ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-25373/19 от 15.07.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-25373/2019

20 июля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнегорскому городскому округу Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-3341/2020

на решение от 13.05.2020

судьи Н.А. Беспаловой

по делу № А51-25373/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнегорскому городскому округу Приморского края (ИНН 2505008439, ОГРН 1022500615015, дата государственной регистрации 08.02.2002)

к обществу с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат Бор» (ИНН 2540179638, ОГРН 1122540001704, дата государственной регистрации 13.03.2012)

о взыскании финансовых санкций в размере 12 000 рублей,

при участии: стороне не явились,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Дальнегорскому городскому округу Приморского края (далее – заявитель, страховщик, пенсионный фонд, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат Бор» (далее – страхователь, общество, ООО «Дальнегорский химический комбинат Бор») о взыскании финансовой санкции в общем размере 12 000 рублей за совершение правонарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с абзацами 3, 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Решением от 13.05.2020 заявленные требования удовлетворены частично, с ООО «Дальнегорский химический комбинат Бор» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 5 000 рублей, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, пенсионный фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 13.05.2020 и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы пенсионный фонд указывает, что поскольку обществом первоначально были представлены неполные сведения СЗВ-М за отчетные месяцы май 2018 года и январь 2019 года, то представленные 27.02.2019 и 07.03.2019 дополняющие формы на еще одно застрахованное лицо, в отношении которого за отчетный период ранее сведения не представлялись, представлены за пределом срока, что является основанием для применения финансовых санкций к заявителю.

Также пенсионный фонд считает, что страхователем не соблюден порядок представления сведений в форме электронных документов, поскольку численность работающих застрахованных лиц в обществе превышает 25 человек.

ООО «Дальнегорский химический комбинат Бор» не представило письменный отзыв по доводам жалобы.

Поскольку стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении общества пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:

- от 16.03.2019 № 035S18190004980 и № 035S18190004978 по факту несоблюдения порядка представления сведений по форме СЗВ-М (тип формы «доп») за май 2018 года и за январь 2019 года,

- от 18.03.2019 № 035S18190004973 и № 035S18190004974 по факту нарушения срока представления отчетности «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М (тип формы «доп») за май 2018 года и за январь 2019 года.

Основанием для проверки послужили представленная заявителем 27.02.2019 отчетность за май 2018 года в печатной форме на бумаге в отношении 1 работника Гербеева А.А. и 07.03.2019 - за январь 2019 года в печатной форме на бумаге в отношении 1 работника Абрамова П.А., при установленном сроке представления сведений за май 2018 года – не позднее 15.06.2018, за январь 2019 года – не позднее 15.02.2019.

По результатам рассмотрения указанных актов и других материалов проверки управлением приняты решения от 25.04.2019:

- № 035S19190007377 и № 035S19190007378 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к нему финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, общий размер которой составил 1 000 рублей (500*2),

- № 035S19190007381 и № 035S19190007383 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к нему финансовой санкции, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, общий размер которой составил 2 000 рублей (1 000*2).

На основании указанных решений, пенсионным фондом выставлены требованияот 27.05.2019 № 035S01190007376, № 035S01190007382,
№ 035S01190007379 и № 035S01190007381, которыми обществу установлена обязанность в срок до 17.06.2019 уплатить финансовые санкции.

Также 18.03.2019 в отношении общества составлен акт
№ 035S18190004979 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по факту несоблюдения порядка представления сведений по форме СЗВ-М (тип формы «отм») за апрель 2018 года.

Основанием для проверки послужили представленные страхователем в пенсионный фонд 27.02.2019 сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы «отм») за апрель 2018 года в печатной форме на бумаге в отношении 1 работника Нечепоренко В.Л.

По результатам рассмотрения указанного акта и других материалов проверки управлением принято решение от 25.04.2019 № 035S19190007382 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к нему финансовой санкции, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в размере 1 000 рублей.

На основании указанного решения пенсионным фондом выставлено требованиеот 27.05.2019 № 035S01190007375, которым обществу предложено в срок до 17.06.2019 уплатить финансовую санкцию в размере 1 000 рублей.

Помимо вышеуказанного, 18.03.2019 в отношении общества составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 035S18190004975 и
№ 035S18190004977 в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по факту несоблюдения порядка представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованного лица Балько О.В. за 2018 и 2019 годы.

Основанием для проверки послужили представленные страхователем в пенсионный фонд06.02.2019 сведения о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ (назначение пенсии) за 2018 и 2019 год в отношении застрахованного лица Балько О.В. в печатной форме на бумаге.

