ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-23576/18 от 26.03.2019 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-23576/2018

29 марта 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока,

апелляционное производство № 05АП-1183/2019

на решение от 18.01.2019

судьи Н.Н.Куприяновой

по делу № А51-23576/2018 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Беатон» (ИНН <***>, ОГРН  <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.06.2006)

к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)

о признании незаконным решения,

при участии: от администрации - ФИО1 - представитель по доверенности от 17.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение; от общества - ФИО2 - представитель по доверенности от 29.11.2016 сроком действия на 3 года, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Беатон» (далее - заявитель, общество, ООО «Беатон») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решение администрации города Владивостока (далее - ответчик, администрация), выраженное протоколом от 16.08.2018 № 137, об отказе в предоставлении финансовой поддержки на возмещение затрат субъекту малого и среднего предпринимательства ООО «Беатон» и о возложении на администрацию г. Владивостока обязанности предоставить финансовую поддержку ООО «Беатон» на возмещение затрат субъекту малого и среднего предпринимательства на основании заявления от 14.02.2018 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.01.2019 признано незаконным решение администрации города Владивостока, выраженное протоколом от 16.08.2018 № 137, об отказе в предоставлении финансовой поддержки на возмещение затрат субъекту малого и среднего предпринимательства ООО «Беатон»; на администрацию г.Владивостока возложена обязанность предоставить финансовую поддержку ООО «Беатон» на возмещение затрат субъекту малого и среднего предпринимательства на основании заявления от 14.02.2018.

Не согласившись с решением, администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции апеллянт указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает что судом первой инстанции не учтено, что основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии явилось фактическое превышение совокупного объема средств субсидий, предоставленных и заявленных к возмещению в текущем году. Отмечает, что вывод о превышение заявленной суммы субсидии сделан на основании того, что учредителями ООО «Строй 100» и ООО «Беатон» и выгодоприобретателями являются одни и те же лица. Поясняет, что получение финансовой поддержки фактически одними и теми же лицами нарушает права иных субъектов малого и среднего предпринимательства, противоречат задачам государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса.

Представитель общества считает решение Арбитражного суда Приморского края законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, ООО «Беатон» 14.02.2018 в управление экономики и развития предпринимательства администрации города Владивостока подано заявление о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой субъектом малого предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с приложенным комплектом документов.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов комиссией по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Владивостока, в соответствии с муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 18.09.2013 № 2673, принято решение об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой субъектом малого предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), оформленное протоколом от 16.08.2018 № 137, в связи с тем, что прослеживается система бенефициарства, по которой учредитель ООО «Строй 100» является также учредителем ООО «Беатон», становится также выгодополучателем (получателем субсидии); итоговая сумма выдогополучения составляет 2 000 000 рублей, что противоречит условиям Программы (пункт 1.3 Приложения № 10 Программы).

Посчитав отказ в предоставлении субсидии незаконным и нарушающим права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Отношения, возникающие между юридическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом  от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ)

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением администрации города Владивостока от 18.09.2013 № 2673 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы» (далее - Программа).

В приложении № 10 Программы утвержден Порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации (далее - Порядок).

Пунктом 1.2.3 Порядка, действовавшим на дату подачи обществом заявления установлено, что возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1.3 Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период) субъекты малого и среднего предпринимательства вправе претендовать на получение каждого вида субсидий один раз в течение финансового года в период действия муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2014 - 2020 годы, за исключением субсидий, указанных в подпунктах 1.2.1, 1.2.5, 1.2.8, 1.2.10, 1.2.11, 1.2.13 пункта 1.2 настоящего Порядка. Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе обратиться за оказанием финансовой поддержки по нескольким видам субсидий одновременно в течение финансового года.

Совокупный объем средств субсидий, предоставленных и заявленных к возмещению в текущем году, на дату подачи заявления не должен превышать 1500000 рублей.

Пунктом 2.1 Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период) установлен перечень условий при одновременно соблюдении которых предоставляется финансовая поддержка в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе.

Условия для отказа в оказании поддержки перечислены в пункте 2.2 Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период). 

