Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-23108/2015 |
05 мая 2016 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено мая 2016 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, ФИО3
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство № 05АП-2387/2016
на решение от 19.02.2016
судьи М.С. Кирильченко
по делу № А51-23108/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-строительного кооператива «Темп-4» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.11.2006)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании бездействия, выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления от 04.09.2015 и не направлении ответа;
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений ПК: представитель ФИО1 по доверенности № 20/45322 от 30.12.2015 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
ГСК «Темп-4» - не явился;
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив «Темп-4» (далее – заявитель, ГСК «Темп-4») обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – ответчик, Департамент), выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления от 04.09.2015 и не направлении результатов рассмотрения указанного заявления, а также о взыскании с ответчика судебных расходов всего в сумме 28000 руб., в том числе по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. и по оплате услуг представителя в размере 25000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.04.2016 заявленные требования удовлетворены. С Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу гаражно-строительного кооператива «Темп-4» взыскано 15000 рублей судебных расходов по оплате услуг представителя и 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что фактически обращение кооператива было рассмотрено, что подтверждается представленным в материалы дела письмом департамента от 21.10.2015 № 20/03/02-06/36436.
Полагает, что допущенное департаментом краткосрочное бездействие по не рассмотрению в срок заявления ГСК «Темп-4» не может считаться существенным и нарушающим права и законные интересы кооператива, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Кроме того, департамент считает чрезмерной сумму взысканных судебных расходов на оплату услуг представителя.
В судебном заседании представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
ГСК «Темп-4», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя кооператива.
Из материалов дела судом установлено, что ГСК «Темп-4» обратилось в Департамент с заявлением от 04.09.2015 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:27:030104:5109, на котором расположены гаражные боксы.
Согласно почтовому уведомлению (69009090239430) указанное обращение было получено адресатом 07.09.2015, но зарегистрировано согласно штампа входящей корреспонденции 23.09.2015 № 20-44993.
Не получив в установленный законом срок ответ Департамента на обращение, ГСК «Темп-4» 27.10.2015 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что Департамент в указанный период незаконно бездействовал, что противоречит закону и нарушает его права на решение вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Частью 1 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
На территории Приморского края распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляет департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановления администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па «Об утверждении положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края».
Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченный ею орган исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основанного общего, среднего общего образования), в по:
1)обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
2)утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
3)предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.
Указанные полномочия с 01.03.2015 предоставлены Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края внесенными постановлением Администрации Приморского края от 05.03.2015 № 70-па изменениями в Положение о Департаменте.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.03.2015 № 88 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов», действующий в редакции Приказа Департамента от 10.07.2015 № 193 (далее по тексту – Административный регламент).
Административный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов» (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- возврат заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю;
- издание распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- возврат заявления о предоставлении земельного участка заявителю;
- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- заключение договора купли-продажи земельного участка (подготовка проекта договора);
- заключение договора аренды земельного участка (подготовка проекта договора);
- заключение договора безвозмездного пользования земельным участком (подготовка проекта договора);
- принятие решения об отказе в предварительном согласовании;
- принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Сроки предоставления указанной государственной услуги установлены пунктом 7 Административного регламента, в том числе установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ или в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ или соответствующим Законом Приморского края, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации или соответствующим законом Приморского края, и направляет принятое решение заявителю;
- приостановление предоставления государственной услуги в связи с установлением судом запрета на совершение каких-либо действий в отношении земельного участка осуществляется до отмены судом вышеуказанного запрета.
Пунктом 14 Административного регламента установлено, что обращение заявителя (представителя), поступившее в Департамент, подлежит обязательной регистрации в течение одного дня с момента поступления в Департамент.
Из материалов дела судом установлено, что ГСК «Темп-4» обратилось в Департамент с заявлением от 04.09.2015 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:27:030104:5109. Согласно почтовому уведомлению указанное обращение получено адресатом 07.09.2015.
Из буквального содержания письма Департамента от 21.10.2015 №20/03/02-06/36436 следует, что заявителю не было отказано в предоставлении испрашиваемого участка по результатам проверки наличий или отсутствий оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, а были указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с частью 3 статьи 39.17 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что департамент, установив, что заявление ГСК «Темп-4» не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ, а также, что к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня его получения и регистрации должен был возвратить его заявителю с указанием причины возврата.