По результатам рассмотрения указанных актов и других материалов проверки управлением приняты решения от 25.04.2019 № 035S19190007379 и № 035S19190007380 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к нему финансовой санкции, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, общий размер которой составил 2 000 рублей (1 000*2).

На основании указанных решений, пенсионным фондом выставлены требованияот 27.05.2019 № 035S01190007377 и № 035S01190007378, которыми обществу предложено в срок до 17.06.2019 уплатить финансовую санкцию в размере 1 000 рублей по каждому требованию.

23.04.2019 в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении общества пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 035S18190008453 по факту несоблюдения порядка представления сведений по форме СЗВ-М (тип формы «доп») за март 2019 года.

Основанием для проверки послужила представленная заявителем 17.04.2019 отчетность за март 2019 года в печатной форме на бумаге в отношении 1 работника Лисовицкой Н.С.

По результатам рассмотрения указанного акта и других материалов проверки управлением принято решение от 11.06.2019 № 035S19190010701 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к нему финансовой санкции, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в размере 1 000 рублей.

На основании указанного решения пенсионным фондом выставлено требованиеот 04.07.2019 № 035S01190009887 со сроком уплаты до 23.07.2019.

Также в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (тип формы «исхд») за февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года в отношении общества пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по факту несоблюдения порядка представления сведений:

- от 18.03.2019 № 035S18190004981 по факту представления 07.03.2019 в печатной форме на бумаге сведения о 2 342 застрахованных лицах за февраль 2019 года,

- от 23.04.2019 № 035S18190008452 по факту представления 10.04.2019 в печатной форме на бумаге сведения о 2 345 застрахованных лицах за март 2019 года,

- от 14.05.2019 № 035S18190009691 по факту представления 10.04.2019 в печатной форме на бумаге сведения о 2 344 застрахованных лицах за апрель 2019 года,

- от 18.06.2019 № 035S18190011521 по факту представления 10.04.2019 в печатной форме на бумаге сведения о2 307 застрахованных лицах за май 2019 года,

- от 11.07.2019 № 035S18190012641 по факту представления 10.04.2019 в печатной форме на бумаге сведения о 2 295 застрахованных лицах за июнь 2019 года.

По результатам рассмотрения указанных актов и других материалов проверки управлением приняты решения о привлечении страхователя ответственности за несоблюдение порядка представления сведений по форме СЗВ-М (тип формы «исхд») в форме электронных документов в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 000 рублей по каждому решению:

- от 25.04.2019 № 035S19190007385 за февраль 2019 года,

- от 11.06.2019 № 035S19190010700 за март 2019 года,

- от 26.06.2019 № 035S19190011847 за апрель 2019 года,

- от 30.07.2019 № 035S19190013508 за май 2019 года,

- от 20.08.2019 № 035S19190014423 за июнь 2019 года.

На основании указанных решений, пенсионным фондом выставлены требования на сумму 1 000 рублей каждое от 27.05.2019 № 035S01190007380 со сроком уплаты финансовой санкции до 17.03.2019, от 04.07.2019
№ 035S01190009886 со сроком уплаты до 23.07.2019, от 18.07.2019
№ 035S01190010841 со сроком уплаты до 06.08.2019, от 21.08.2019
№ 035S01190012245 со сроком уплаты до 10.09.2019, от 12.09.2019
№ 035S01190012963 со сроком уплаты до 01.10.2019.

Неисполнение страхователем в добровольном порядке предъявленных требований до установленных в них срока послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества финансовых санкций в общем размере 12 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 09.12.2019 по делу № А51-24746/2019 управлению отказано в принятии данного заявления, поскольку заявленное управлением требование о взыскании со страхователя финансовой санкции не отвечало признаку бесспорности (пункт 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Одновременно пенсионному фонду разъяснено о возможности предъявления заявления в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев заявление пенсионного фонда, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для его частичного удовлетворения в сумме 5 000 рублей за несоблюдение страхователем порядка предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М (тип формы «исхд») за февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года в соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Оснований для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ по факту предоставления остальных сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М «доп», СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М «отм» на бумажном носителе арбитражным судом не установлено.

Также решение мотивировано отсутствием оснований для привлечения общества к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях за май 2018 года и январь 2019 года и устранил ее посредством направления дополняющих форм СЗВ-М «доп» до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.

Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ.

