страховым взносам, и не имеет значение в данном случае, что эти сведения представлены до окончания периода, за который они представлены. Таким образом, в связи с тем, что указанные сведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах обществом не представлены, последнее исключено из Реестра СМСП в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ). Учитывая, что условия (критерии) внесения или исключения из Реестра СМСП предусмотрены именно Федеральным законом № 209-ФЗ, а не налоговым законодательством, считает, что в данном случае положения пункта 7 статьи 431, подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) применимы только к факту сдачи отчетности.

ООО «МаринТЭК» в письменном отзыве доводы кассационной жалобы оспорило, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав суду соответствующие пояснения.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.

 Как следует из материалов дела и установлено судами предыдущих инстанций, 11.07.2021 ООО «МаринТЭК» исключено из Реестра СМСП по причине отсутствия данных о среднесписочной численности за 2020 год.

04.10.2021 общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в Реестр СМСП и возвращении статуса малого предприятия.

Письмом от 02.11.2021 № 06-03/027613/А налоговый орган сообщил ООО «МаринТЭК», что сведения о среднесписочной численности работников за 2020 год представлены по старой форме (КНД 1110018), действовавшей на основании Приказа ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, расчет по страховым взносам за 2020 год также представлен по старой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@. Поправки, внесенные в статью 80 НК РФ, касающиеся порядка представления сведений о среднесписочной численности работников, вступают в силу 01.01.2021 в соответствии с Приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/752@ и применяются к правоотношениям, связанным с подачей расчетов по страховым взносам, начиная с расчета по итогам расчетного периода 2020 года. В связи с чем, налоговым органом указано на необходимость предоставления уточненного расчета по страховым взносам за 2020 год.

Не согласившись с правомерностью указанного отказа, ООО «МаринТЭК» обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 01.12.2021 № 19-22/1/48721 обращение общества от 22.11.2021 № 58/21 рассмотрено и в его удовлетворении отказано с указанием на то, что обществу необходимо представить уточненный расчет по страховым взносам за 2020 год с отражением среднесписочной численности, после чего в соответствии с пунктами 1 и 5.1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ сведения об обществе будут внесены в Реестр СМСП, а именно 10-го числа месяца, на основании сведений, имеющихся у налогового органа на 1-е число соответствующего месяца.

Полагая действия инспекции незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление общества, исходили из того, что сведения о среднесписочной численности работников за 2020 год фактически поступили в надлежащий налоговый орган, следовательно, не было оснований для исключения общества из реестра СМСП.

Отклоняя доводы кассационной жалобы, суд округа исходит из конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В соответствии с письмом ФНС России от 20.01.2020 № ГД-4-14/615@ Федеральная налоговая служба является оператором Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

В силу пункта 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

На основании части 1 и пункта 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 указанной статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах в Реестр СМСП.

В силу подпункта 7 пункта 7 статьи 80 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации») федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением: сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

Начиная с расчета по страховым взносам за 2020 год, сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам не позднее 30 января года, следующего за расчетным периодом (статья 1 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», пункт 7 статьи 431 НК РФ).

Судами установлено, что 30.12.2020 ООО «МаринТЭК» предоставило в МИФНС России № 14 по Приморскому краю сведения о среднесписочной численности работников за 2020 и расчет по страховым взносам, которые приняты инспекцией 01.01.2021, что подтверждается квитанциями и результатами приема отчетности в электронной форме. При этом 31 декабря в 2020 году объявлен распоряжением Губернатора Приморского края выходным (нерабочим) днем.

Согласно представленным сведениям среднесписочная численность работников общества  по состоянию  на 01.01.2021 составила 9 человек.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, с учетом установленных конкретных обстоятельств настоящего дела, приняв во внимание, что МИФНС России № 14 по Приморскому краю располагала сведениями о среднесписочной численности работников за 2020 год, представленными обществом в установленный законом срок в соответствии с регламентированной формой, действовавшей на момент предоставления отчетности, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о незаконности исключения общества из Реестра СМСП.

Судами принято во внимание, что 01.01.2021 предоставленная отчетность обработана и принята налоговым органом, что подтверждается извещениями о получении электронного документа. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что как на момент подачи отчетности, так и после ее обработки - 01.01.2021, налоговым органом не было обнаружено каких-либо нарушений в поданных обществом документах по их форме или содержанию, уведомлений, сообщений об имеющихся нарушениях, недостатках в указанных документах, равно как о необходимости уточнения сведений уже после 01.01.2021 налоговым органом обществу не направлялось.

 Таким образом, по верным выводам судов, общество в установленный законом срок направило сведения о среднесписочной численности работников за 2020 год в налоговый орган по месту своего учета - МИФНС России № 14 по Приморскому краю, но сведения об обществе были незаконно исключены из Реестра СМСП, несмотря на соответствие общества всем условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Довод МИФНС России № 14 по Приморскому краю о том, что инспекция не ведет Реестр СМСП и, соответственно, не могла совершить вменяемые ей незаконные действия, был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен. Суды исходили из того, что установленный порядок формирования реестра свидетельствует о том, что он формируется уполномоченным органом в лице ФНС России на основании, представленных в его распоряжение сведений, при этом сами субъекты малого предпринимательства не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в данный реестр.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, исследовав все существенные обстоятельства дела, установив, что оспариваемые действия не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, правомерно удовлетворили заявленные требования, возложив на инспекцию обязанности восстановить нарушенное право ООО «МаринТЭК».

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, по существу сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку, что выходит за пределы рассмотрения дела, установленные в статье 286 АПК РФ, в суде кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу № А51-21974/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Т.Н. Никитина                        

Судьи                                                                                И.М. Луговая              

                                                                                     А.И. Михайлова