ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-24223/19 от 18.08.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-24223/2019

25 августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владсервисбыт»,

апелляционное производство № 05АП-4009/2020

на решение от 27.05.2020

судьи Н.А.  Беспаловой

по делу № А51-24223/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владсервисбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>),

третьи лица: администрация города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения, изложенного в ответе от 19.06.2019 №6976СП, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027 по адресу <...> по договору аренды в связи с нахождением на участке объекта электроснабжения - электрокабеля мощностью 6кВт,

при участии:

от ООО «Владсервисбыт»: адвокат Афанасьев Д.И. по доверенности от 15.06.2020 сроком действия на 1 год;

от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: ФИО1 по доверенности от 17.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 06-1147); 

от Администрации г. Владивостока: ФИО1 по доверенности от 13.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 06-1147);

от Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока»: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Владсервисбыт» (далее – заявитель, общество, ООО «Владсервисбыт») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее – управление, УМС), изложенного в ответе от 19.06.2019 №6976СП, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027 по адресу г. Владивосток, ул. Окатовая, д. 2 по договору аренды, в связи с нахождением на участке объекта электроснабжения - электрокабеля мощностью 6кВт и об обязании  в месячный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027 по адресу  г. Владивосток, ул. Окатовая, д. 2, направить три экземпляра подписанного проекта договора аренды в адрес общества.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора были привлеченыАдминистрация г.Владивостока (далее – администрация), Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – департамент), АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – корпорация, АО «КРДВ»).

В ходе рассмотрения дела Департамент на основании постановления администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что выводы суда о нахождении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства противоречат действующим нормам и правилам. Выражает несогласие с выводом суда  о нахождении всего земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории, в соответствии с которой он не может использоваться для испрашиваемых целей. Кроме того по мнению апеллянта, вывод суда о том, что испрашиваемый земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 25:28:030008, входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами, противоречит имеющимся материалам дела. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, расположен в территориальной зоне объектов автомобильного транспорта Т-3, для которой объекты придорожного сервиса является одним из основных видов разрешенного использования. Также выражает несогласие относительно выводы суда о том, что земельные участки, поставленные на кадастровый учет, предоставляются исключительно на торгах, а предоставление их резидентам не согласуется с целями и задачами Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, ходатайствовал о приобщении дополнительных документов, а именно: копии адвокатского запроса №1208-08/08/2020 от 11.08.2020, копии ответа КГБУ «Центр развития территорий» №1717-10-2314 от 14.08.2020, копии распоряжения департамента №347-вр от 07.03.2019, № 791-вр от 23.11.2018, схемы участков, фотографий участков на местности, копии соглашения №СВП-877/18 от 07.09.2018, заявки от 25.07.2018 №СПВ/743, копии бизнес-плана, скриншоты с сайта Правительства Приморского края.

Данное ходатайство было судебной коллегией рассмотрено и на основании статей 159, 266, 268 АПК РФ удовлетворено частично, в результаты чего в материалы дела были приобщены дополнительные доказательства (за исключением части документов инвестиционного проекта, доверенности), как связанные с обстоятельствами спора.

Представитель УМС и администрации с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела документов на бумажных носителях, а именно: сведений о нахождении сооружения энергетики; сведений о нахождении в границах элемента планировочной структуры; сведений о нахождении в границах территории в отношении которой принято решение о подготовке документации по её планировке.

Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции на основании статей 159, 266, 268 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено, в результате чего в материалы дела были приобщены указанные документы, как представленные в обоснование возражений на апелляционную жалобу.

Корпорация и министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.

При этом по тексту представленных письменных отзывов министерство, корпорация поддержали позицию заявителя, указав на  необходимость удовлетворения апелляционной жалобы, отмены обжалуемого решения суда и принятия нового судебного акта.

В судебном заседании 11.08.2020 судом апелляционной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 17.08.2020, а также на 18.08.2020, о чём  лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

07.09.2018 между корпорацией и обществом заключено соглашение №СПВ-877/18 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, по условиям пункта 1.1 которого резидент реализует инвестиционный проект в период с 2016 по 2017 годы «Строительство объекта придорожного сервиса, многоуровневой парковки и сети объектов бытового обслуживания».

Согласно пункту 1.4 данного соглашения резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.3 соглашения в части строительства объекта придорожного сервиса, на территории Владивостокского городского округа в границах земельного участка площадью 700-900 кв.м подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50, в районе ул. Окатовая, д.2.

В рамках реализации указанного соглашения заявитель, ссылаясь на наличие у него статуса резидента свободного порта Владивосток, обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого были приняты распоряжение от 23.11.2018 №791-вр о смене разрешенного использовании земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50,  со «строительства автозаправочной станции» на «объекты придорожного сервиса» и распоряжение от 07.03.2019 №347-вр об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из земель населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 33 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, в границах территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т3) согласно приложению, площадью 757 кв.м.

Пунктом 4 распоряжения от 07.03.2019 №347-вр обществу рекомендовано обеспечить проведение работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной пунктом 1 распоряжения.

