Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-22362/2019 |
25 августа 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей С.М. Синицыной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк Бикин»,
апелляционные производства № 05АП-3897/2020, 05АП-3662/2020,
на решение от 27.05.2020 судьи С.Т. Шохиревой
по делу № А51-22362/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к территориально-соседской общине коренных малочисленных народов «Тигр» с. Красный Яр Пожарского района Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: ФГБУ «Национальный парк Бикин», территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
о расторжении договора лесного участка от 03.06.2009 № 4/34,
при участии: от истца представитель ФИО1, по доверенности от 14.01.2020 №1, сроком действия до 31.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании №18088 от 14.07.2004, служебное удостоверение;
от ответчика: представитель ФИО2,, по доверенности от 21.11.2016, сроком действия на 5 лет, диплом о высшем юридическом образовании №1852/3 от 20.06.2005, паспорт;
от ФГБУ «Национальный парк Бикин»: представитель ФИО3, по доверенности от 02.04.2019, сроком действия на 3 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании № 491925 от 02.06.1994, паспорт;
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к территориально-соседской общине коренных малочисленных народов «Тигр» с. Красный Яр Пожарского района Приморского края (далее – ответчик, ТСО КМН «ТИГР», община) о расторжении договора аренды лесного участка от 03.06.2009 № 4/34, заключенного между департаментом лесного хозяйства Приморского края и ответчиком
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «Национальный парк Бикин» (далее – национальный парк), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – ТУ Росимущество).
По ходатайству истца произведена замена департамента лесного хозяйства Приморского края на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – истец, министерство), в связи с его реорганизацией на основании постановления администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края».
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2020 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2020 отменить. В обоснование жалобы заявитель со ссылками на действующее законодательство указывает на то, что осуществление общиной предпринимательской деятельности по заготовке пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных средств, возможности реализации излишков таковых не соответствует достижению целей создания общины.
Национальный парк также обжаловал решение от 27.05.2020, в обоснование жалобы указывая, что судом не верно дана оценка спорных правоотношений, как связанных с использованием лесного участка и регулируемых Лесным кодексом РФ и ГК РФ, после создания 03.11.2015 национального парка арендные правоотношения прекратили свое действие ввиду юридической трансформации лесного участка в особо охраняемый природный комплекс. Приоритет природоохранного законодательства на приведенными в обжалуемом решении положениями Лесного кодекса РФ и ГК РФ согласно позиции апеллянта следует из специального характера закона «Об особо охраняемых природных территориях» по отношению к данным правовым актам, а также их его корреляции с положениями статей 24, 36 Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от ТСО КМН «ТИГР» поступили отзывы на апелляционные жалобы, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители министерства и национального парка поддержали доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общины по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
ТУ ФАУГИ в Приморском крае, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесного хозяйства Приморского края (арендодатель) и ТСО КМН «ТИГР» (арендатор) заключен договор от 03.06.2009 № 4/34 аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель передал арендатору сроком на 49 лет лесной участок площадью 461 154 га местоположение Приморский край, Пожарский район, Верхнее-Перевальненское лесничество, Соболиное участковое лесничество (кв. кв. 68, 107-117), Краснояровское участковое лесничество (кв. кв. 118-308, 326- 337, 342-407, 409, 413, 417), Охотничье участковое лесничество (кв. кв. 309-325, 338-341, 408, 410-412, 414-416, 418-523, 525-530, 537-543, 549-563, 571-575, 589, 590, 593, 594, 598-603, 611-620, 626, 627, 632-656, 663-666, 701-713, 715-717, 719) (п.п. 1, 2 договора).
Цель использования лесов на арендуемом лесном участке согласно Приложению № 3 - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
Земельный участок передан арендатору по акту от 03.06.2009, договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.08.2009.
Соглашениями от 10.09.2010, от 15.11.2011, от 18.02.2015 в договор аренды внесены изменения, меняющие наименование сторон, величину арендной платы, объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, зарегистрированы установленном законом порядке.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 03.11.2015 № 1187 «О создании национального парка «Бикин» (далее – постановление № 1187) постановило создать в Пожарском муниципальном районе Приморского края национальный парк «Бикин» общей площадью 1 160 469 га, включая земли лесного фонда площадью 1 159 287 га и земли иных пользователей общей площадью 1 182 га (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации).
Заключением кадастрового инженера от 08.02.2017 установлено частичное наложение лесного участка, переданного в аренду ТСО КМН «ТИГР» на территорию Национального парка «Бикин», общая площадь наложения составляет 412 789 га, площадь наложения зоны традиционного экстенсивного природопользования, входящей в состав границ функциональных зон национального парк «Бикин» на лесной участок, арендованный ТСО КМН «ТИГР» составляет 271 868 га.
