ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-23128/18 от 09.07.2019 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-23128/2018

16 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «РЕЗИДЕНТ ДВ»,

апелляционное производство № 05АП-3487/2019

на решение от 11.04.2019

судьи Н.А. Галочкиной

по делу № А51-23128/2018 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РЕЗИДЕНТ ДВ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Кухня ДВ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» (ИНН <***>, ОГРН <***>), акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий по отказу в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления в аренду без проведения торгов,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «РЕЗИДЕНТ ДВ»: ФИО1, по доверенности от 28.05.2019 сроком действия на 1 год, паспорт;

от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: ФИО2, по доверенности от 15.11.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;

от общества с ограниченной ответственностью «Кухня ДВ»: ФИО3, по доверенности от 29.05.2018 сроком действия на 2 года, паспорт.

от АО «Корпорация развития Дальнего Востока», КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края»: в судебное заседание не явились.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «РЕЗИДЕНТ ДВ» (далее - заявитель, общество, ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик,  Департамент) о признании незаконными действий по отказу в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления в аренду без проведения торгов; об обязании утвердить схему раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления в аренду без проведения торгов.

Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Кухня ДВ», КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», АО «Корпорация развития ДВ».

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.04.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней общество ссылается на то, что положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не содержат императивных норм, обязывающих юридическое лицо предоставлять схему расположения земельного участка. Полагает, что в случае выявление отдельных несоответствий в оформлении схемы, Департамент должен был самостоятельно принять меры к исправлению схемы, не отказывая в удовлетворении заявления. Оспаривает выводы суда от отсутствии спорного земельного участка в соглашении об осуществлении инвестиционной деятельности, поскольку дополнительное соглашение общества от 04.06.2018 уже включало сведения о спорном земельном участке. Указывает, что выводы суда о ранее поданном ООО «Кухня» заявлении в Департамент не основаны на материалах дела, так как представленные заявления не содержат сведений об их регистрации в системе документооборота Департамента. Считает, что распоряжение Департамента об утверждении ООО «Кухня ДВ» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принято после многократных обращений общества. По тексту апелляционной жалобы ссылается на необоснованное не привлечение к участию в деле в качестве третьего лица органа местного самоуправления, в чьи полномочия входит принятие решений об изменении видов разрешенного использования земельного участка. Кроме того, полагает, что Департамент был вправе сам разрешить вопрос о виде разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.

АО «Корпорация развития Дальнего Востока», КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили. Представители сторон не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие неявившихся иных лиц, участвующих в деле.

Через канцелярию суда от ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ» поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «РЕЗИДЕНТ ДВ» поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

ПредставителиДепартамента земельных и имущественных отношений Приморского края и общества с ограниченной ответственностью «Кухня ДВ» на доводы апелляционной жалобы возражали, решение Арбитражного суда Приморского края считают законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Из материалов дела коллегия суда установила следующее.

ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ»является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного с Акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока» 21.03.2017 соглашения № СПВ-150/17 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток. Срок действия установлен до 12.10.2085.

 21.03.2017  ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ» внесено в реестр резидентов сводного порта Владивосток (далее – СПВ) и ему выдано свидетельство № 25000000150.

Согласно п. 1.1 соглашения (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 04.06.2018 и дополнительного соглашения № 2 от 03.10.2018) Резидент принял на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта в период с 2017 по 2020 годы «Строительство мини-завода по производству бутилированной воды  на территории Приморского края».

Пунктом  1.3 соглашения (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 04.06.2018 и дополнительного соглашения № 2 от 03.10.2018) установлены виды деятельности, осуществляемые Резидентом в рамках нового инвестиционного проекта.

В пункте 1.4  соглашения (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 04.06.2018 и  дополнительного соглашения № 2 от 03.10.2018) указаны границы земельных  участков, в рамках реализации инвестиционного проекта которых, Резидент планирует осуществлять деятельность, указанную в п.1.3 настоящего Соглашения, в том числе указан земельный участок с кадастровым номером 25:28:040007:231.

ООО «Кухня ДВ»также является резидентом СПВ на основании заключенного с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» 05.12.2016 соглашения № СПВ-106/16 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток.

 05.12.2016 ООО «Кухня ДВ» внесено в реестр резидентов СПВ и ему выдано свидетельство № 25000000106.

Согласно п. 1.1 соглашения (в редакции дополнительных соглашений №№ 1, 2, 3)  резидент принял на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта в период с 2016 по 2025 год «Организация сети придорожных кафе быстрого обслуживания (авто кафе) и торговых павильонов на территории города Владивостока».

Пунктом  1.3 соглашения (в редакции дополнительных соглашений №№ 1, 2, 3) установлены виды деятельности, осуществляемые резидентом в рамках нового инвестиционного проекта.

В пункте 1.4  соглашения (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 20.12.2017) указаны территории земельных  участков,  в рамках которых резидент осуществляет деятельность, указанную в п.1.3 настоящего Соглашения. В  данном пункте  соглашения указано , что Резидент планирует осуществлять деятельность  на земельном участке с кадастровым номером  25:28:040007:231 площадью 2328 кв.м, расположенном по адресу: <...> .