ООО «Владсервисбыт» на основании указанного распоряжения произвело раздел земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50 и поставило на кадастровый учет вновь образованный участок с разрешенным использованием «объекты придорожного сервиса», которому присвоен кадастровый номер 25:28:030008:8027.

На основании обращения общества в департамент от 03.04.2019 о предоставлении вновь образуемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027, 25.04.2019 департамент подготовил и направил в адрес общества проект договора аренды № 28-ю-23902 для подписания.

Поскольку, с 01.05.2019 полномочия по распоряжению земельными участками переданы органу местного самоуправления Владивостокского городского округа проект договора аренды с приложением всех документов направлен в адрес администрации г. Владивостока.

19.06.2019 УМС решением, оформленным письмом № 6976СП, отказало ООО «Владсервисбыт» в предоставлении испрашиваемого в аренду земельного участка ввиду расположения в его границах сооружения электроэнергетики, кабеля линии 6 кВ, а также ввиду расположения участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс)  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).

Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.

По правилам подпункта 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок реализации резидентом свободного порта Владивосток соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».  

Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя несколько этапов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса; заключение договора аренды земельного участка

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).

Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду послужило нахождение в его границах сооружения электроэнергетики, кабеля линии 6 кВ, а также расположения участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.

Оспаривая решение управления, изложенное в ответе от 19.06.2019, по основанию нахождения на участке объекта электроснабжения, общество ссылается на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку нахождение в границах земельного участка кабельной линии 6 кВ не является особым условием использования территории и не влечет ограничений использования земельного участка..

Из пункта 14.1 статьи 39.16 Кодекса следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Как следует из материалов дела в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027, расположено сооружение с кадастровым номером 25:28:000000:66970 (сооружение энергетики, кабельная линяя 6 кВ), границы которого в соответствии с обзорной схемой земельного участка проходят по центру участка.

В силу части 2 статьи 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон электроэнергетики установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», которым утверждены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Правила).

Согласно пунктам 8 и 10 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Отсутствие в ГКН сведений о зарегистрированных охранных зонах не является основанием для несоблюдения режима их использования, что соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2013 № ВАС-17867/12.

Охранная зона устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объекта оформить такую зону и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.

Из изложенного следует, что размещение на спорном земельном участке объекта капитального строительства может нарушить безопасную работу инженерных сетей, а также воспрепятствует реализации уполномоченным органом и держателем сетей вопросов местного значения в интересах всего населения городского округа и сделает невозможным осуществление неотложных аварийно-восстановительных работ и плановых ремонтных работ. Режим использования таких земельных участков должен обеспечивать доступ к инженерным коммуникациям.

Довод апелляционной жалобы о неверном выводе суда о нахождения всего земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории коллегией отклоняется как противоречащий материалам дела.

Согласно представленной в суд первой инстанции обзорной схеме земельного участка по адресу: <...>, сооружения с кадастровым номером 25:28:000000:66970 (сооружение энергетики, кабельная линяя 6 кВ) проходят посередине указанного земельного участка, что исключает использование испрашиваемого земельного участка для заявленных целей строительства капитального объекта придорожного сервиса.

Утверждение заявителя жалобы о том, что вопрос о возможности размещать объект решается на стадии получения разрешения на строительство после получения земельного участка на праве аренды, и о том, что полномочия по определению возможности или невозможности размещать объект капитального строительства в пределах охранных зон предоставлены сетевым организациям, судом апелляционной инстанции оценивается критически, поскольку предоставление земельного участка с ограничениями, при наличии которых он не может быть использован по целевому назначению (строительство объекта придорожного сервиса), противоречит целям приобретения прав на земельный участок, установленным законодательством.

Следовательно, оспариваемый отказ по основанию расположения на спорном земельном участке объекта электросетевого хозяйства является законным и обоснованным.

Оценивая нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов общества, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении порядка формирования спорного земельного участка с учетом его расположения в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

По правилам подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

При необходимости образования земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной (пункт 3 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 13 статьи 45 ГрК РФ особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса, которая допускает подготовку такой документации по инициативе физических и юридических лиц (часть 1) и требует обязательного проведения общественных обсуждений и публичных слушаний по проекту планировки (части 5, 6).

Согласно пункту 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно пункту 35 статьи 1 ГрК РФ под элементом планировочной структуры понимается часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Виды элементов планировочной структуры утверждены приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр и включают в себя: район; микрорайон; квартал; территория общего пользования; территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом; улично-дорожная сеть.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Соответственно элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах городских округов и поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки и проектов межевания территории, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке элементы планировочной структуры, но не образуя их вновь.

Как подтверждается имеющимися в материалах дела схемами расположения земельного участка, фрагментом «Карты планировочной организации территории Владивостокского городского округа», содержащейся в материалах по обоснованию, входящих в состав Изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 12.02.2018 №61-па (в редакции от 24.12.2019) испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 757 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 25:28:030008, входит в границы элемента планировочной структуры – квартала, ограниченного красными линиями дорог общего пользования по улицам Окатовой и Терешковой, застроенного многоквартирными жилыми домами, в составе элемента планировочной структуры – планировочного микрорайона 01:09.