Не согласившись с постановлением № 1187 ТСО КМН «ТИГР» обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании его недействующим в части включения в состав земель, на которых учреждается национальный парк «Бикин», лесного земельного участка площадью 412 789 га, а именно лесные кварталы: № 68, 107 - 117 Соболиного участкового лесничества, № 118, 119, 165 - 308, 326 - 337, 342 - 407, 409, 413, 417 Краснояровского участкового лесничества, № 309 - 325, 338 - 341, 408, 410 - 412, 414 - 416, 418 - 523, 525 - 530, 537 - 543, 549 - 563, 571 - 575, 589, 590, 593, 594, 598 - 603, 611 - 620, 626, 627, 632 - 656, 663 - 666, 701 - 713, 715 - 717, 719 Охотничьего участкового лесничества Верхне-Перевальнинского лесничества, ранее предоставленного на праве аренды ТСО КМН «ТИГР».
Решением Верховного суда РФ от 06.09.2017 по делу № АКПИ17-521 в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 № 1187 «О создании национального парка «Бикин» отказано.
Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2018 № 1898-р «О переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов», земли государственного лесного фонда Верхне-Перевальнинского лесничества площадью 1 159 287 га переведены в земли особо охраняемых природных территорий и объектов для организации национального парка «Бикин».
Согласно выписке из ЕГРН от 01.11.2019 на земельный участок с кадастровым номером 25:15:000000:6122 (земли, вошедшие в границы национального парка «Бикин») правообладателем данной территории является Российская Федерация в лице ТУ Росимущества. В отношении: лесного участка площадью 412 789 га собственником является Российская Федерация, а участка площадью 48 365 га собственником является Приморский край.
В связи с прекращением полномочий департамента лесного хозяйства Приморского края на земельный участок лесного фонда площадью 1 159 287 га, переведенного распоряжением Правительства РФ от 08.09.2018 № 1898-р в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, истец письмом от 14.02.2019 № 38/713 направил в адрес ответчика дополнительное соглашение для подписания.
Поскольку ответчик не ответил на претензию, соглашение о расторжении договора не подписал, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения пункта 1 статьи 420 ГК РФ, статей 606, 608 ГК РФ.
Правовая природа общин коренных малочисленных народов определяется специфическим сочетанием гражданско-правового статуса юридического лица и публично-правовых мер поддержки хозяйственной сферы деятельности общин, а также наличием особых прав общин во взаимодействии с органами государственной (муниципальной) власти.
При этом, правовое положение ТСО КМН «ТИГР» определяется статьями 50, 123.1, 123.16 ГК РФ, федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее – Закон №82-ФЗ), федеральным законом от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Закон №104-ФЗ).
В соответствие со статьей 12 Законом № 82-ФЗ лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Особенности организации и деятельности общин малочисленных народов и иных объединений малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (статья 123.16 ГК РФ). Общины относятся к некоммерческим корпоративным организациям (статья 123.1 ГК РФ).
Территориально-соседские общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами (ст. 1 Закона № 104-ФЗ).
Статьей 69 Конституции РФ закреплены правовые основы гарантий прав общин коренных малочисленных народов РФ, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ.
Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири Дальнего Востока РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р, в их состав включены, в том числе удэгейцы и нанайцы.
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.05 2009 № 631-р, в их число включен, в том числе Пожарский муниципальный район Приморского края.
К традиционным видам деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесены согласно Распоряжению Правительства РФ от 08.05.2009 №631-р: рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд и др.
ТСО КМН «ТИГР», являясь некоммерческой организацией с особым правовым статусом, предметом деятельности которой является традиционный образ жизни коренного народа: удегейцев и нанайцев, в силу статьи 14 Закона № 82-ФЗ имеет право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Постановлением № 1187 в Пожарском муниципальном районе Приморского края создан национальный парк «Бикин» общей площадью 1160469 га, включая земли лесного фонда площадью 1 159 287 га и земли иных пользователей общей площадью 1182 га (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации) (п. 1).
Распоряжением Правительства РФ от 30.03.2016 № 546-р создано ФГБУ «Национальный парк «Бикин», целями которого являются сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, расположенных на территории национального парка «Бикин», экологическое просвещение населения и создание условий для регулируемого туризма и отдыха, разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения, осуществление государственного экологического мониторинга (п. 2 ).
Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2018 № 1898-р «О переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов», земли государственного лесного фонда ВерхнеПеревальнинского лесничества площадью 1 159 287 га переведены в земли особо охраняемых природных территорий и объектов для организации национального парка «Бикин». Таким образом, часть лесного участка площадью 412 789 га, переданного по спорному договору ответчику, расположенного: Приморский край, Пожарский район, Верхнее-Перевальнинское лесничество, Соболиное участковое лесничество (кв.кв. 68, 107-117), Краснояровское участковое лесничество (кв.кв. 118, 119, 165- 308, 326-337, 342-407, 409, 413, 417), Охотничье участковое лесничество (кв.кв 309- 325, 338-341,408,410-412,414-416,418-523,525-530,537-543,549- 563,571-575, 589, 590, 593, 594, 598-603, 611-620, 626, 627, 632-656, 663- 666, 701-713, 715- 717, 719), за исключением кварталов №№ 120-164 площадью 48 365 га, расположенных в Краснояровском участковом лесничестве Верхне-Перевальнинского лесничества, вошла в границы территории национального парка «Бикин».