В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять сведения на 25 и более работающих у них застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Обязанность предоставления сведений о каждом работающем у него застрахованном лице не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, установлена пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Форма отчетности СЗВ-СТАЖ утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах», применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).

Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код):

- «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

На основании вышеизложенных норм апелляционный суд приходит к выводу, что сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М «исхд», «доп», «отмн» и СЗВ-СТАЖ на 25 и более застрахованных лиц предоставляются страхователем в территориальный орган ПФР только в форме электронного документа.

В соответствии с положением абзаца 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей.

Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

ООО «Дальнегорский химический комбинат Бор» является плательщиком страховых взносов и 09.08.2012 зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнегорскому городскому округу Приморского края под номером 035011027737.

Из материалов дела следует, что пенсионным фондом заявлены требования о взыскании финансовых санкций в общем размере 5 000 рублей (1 000*5) по факту привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 рублей на основании решений от 25.04.2019
№ 035S19190007385, от 11.06.2019 № 035S19190010700, от 26.06.2019
№ 035S19190011847, от 30.07.2019 № 035S19190013508, от 20.08.2019
№ 035S19190014423.

Как правомерно установлено арбитражным судом, ООО «Дальнегорский химический комбинат Бор» предоставило в пенсионный фонд в печатном виде форму СЗВ-М «отм» за апрель 2018 года со сведениями на одно застрахованное лицо; формы СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 и за 2019 годы со сведениями на одно застрахованное лицо каждая; формы СЗВ-М «доп» за май 2018 года, январь и март 2019 года со сведениями на одно застрахованное лицо каждая, а также представило в печатном виде формы СЗВ-М «исхд» за февраль 2019 года со сведениями на 2 342 застрахованных лиц, за март 2019 года со сведениями на 2 345 застрахованных лиц, за апрель 2019 года со сведениями на 2 344 застрахованное лицо, за май 2019 года со сведениями на 2 307 застрахованных лиц, за июнь 2019 года со сведениями на 2 295 застрахованных лиц.

В рассмотренных актах и решениях, оформленных по результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и положенных в основу заявленных пенсионным фондом требований, указано, что допущенные страхователем нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования выразились в том, что страхователем не соблюден порядок представления сведений в форме электронных документов, предусмотренный частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в отношении работающих у него застрахованных лиц, поскольку численность работающих застрахованных лиц в обществе превышает 25 человек.

Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, обязанность по предоставлению отчетности в электронном виде возникает у страхователя в случае предоставления отчетности на 25 и более работающих застрахованных лиц, а не исходя из общей численности сотрудников, работающих в организации.

Если формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ подаются на застрахованных лиц менее 25 человек, то такие сведения могут быть представлены как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Следовательно, по справедливому суждению суда первой инстанции, в рассматриваемом случае,представление страхователем формы СЗВ-СТАЖ (назначение пенсии) как за 2018 год, так и за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица каждое на бумажном носителе не образует в действиях общества нарушения порядка представления сведений в форме электронных документов, предусмотренного пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ и, следовательно, оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ по решениям от 25.04.2019 № 035S19190007379 и № 035S19190007380 у пенсионного фонда не имелось.

Аналогичным образом, апелляционный суд признает обоснованными выводы арбитражного суда в части отсутствия нарушений со стороны общества при представлении страхователем сведений по типу формы «отм» за апрель 2018 года на 1 застрахованное лицо, по типу формы «доп» за май 2018 года и за январь, март 2019 года в отношении 1 застрахованного лица каждое.

Учитывая, что указанные формы СЗВ-М были представлены в отношении 1 застрахованного лица каждое, то отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании  финансовой санкции в общей сумме 6 000 рублей по решениям от 25.04.2019
№ 035S19190007385, от 11.06.2019 № 035S19190010700, от 26.06.2019
№ 035S19190011847, от 30.07.2019 № 035S19190013508, от 20.08.2019
№ 035S19190014423 апелляционный суд находит законным и обоснованным.

Таким образом, в рассматриваемых 6-ти случаях по предоставленным обществам формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении 1 работника каждая, отсутствуют основания для вывода о нарушении страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов, предусмотренного пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, относительно представленных на бумажных носителях сведений по формам СЗВ-М «исхд» за февраль 2019 года на 2 342 застрахованных лиц, за март 2019 года на 2 345 застрахованных лиц, за апрель 2019 года на 2 344 застрахованных лица, за май 2019 года на 2 307 застрахованных лиц, за июнь 2019 года на 2 295 застрахованных лиц, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении обществом предусмотренного пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ порядка предоставления сведений в форме электронных документов.