В границах элемента планировочной структуры - квартала, в которые попадает испрашиваемый земельный участок, располагаются многоэтажные, многоквартирные жилые дома по адресам: ул. Окатовая 2, 21,4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20; ул. Терешковой 1, 3, За, 5, 7, 9, 13, 17, 15, 19, 21, 23, 27; ул. Запорожская 2, 4, 6.

Соответственно испрашиваемый земельный участок фактически находится в границах элемента планировочной структуры (жилого квартала).

Исходя из распоряжения от 07.03.2019 № 347-вр испрашиваемый обществом земельный участок площадью 757 кв. м с кадастровым номером 25:28:030008:8027 был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50 площадью 1 500 кв.м., расположенного в жилом квартале через процедуру утверждения схемы выделяемого земельного участка.

Принимая во внимание, что в отношении территории, в границах которой заявителем испрашивается земельный участок, проект планировки и межевания уполномоченным органом не утверждался, судебная коллегия находит обоснованным вывод администрации о нарушении порядка образования испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для предоставления его в аренду для целей строительства объектов придорожного сервиса в отсутствие доказательств его соотвествия документации по планировке территории.

Утверждение общества об обратном, обоснованное письмом КГБУ «Центр развития территорий» от 14.08.2020 №1717-10-2314, коллегией отклоняется как документально не подтвержденное, противоречащее имеющимся в материалах дела доказательствам и установленным судом обстоятельствам.

Довод общества о том, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами жилого квартала, основанный на факте расположения земельного участка в территориальной зоне Т-3, отклоняется коллегией, поскольку градостроительные нормы не соотносят границы элементов планировочной структуры с границами функциональных зон, задачами которых является установление правил землепользования и застройки территории.

Оценив довод общества о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:8027 расположен в границах территории улично-дорожной сети за границами планировочного микрорайона 01:09 и за границами жилого квартала, ограниченного красными линиями дорог общего пользования по улицам Окатовой и Терешковой, коллегий приходит к следующим выводам.

К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 относятся улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.

Приказом Минфина России от 05.11.2015 № 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, куда вошли: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.

Изложенное соответствует понятию территории общего пользования, приведенному в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, где указано, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 1963-О).

Принимая во внимание особый правовой режим использования земельного участка в границах улично-дорожной сети, судебная коллегия приходит к выводу о том, что строительство предполагаемого обществом объекта в границах улично-дорожной сети не представляется возможным ввиду того, что проектируемый объект будет расположен в границах красных линий  на участке дороги общего пользования, что не отвечает требованиям к строительству объекта капитального строительства.

То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:8027 расположен в территориальной зоне объектов автомобильного транспорта Т-3, вид разрешенного использования земельного участка «объекты придорожного сервиса» соответствует градостроительному регламенту зоны объектов автомобильного транспорта, вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для предоставления данного земельного участка в аренду при установленных ограничениях в их использовании.

С учетом изложенного коллегия суда считает, что оспариваемое решение было принято администрацией при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов, в том числе в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закон № 212-ФЗ под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края, в том числе Владивостокского городского округа (пункт 1 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).

На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6 Закона N 212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 10 названного Закона под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности урегулированы статьей 12 этого же Закона, частью 2 которой определено, что в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент свободного порта Владивосток обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

Деятельность, не предусмотренная соглашением об осуществлении деятельности, может осуществляться резидентом свободного порта Владивосток в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом (частью 3 статьи 12 Закона № 212-ФЗ).

Системное толкование названных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставлению земельного участка резиденту особой экономической зоны в упрощенном порядке без торгов должна предшествовать подготовка документации по планировке территории с целью установления границ земельного участка планируемого к освоению резидентом для выполнения своего инвестиционного проекта и дальнейшего выявления возможности предоставления такого земельного участка для планируемых резидентом целей.

Как было указано ранее заявителем был образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:8027 площадью 757 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50 площадью 1 500 кв.м по сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:50 является ранее учтенным, формирование указанного земельного участка силами заявителя последний отрицает, таким образом в спорной ситуации общество фактически претендует на земельный участок, сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет ранее иным лицом и в иных целях, что не согласуется с целями и задачами Закона № 212-ФЗ, а равно направлено обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для представления сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков посредством проведения торгов.

В этой связи доводы заявителя жалобы о нарушении оспариваемым отказом его прав и законных интересов в предпринимательской деятельности, обусловленное названным статусом, не могут быть приняты коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не создает каких-либо безусловных оснований для предоставления земельного участка в аренду обществу.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение управления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027, расположенного по адресу: <...>, было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.

Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., понесенные обществом при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя. В оставшейся части государственная пошлина подлежит возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2020  по делу №А51-24223/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по чеку-ордеру (номер операции: 23) от 26.06.2020.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Понуровская