Между тем, на момент обращения 27.10.2015 заявителя в суд с рассматриваемым заявлением, сведения о результатах рассмотрения обращения ГСК «Темп-4» отсутствовали.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом, указание департамента на то обстоятельство, что обращение общества фактически было зарегистрировано 23.09.2015 в связи с загруженностью должностных лиц департамента, осуществляющих регистрацию входящей корреспонденции, обоснованно не принято во внимание судом первой инстанции, поскольку указанное обстоятельство не умаляет обязанности полномочного органа провести регистрацию обращения в установленный пунктом 14 Административного регламента срок.
Учитывая изложенное, обращение заявителя от 04.09.2015, поступившее в Департамент по почте 07.09.2015, в соответствии с исчерпывающим перечнем административных процедур (пункты 14, 18 Административного регламента) подлежало регистрации как входящая корреспонденция не позднее 08.09.2015.
Таким образом, обязанность по рассмотрению и принятию в установленные сроки по спорному обращению решения в соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента, возникла у департамента с 08.09.2015.
Фактически обращение ГСК «Темп-4» рассмотрено лишь 21.10.2015, что подтверждается письмом № 20/03/02-06/36436.
Поскольку согласно ответа департамента от 21.10.2015 заявление возвращено на основании пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ, следовательно, в период с 08.09.2015 по 22.09.2015 департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении установленной законом обязанности по регистрации и рассмотрению обращения заявителя.
Кроме того, оценив представленные департаментом доказательства направления заявителю решения, принятого по результатам рассмотрения его обращения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности ответчиком факта направления 23.10.2015 письма от 21.10.2015 в адрес заявителя.
Из буквального содержания списка почтовых отправлений № 165 от 23.10.2015 следует, что Департаментом было направлено 29 отправлений, в том числе пять писем. Вместе с тем, установить наименование получателя и его адрес данный документ не позволяет.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что допущенное департаментом бездействие создало для заявителя препятствия в реализации его прав на оформление испрашиваемого земельного участка, нарушило права и законные интересы ГСК «Темп-4», суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Коллегия принимает во внимание, что в соответствии с частью 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, принимая решение о признании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц незаконными и нарушающими права заявителя, должен указать в судебном акте о возложении на соответствующие органы или должностные лица обязанности совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Однако на момент рассмотрения дела судом бездействие департамента прекратилось. Обращение заявителя от 04.09.2015 департаментом рассмотрено, что подтверждается представленным в суд первой инстанции письмом департамента от 21.10.2015 № 20/03/02-06/36436.
Учитывая изложенное, основания для восстановления нарушенных прав заявителя отсутствуют.
Основания для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия департамента у суда также отсутствуют, поскольку на момент обращения в суд доказательств рассмотрения заявления ГСК «Темп-4» не имелось.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с учетом результатов рассмотрения спора заявитель в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ имеет право на взыскание понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя.
Из анализа данной нормы права следует, что право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной, в пользу которого был принят судебный акт, затрат. При этом, определяя размер судебных расходов, суд должен руководствоваться принципом разумности.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Учитывая характер спора, степень сложности рассматриваемого дела и его продолжительность, объем произведенной представителем работы, суд первой инстанции обоснованно посчитал разумными, достаточными и подлежащими взысканию с таможни судебные расходы в сумме 15000 руб.
Вместе с тем, департаментом в обоснование своих доводов не представлены доказательства чрезмерности понесенных кооперативом расходов с учетом стоимости таких услуг в регионе, сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, а также доказательств того, что какие-либо из оказанных услуг действия являлись излишними.
Уменьшение судом первой инстанции размера расходов на оплату услуг представителя по рассматриваемому делу согласуется с положениями статей 106, 110 АПК РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 24.07.2012 №2544/12, №2545/12, №2598/12.
По результатам рассмотрения дела понесенные кооперативом расходы по оплате госпошлины по заявлению в сумме 3000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены судом на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2016 по делу №А51-23108/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | ФИО2 |
Судьи | О.Ю. Еремеева ФИО3 |