19.04.2018  ООО «Кухня ДВ»,  являющееся  резидентом  свободного порта Владивосток, обратилось  в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением ( вх№ 20-22862) о разделе земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231, указав, что является правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:8339, на территории которого уже реализуется инвестиционный проект. В связи с большой площадью и сложным рельефом на части земельного участка  ООО «Кухня ДВ» необходима лишь часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 для расширения территории реализации инвестиционного проекта, в соответствии с бизнес-планом и исполнении своих обязательств перед АО «Корпорация развития Дальнего Востока» по освоению инвестиций.

ООО «Кухня ДВ» в данном заявлении просило об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером  25:28:040007:231,  расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Камская, д. 1б с существующего вида на вид разрешенного использования «Объекты розничной торговли» и просило  предварительно  согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка  площадью 1613 кв.м, образованного из земельного участка  с кадастровым номером 25:28:040007:231, общей площадью 2338 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Камская, д. 1б в аренду, без проведения торгов в соответствии с пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

27.04.2018 ООО «Кухня ДВ» в дополнение к раннее поданному заявлению обратилось с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с существующего вида на вид разрешенного использования «магазины».

09.06.2018 ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ» также обратилось с заявлением (вх. №20-35049) в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края,  в котором просило на основании пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предварительно согласовать предоставление земельного участка для передачи в аренду без торгов до 12.10.2085 - площадью 1244 кв. м (ориентировочно), местоположение участка - Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Камская, д. 16.  Вид разрешенного использования – пищевая промышленность; склады. Предполагаемая цель предоставления земельного участка - строительство мини-завода по производству бутилированной воды. Земельный участок образуется путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с сохранением в измененных границах.

21.06.2018 ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ» обратилось с заявлением  (вх. №20-37333) в дополнение к ранее поданному в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в котором общество уточнило  площадь испрашиваемого участка (1205 кв. м ориентировочно) и цель его предоставления - размещение временных объектов вспомогательного назначения мини-завода по производству бутилированной воды.

09.07.2018 ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ» обратилось с заявлением (вх. №20-41584) в дополнение к ранее поданным заявлениям в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в котором общество сообщило, что земельный участок площадью 2 328 кв.м с кадастровым номером  25:28:040007:231 был включен им в заявку №6043-16 от 26.12.2016, поданную в АО «КРДВ» для получения статуса Резидента свободного порта Владивосток, в связи с чем ему предоставлено приоритетное право на передачу данного участка в аренду без торгов в том числе иных резидентов свободного порта Владивосток, подавших заявку позднее 26.12.2016 г.

25.07.2018 ООО «РЕЗИДЕНТ ДВ» обратилось с заявлением  (вх. №20-46023) в дополнение к ранее поданным заявлениям в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в котором общество указало, что площадь земельного участка- 1205 кв.м. (ориентировочно), вид разрешенного использования – объекты придорожного сервиса, предполагаемая цель  предоставления земельного участка – размещение магазинов сопутствующей торговли и зданий для организации общественного питания. В данном заявлении общество просило изменить разрешенное использования земельного участка  с кадастровым номером  25:28:040007:231  на «объекты придорожного сервиса».

18.06.2018 Департаментом земельных и имущественных отношений ПК по результатам рассмотрения заявления ООО «Кухня ДВ» было издано распоряжение № 365-вр «О разрешенном  использовании земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231, местоположение:  установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 33 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <...>».

В соответствии с данным распоряжением был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 площадью 2328 кв.м, с «для благоустройства прилегающей территории», на указанный градостроительным регламентом, установленном для территориальной зоны П1 (производственная зона): в составе основных видов разрешенного использования: «магазины».

20.07.2018 Департаментом земельных и имущественных отношений ПК было издано распоряжение № 420-вр «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: <...> в районе д.1б». В соответствии с данным распоряжением  утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером  25:28:040007:231, из земель населенных пунктов площадью 1613 кв.м, местоположение участка: <...> в районе 1б, в границах территориальной зоны П1 (производственная зона). 

Как следует из сведений ЕГРН и межевого плана, земельный участок с кадастровым номером 25:28:040007:231 был разделен, в его границах путем раздела образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:040007:8666.

30.08.2018 между Департаментом земельных и имущественных отношений  ПК (Арендодатель) и ООО «Кухня ДВ» (Арендатор) был заключен договор № 28-Ю-23277 аренды земельного участка сроком действия по 12.10.2085. В соответствии  с данным договором ООО «Кухня ДВ»  предоставлен  в аренду земельный участок с кадастровым номером  25:28:040007:8666, площадью 1613 кв.м из земель населенных пунктов, местоположение: <...> в районе д.1б, разрешенное использование: магазины, цель предоставления:  для реализации инвестиционного проекта  «организация сети придорожных кафе быстрого обслуживания (автокафе) и торговых павильонов на территории свободного порта Владивосток. 