В случае принятия Комиссией решения об отсутствии возможности предоставления субсидий на основании пунктов 2.1 и 2.2 настоящего Порядка Уполномоченный орган направляет каждому заявителю уведомление об отказе в предоставлении субсидий (с указанием причин отказа) согласно форме 17 в течение 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения об отсутствии возможности предоставления субсидий (пункт 5.9 Порядка в редакции, действовавшей в спорный период).

Согласно пункту 5.15 Порядка в редакции, действовавшей в спорный период, в случае принятия Комиссией решения об отсутствии возможности предоставления субсидий Уполномоченный орган направляет каждому заявителю письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидий (с указанием причин отказа) согласно форме 17 в течение 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении субсидий.

Как следует из протокола комиссии по вопросам предоставления финансовой поддержки от 16.08.2018 № 137 (пункты 1.3 и 3.2 повестки дня, пункты 1.3, 1.9 и 1.17 по третьему вопросу), комиссией была одобрена финансовая поддержка ООО «Беатон» на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на сумму 500 000 рублей; отказано в предоставлении финансовой поддержки ООО «Беатон» на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития производства товаров (работ, услуг), на сумму 1 000 000 рублей и отказано в предоставлении финансовой поддержки ООО «Строй 100» на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития производства товаров (работ, услуг), на сумму 500 000 рублей.

Из содержания протокола комиссии по вопросам предоставления финансовой поддержки от 16.08.2018 № 137 и уведомления об отказе в предоставлении субсидии  следует, что отказ связан с тем, что прослеживается система бенефициарства, по которой учредитель ООО «Строй 100», являясь учредителем ООО «Беатон», становится выгодополучателем (получателем субсидии). Итоговая сумма выгодополучения составляет 2 000 000 рублей, что противоречит условиям Программы (пункт 1.3 Приложения № 10 Программы) (л.д. 13, 116, 117).

Из выписок из ЕГРЮЛ, имеющихся в материалах дела, следует, что учредителями ООО «Беатон» ООО «Строй 100» являются: ФИО3, ФИО4, ФИО5 (л.д. 77-78 и 92-93).

Вместе с тем, администрация при принятии решения об отказе в предоставлении обществу финансовой поддержки, указав на то, что учредитель ООО «Строй 100»  становится выгодополучателем, не отметила кто именно из трех учредителей ООО «Строй 100», являющихся одновременно учредителями ООО «Беатон», становится выгодополучателем (получателем субсидии).

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, однозначно свидетельствующие о наличии оснований для отказа обществу в оказании поддержки, содержащихся в пункте 2.2  Порядка. Оспариваемый протокол от 16.08.2018 № 137 также не содержит в отношении общества указаний на нарушения, содержащиеся в пункте 2.2 Порядка.

Содержащееся в протоколе и уведомлении указания на то, что прослеживается система бенефициарства, по которой учредитель ООО «Строй 100» является также учредителем ООО «Беатон», становится также выгодополучателем (получателем субсидии), а итоговая сумма выдогополучения составляет 2 000 000 рулей, что противоречит условиям Программы (пункт 1.3 Приложения № 10 Программы) прямо не поименовано в Порядке, как основание для отказа; доказательств того, что обществом превышен совокупный объема средств субсидий, предоставленных и заявленных к возмещению в текущем году, на дату подачи заявления - 1500000 рублей материалами дела не подтверждается, доказательств обратного не представлено.

Кроме того, указания администрации, сделанные как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что основанием для принятия оспариваемого решения явилось фактическое превышение совокупного объема средств субсидий, предоставленных и заявленных к возмещению в текущем году, судебной коллегией не принимается, поскольку из содержания протокола от 16.08.2017 № 137 и уведомления об отказе в предоставлении субсидии не следует того, что основанием для отказа послужили выше приведенные администрацией доводы.

При изложенных обстоятельствах решение администрации г. Владивостока, оформленное протоколом от 16.08.2018 № 137, об отказе в предоставлении финансовой поддержки на возмещение затрат субъекту малого и среднего предпринимательства ООО «Беатон», является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия является способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, судебная коллегия считает, что соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя является возложение на администрацию г. Владивостока обязанности предоставить финансовую поддержку ООО «Беатон» на возмещение затрат субъекту малого и среднего предпринимательства на основании заявления от 14.02.2018.

Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 18.01.2019  по делу №А51-23576/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

        Г.Н. Палагеша

Судьи

Н.Н. Анисимова

            О.Ю. Еремеева