Во исполнение требований Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» материалы комплексного эколого-экономического обследования территории, обосновывающие придание ей статуса национального парка, прошли государственную экологическую экспертизу, положительное заключение которой утверждено приказом ТУ Росприроднадзора по Приморскому краю от 14.05.2015 № 397.
Мнение местного населения и иных заинтересованных лиц по проекту планируемого национального парка «Бикин» было выявлено посредством проведения слушаний в рамках государственной экологической экспертизы.
Из заключения экспертной комиссии государственной экспертизы следует, что в составе материалов, подлежащих экспертизе, имелись материалы эколого-экономического обоснования создания национального парка, этнокультурного комплекса и рассматривалась проблема сохранения и закрепления среды обитания аборигенов ФИО4, оценка воздействия на окружающую среду, а также материалы обсуждения объекта экологической экспертизы с общественностью (копия протокола от 05.03.2015 пгт Лучегорск, копия протокола от 06.03.2015 с. Соболиный, копия протокола от 06.03.2015 с. Красный Яр). Информационные сообщения о проведении общественных слушаний размещались в общественно-политической газете Пожарского муниципального района «Победа» от 30.01.2015 № 4, в «Приморской газете» от 27.01.2015 № 6, в «Российской газете» от 30.01.2015 № 18.
В рамках рассмотрения административного заявления ответчика Верховным судом РФ по делу № АКПИ17-521 установлено, что при проведении государственной экологической экспертизы была учтена возможность использования ТСО КМН «ТИГР» лесного участка, предоставленного на основании договора аренды.
При использовании лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, предусматривает обеспечение защиты исконной среды обитания этих народов и их традиционного образа жизни (ст. 48).
Регулируя отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ) к землям особо охраняемых природных территорий относит земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (п. 1 ст. 95). ЗК РФ допускает наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (пункт 6 статьи 95).
Закон № 82-ФЗ предусматривает право малочисленных народов безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 8).
В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения; зоны традиционного экстенсивного природопользования. Зона традиционного экстенсивного природопользования предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования (статья 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Из заключения государственной экологической экспертизы материалов комплексного этнокультурного, экологического и социально-экономического обследования территории, обосновывающих необходимость обеспечения статуса особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка «Бикин» усматривается, что зона традиционного экстенсивного природопользования (674 181 га, 58,1 %) предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что создание в Пожарском муниципальном районе Приморского края национального парка «Бикин» и наличие в его границах части лесного участка, предоставленного по договору аренды ТСО КМН «ТИГР», само по себе не может рассматриваться как нарушение требований лесного законодательства
Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды (пункт 1 статьи 617 ГК РФ), в силу чего при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, в силу прямого указания закона именно новый собственник становится новым арендодателем.
Таким образом, несмотря на то, что в результате принятия распоряжения Правительства РФ от 08.09.2018 № 1898-р «О переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов» часть лесного участка площадью 412 789 га, переданного по договору ответчику, вошла в границы территории национального парка «Бикин», данные обстоятельства не могут являться основанием для расторжения договора аренды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрены основания расторжения договора по требованию одной из сторон по решению суда: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 18 договор аренды от 03.06.2009 № 4/34 предусмотрено, что договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что в силу приведенных норм права, позиции Верховного суда РФ по делу № АКПИ17-521, результатов государственной экспертизы, утвержденной приказом ТУ Росприроднадзора по Приморскому краю от 14.05.2015 № 397, оснований для расторжения договора аренды по основаниям, изложенным в исковом заявлении не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не направлены на доказывание наличия существенного изменения обстоятельств, являющегося основанием для заявленных требований о расторжении договора, в связи с чем не принимаются во внимание.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что оценка правомерности ведения ТСО КМН «Тигр» деятельности, связанной с эксплуатацией лесного участка в целях, предусмотренных договором аренды № 4/34 от 03.06.2009, получила свое обоснование в рамках дела № А51-7636/2018.
Доводы национального парка об отсутствии учета судом первой инстанции приоритета природоохранного законодательства над приведенными в обжалуемом решении положениями Лесного кодекса РФ и ГК РФ отклоняются коллегией, с учетом неверного подхода к толкованию системы положений гражданского, земельного, лесного, природоохранного законодательства, а также законодательства о гарантиях прав коренных и малых народов, с учетом конституционного регулирования отмеченных вопросов.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2020 по делу №А51-22362/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.Б. Култышев |
Судьи | С.М. Синицына Е.Н. Шалаганова |