Поскольку, как указывает заявитель, после подачи последнего обращения со стороны Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не поступало письменных ответов на поданные заявления,  в связи с этим,  в сентябре 2018 года заявитель лично обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, где ему была выдана копия письма №20/03/02-06/23786 от  09.07.2018, содержащего отказ в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью его последующего предоставления в аренду без проведения торгов на основании пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

В качестве оснований для отказа Департаментом указано:  несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; цель использования образуемого земельного участка – «для размещения временных объектов вспомогательного назначения мини-завод по производству бутилированной воды» не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 (разрешенное использование земельного участка с данным кадастровым номером – «магазины», что соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны П1) .  

Посчитав действия Департамента по отказу в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью его последующего предоставления в аренду без проведения торгов незаконными, общество обратилось с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд, который обжалуемым решением в удовлетворении требований отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.

По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае заявитель в порядке Главы 24 АПК РФ обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий Департамента по отказу в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления в аренду без проведения торгов; об обязании Департамента утвердить схему раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления в аренду без проведения торгов, то есть, фактически целью заявленных обществом требований является получение им в аренду спорного земельного участка без торгов.

Рассмотрев заявленные требования, коллегия апелляционного суда находит ненадлежащим выбранный заявителем способ защиты нарушенного права в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

По смыслу пункта 1 статьи 2, части 1 статьи 4, пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ основной задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенного права, которая, в первую очередь, осуществляется путем восстановления этого права.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Перечень способов защиты, указанных в данной статье, не является исчерпывающим и выбор способа защиты нарушенного права осуществляется непосредственно истцом.

Системный анализ пункта 1 статьи 11 ГК РФ и части 1 статьи 4 АПК РФ позволяет заключить, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, ввиду чего избираемый заявителем способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Как указано ранее, целью заявленных обществом требований фактически является получение в аренду земельного участка, образуемого путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231, в порядке подпункта 33 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

Действительно, частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Так, в соответствии с пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.

На основании пункта 18 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок реализации резидентом свободного порта Владивосток соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

Согласно части 1 статьи 39.14 предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в определенном названной статьей порядке и включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В силу части 6 статьи 39.15 ЗК РФ  в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Из материалов дела усматривается, что заявителем и ООО «Кухня-ДВ» в порядке пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ были поданы заявления в отношении одного и того же земельного участка, образуемого путем разделения земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с сохранением в измененных границах.

При этом, по результатам рассмотрения поданного ООО «Кухня-ДВ» заявления, Департаментом последовательно приняты: распоряжение № 365-вр от 18.06.2018 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231, распоряжение № 420-вр от 20.07.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231.

А впоследствии  между Департаментом и ООО «Кухня-ДВ» 30.08.2018 заключен договор №28-Ю-23277 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:8666 площадью 1613 кв.м.

Таким образом, правомочия Департамента по распоряжению испрашиваемым обществом земельным участком уже реализованы в названном договоре аренды.

Согласно статье 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В силу статьи 609 ГК РФ право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, договор аренды № 28-Ю-23277 зарегистрирован в установленном законом порядке.

На основании статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.

При заключении в установленном порядке договора аренды № 28-Ю-23277 публично-правовые отношения по предоставлению испрашиваемого земельного участка, образованного путем разделения земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 прекратились, а между сторонами договора возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.

В сложившейся ситуации рассмотрение вопроса о признании незаконными действий Департамента по отказу в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления участка в аренду без проведения торгов; об обязании утвердить схему раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления в аренду без проведения торгов в отношении земельного участка, уже обремененного правом аренды ООО «Кухня-ДВ», не соответствует целям судопроизводства.

Так, в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В пункте 56 названного постановления указано, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

В рассматриваемом случае избранный заявителем способ защиты права в виде признания незаконными действий Департамента и возложения на него обязанности утвердить схему раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:040007:231 с целью последующего предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов не сможет повлечь прекращение зарегистрированного права аренды земельного участка третьего лица, не приведет к восстановлению прав заявителя в отношении спорного земельного участка. (статья 4 АПК РФ, статья 12 ГК РФ).

Следовательно, защита прав и законных интересов ООО «Резидент ДВ», в рассматриваемом случае возможна только путем оспаривания указанного права.

Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в порядке искового производства, с привлечением в качестве ответчика правообладателя спорного объекта.

В этой связи избранный ООО «Резидент ДВ» способ защиты не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права заявителя.

На основании изложенного коллегия суда приходит к выводу, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Иные доводы и обстоятельства, приведенные апеллянтом, не подлежат оценке коллегией суда, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.

С учетом изложенного, заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению.

Решение суда подлежит оставлению без изменения с учетом мотивировочной части, изложенной в настоящем постановлении (пункт 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»).

Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.

          В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 33 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1 500 рублей для юридических лиц, в связи с чем излишне уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2019  по делу №А51-23128/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РЕЗИДЕНТ ДВ» из федерального бюджета 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 12 от 13.05.2019.

Выдать справку на возврат государственной пошлины. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

О.Ю. Еремеева

Г.Н. Палагеша