Общество не проявило надлежащую степень заботливости и осмотрительности для добросовестного исполнения законно установленной обязанности перехода на электронный документооборот.

Судом установлено, что на официальном сайте ПФР размещены бесплатные программы, которые позволяют как сформировать отчет по форме СЗВ-М (программа «Spu_orb»), так и проверить их (программа «CheckPFR»).

На основании изложенного, требования пенсионного фонда о взыскании с общества финансовых санкций в размере 5 000 рублей
по решениям от 25.04.2019 № 035S19190007385, от 11.06.2019
№ 035S19190010700, от 26.06.2019 № 035S19190011847, от 30.07.2019
№ 035S19190013508, от 20.08.2019 № 035S19190014423 за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ, заявлены правомерно, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил их.

Кроме того, пенсионным фондом заявлены требования о взыскании финансовых санкций в общем размере 1 000 рублей (500*2) по факту привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей на основании решений от 25.04.2019 № 035S19190007378 и № 035S19190007377, принятых по результатам проверки предоставленных страхователем 07.03.2019 и 27.02.2019 форм СЗВ-М (тип формы «доп») за январь 2019 года и за май 2018 года соответственно.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Диспозиция данной нормы по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений:

- непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ;

- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).

Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.11.2016
№ 1058п утверждены формы документов, используемых в целях
 привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Приложением № 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Приложением № 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.

Из представленных в материалы дела акта от 18.03.2019
№ 035S18190004974 и вынесенного решения от 25.04.2019
№ 035S19190007378 следует, что страхователь привлечен к ответственности за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за январь 2019 года в отношении одного застрахованного лица Абрамова П.А.

Также из акта от 18.03.2019 № 035S18190004973 и вынесенного решения от 25.04.2019 № 035S19190007377 следует, что страхователь привлечен к ответственности за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за май 2018 года в отношении одного застрахованного лица Гербеева А.А.

Между тем, как подтверждается материалами дела, первоначальные отчетности исходной формы СЗВ-М за май 2018 года и за январь 2019 года направлены страхователем в управление с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ – 15.06.2018 и 08.02.2019. Данный факт не оспаривается управлением.

27.02.2019 и 07.03.2019 страхователем направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом «доп» за рассматриваемые отчетные месяца.

Следовательно, в данном случае страхователь своевременно исполнил свою обязанность по представлению в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за май 2018 года и за январь 2019 года.

Указание пенсионного фонда на предоставление отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за пределами установленного срока свидетельствует о неправильной квалификации допущенного правонарушения, поскольку из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что статья 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах.

Таким образом, представление дополняющей формы сведений с нарушением установленного срока не образует состава правонарушения по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы о том, что дополняющая форма подлежит предоставлению с целью дополнения сведений относительно уже поданных сведений о конкретно застрахованных лицах за отчетный период, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.

В свою очередь статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017.

Согласно пункту 39 Инструкции от 21.12.2016 № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования датированы 18.03.2019, то есть после того, как общество по своей инициативе, в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, направило 27.02.2019 и 07.03.2019 сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая».

Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что, реализуя свое право, предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н, страхователь, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, представил органу пенсионного фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-М, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Апелляционный суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

Отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться, как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.

В целом по смыслу статьи 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Данная правовая позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99.

На основании изложенных обстоятельств апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда о том, что требования заявителя являются обоснованными частично, а именно в размере 5 000 рублей по решениям от 25.04.2019 № 035S19190007385, от 11.06.2019
№ 035S19190010700, от 26.06.2019 № 035S19190011847, от 30.07.2019
№ 035S19190013508, от 20.08.2019 № 035S19190014423.

В свою очередь правомерность привлечения страхователя к ответственности по решениям от 25.04.2019 № 035S19190007378,
№ 035S19190007383, № 035S19190007377, № 035S19190007381,
№ 035S19190007382, № 035S19190007379, № 035S19190007380 и от 11.06.2019 № 035S19190010701 на общую сумму 7 000 рублей пенсионным фондом не подтверждена.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Воспользовавшись правом, предусмотренным частью 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание имущественное положение общества, суд первой инстанции счел возможным освободить ООО «Дальнегорский химический комбинат Бор» от уплаты государственной пошлины по иску.

Оснований для переоценки данного вывода у апелляционного суда не имеется.

Вопрос о взыскании судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2020 по делу № А51-25373/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович