ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-25563/17 от 05.06.2019 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-25563/2017

11 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Н.Н. Анисимовой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.Н. Аникеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стивидорная компания «Терминал»,

апелляционное производство № 05АП-1313/2019

на решение от 17.01.2019

судьи Н.А. Галочкиной

по делу № А51-25563/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стивидорная компания «Терминал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Находке (ИНН <***>, ОГРН <***>), Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края  (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке утратившей право на взыскание недоимки по пени по страховым взносам, отраженные в справке №59427 на 03.04.2017 в части взыскания пени по страховым взносам в размере 1 544 460, 32 руб.; о признании незаконными действий должностных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу, о признании расчетов пени недействительными,

при участии:

от ООО «Стивидорная компания «Терминал»: ФИО1, доверенность от 14.02.2019, сроком на 1 год, паспорт,
от ИФНС России по г. Находке: ФИО2, доверенность от 24.01.2019, сроком на 1 год, служебное удостоверение; ФИО3, доверенность от 21.12.2018, сроком на 1 год, служебное удостоверение,
от УФНС России по Приморскому краю: ФИО3, доверенность от 09.01.2019, сроком на 1 год, служебное удостоверение,
от ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю: ФИО4 - ФИО5, доверенность от 14.01.2019, сроком на 1 год, служебное удостоверение; ФИО6, доверенность от 14.01.2019, сроком на 1 год, служебное удостоверение.

от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

         Общество с ограниченной ответственностью «Стивидорная компания «ТЕРМИНАЛ» (далее по тексту - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «Стивидорная компания «ТЕРМИНАЛ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, ИФНС России по г. Находке), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (далее по тексту - пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ по НГО ПК), третьи лица: УФНС России по Приморскому краю, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о признании ИФНС России по г. Находке утратившей право на взыскание недоимки по пени по страховым взносам, отраженные в справке №59427 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 03.04.2017 в части взыскания пени по страховым взносам в размере 1 544 460, 32 руб., о признании незаконными действий должностных лиц УПФ РФ по НГО ПК, выразившихся в передаче информации по сальдо в отношении пени по страховым взносам по состоянию на 31.12.2016 содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, о признании расчетов пени за период с 15.07.2015 по 27.01.2017 недействительными, в части начисления пени по страховым взносам, указанным в справке № 59427, выданной ИФНС по г. Находка.

         Решением суда 30.01.2018 по делу № А51-25563/2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018, Арбитражный суд Приморского края в удовлетворении заявленных требований отказал.

         Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.08.2018 решение Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 по делу № А51-25563/2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

         В соответствии с постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.08.2018 арбитражному суду надлежит исследовать вопросы о природе спорных пеней, сроках ее возникновения и, соответственно, о соблюдении Пенсионным фондом срока на ее взыскание, а также дать оценку доводам заявителя о включении в общую сумму задолженности суммы доначисленной пени за период 2015-2016 годы в размере 1 544 460 руб. 32 коп.

         Решением суда от17.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         ООО «Стивидорная компания «Терминал», не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

         В доводах жалобы в отношении доначисления пени общество указывает на то, что поскольку с 01 января 2017года вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2006года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, то право направлять требование плательщику по данному доначислению принадлежит налоговому органу». С

учетом вышеуказанного ответа, налогоплательщик ставил вопрос об установлении судом следующих фактических обстоятельств дела: когда (ДАТА) ГУ-УПФ по Находкинскому городскому округу Приморского края были "переданы Налоговому органу вся информация о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017г. о начисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по расчетам за периоды, возникшие до 01.01.2017года, иные сведения, касающиеся спорной задолженности и первичные документы. Судом первой инстанции указанный вопрос не выяснен. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что в адрес налогоплательщика налоговым органом выставлено было требование №190364 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.06.2017 года лишь после того, как налогоплательщик обратился с соответствующими заявлениями и жалобами к ответчику и третьим лицам по вопросу неправомерного отражения в справке №59427 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процента по состоянию на 03.04.2017 года.

         Суд посчитал обоснованным довод налогового органа и пенсионного фонда о том, что ни нормами налогового законодательства, ни нормами законодательства о страховых взносах в ПФ РФ, действовавшего в спорный период, сроки направления требований об уплате пени или доначисления пени не установлены. Общество полагает, что данный вывод суда противоречит статье 22 и 25 Закона №212-ФЗ, согласно которым обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 18 - 23, 25 - 27 Закона № 212-ФЗ.

         Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2015 №Ф03-4987/2015 по делу №А51 -36435/2014. В силу части 5 статьи 19 указанного Закона заявление о взыскании с плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи (часть 2 статьи 22 Закона о страховых взносах).

         Согласно части 5 статьи 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

         Из взаимосвязанных положений статей 19 и 22 Закона о страховых взносах следует, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.

         В пункте 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 разъяснено, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется на основании пункта 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки.

         Заявитель указывает на то, что им неоднократно указывалось на то, что сроки на выставление требований,  решений,  являются  пресекательными  и  подлежат  восстановлению исключительно в судебном порядке.     

         Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование отнесено к полномочиям налоговых органов с 01.01.2017.

         Общество указывает на то, что им неоднократно заявлялись ходатайства о предоставлении ответчиком и третьими лицами:

         - документально обоснованных пояснений, в том числе по вопросам оснований выставления требования №190364 на 07.06.2017г на общую сумму 1 858 590.47 руб., при наличии информации в нем об отзыве якобы требования об уплате налога, сбора, пени, пени, штрафа от 09.01.2017 года №035S01170039445;

         - акта (иной документ) о приеме-передаче задолженности заинтересованного лица из компетентного органа пенсионного фонда в налоговый орган;

         - информацию о предъявлении, выставлении ТРЕБОВАНИЯ об уплате налога, сбора, пени, пени, штрафа от 09.01.2017 года №035S01170039445, т.е. спорной задолженности;

         - доказательства оплаты пенеобразующих недоимок по страховым взносам либо доказательства осуществления мер по их взысканию, с объяснением природы возникновения пенеобразующей недоимки;

         - обосновать периоды начисления пени за спорные периоды, в том числе доказательства наличия пенеобразующей недоимки;

         - доказательства наличия процедуры взыскания недоимки, на которую начислены пени, и ее результаты;

         - доказательства, подтверждающие момент погашения недоимки в полном объеме за спорные периоды;

         - пояснения относительно применения (неприменения) внесудебной процедуры взыскания спорной задолженности;

         - представить отчетность, содержащую предъявленные к взысканию недоимки за спорные периоды, обосновать расчет пени.

         Между тем, суд в решении от 17.01.2019г. ограничился лишь указанием порядка передачи информации.

         Также, отсутствуют в материалах дела и доказательства направления налоговым органом запросов первичных документов у территориального органа Пенсионного фонда РФ в порядке части 2 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

         Более того, получив доступ к данным о задолженности заинтересованного лица (дата, судом не установлена), но требование датировано 09.01.2017 года №035S01170039445, то соответственно общество полагает о том,  что на эту дату налоговый орган имел информацию о задолженности, фактически налоговый орган предъявил требование №90364 на 07.06.2017г., повторное, как незаконное, произвольно продлив сроки на принудительное взыскание спорной задолженности, и что, по мнению заявителя, является неразумным, связано с ненадлежащим и несвоевременным исполнением полномочий по администрированию страховых взносов, при этом первичное требование 035S01170039445 выставлено якобы по состоянию на 09.01.2017г.

         На необходимость обеспечения общего срока, ограничивающего временные рамки вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика, указывается в определении Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 №790-О, а также в правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, согласно которой, судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей -утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах», что по мнению общества подтверждает его доводы.

         Таким образом, общество считает, что налоговым органом не по уважительным причинам не соблюдены сроки на взыскание рассматриваемой задолженности по пени.

         Кроме того, заявитель повторно обращает внимание и на то, что налоговым органом не подтверждена соответствующими доказательствами обоснованность начисления и взыскания пени.

         Так, из положений пункта 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013 года следует, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты, а в случае представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с нарушением установленных сроков - следующий день после его представления. В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона №212-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

         Таким образом, из приведенных норм следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного расчетного (отчетного) периода, направляется территориальным органом Пенсионного фонда не позднее трех месяцев с момента уплаты плательщиком страховых взносов всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

         Указанные выводы соответствуют правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 51 Постановления № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

         Из анализа приведенных положений, следует, что в случае уплаты пенеобразующей недоимки после представления расчета но начисленным и уплаченным страховым взносам за соответствующий период, требование об уплате пени выставляется в течение трех месяцев со дня уплаты пенеобразующей недоимки в полном объеме. Если пенеобразующая недоимка погашена до момента представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за соответствующий период, то требование об уплате пени выставляется в течениетрех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

         В пункте 13 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснено, что поскольку налогоплательщик в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, требование об уплате налога может быть признано недействительным, только, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными. Общество полагает, что оспариваемое требование инспекции не содержит необходимых сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 69 НК РФ, об основаниях взимания пеней. Недостатки требования не были восполнены инспекцией и в судебном заседании, что общество расценивает как нарушение своих прав как налогоплательщика.

         Таким образом, общество считает, что Управлением Пенсионного Фонда РФ по Находкинскому городскому округу и ИФНС по г. Находка пропущен предельный срок для взыскания задолженности пени но состоянию на 31.12.2016г. КБК 39210202010062100160 (ПФР.СЧ.Пеня) в размере 1 173 555,47 руб., КБК 39210202101082011160 (ФФОМС. Пеня): в размере 289 986,40 руб., КБК 39210202132062100160 ( ПФР.Пеня. подпункт 2-18) в размере 71 374,56 руб.

         Заявитель жалобы в обоснование свое позиции ссылается на судебные акты по делам: №А78-17299/2017; №А78-13748/2017, №А44-3977/2017; №А50-18772/2017; №А33-21816/2017.

         Также от общества поступили дополнения к апелляционной жалобе в которых общество оспаривает вывод суда о правоверности выставления требования от 07.06.2017г. №190364 об уплате налога, сбора, страховых взносов пени, штрафа, процентов по состоянию на 07.06.2017г.

         В обоснование своей позиции, заявитель указывает, что письмо ФНС России от 12.12.2017 №СА-4-7/25240 «О приостановлении налоговыми органами работы по взысканию в судебном порядке недоимки по страховым взносам, пеням и штрафным санкциям по страховым взносам, являющейся невозможной. Общество считает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона №250-ФЗ подлежит применению порядок, установленный Законом №212-ФЗ и действия по списанию задолженности, которая по состоянию на 01.01.2017 является невозможной ко взысканию, должны осуществляться органами ПФР и ФСС РФ. Считает, что Управлением Пенсионного Фонда РФ по Находкинскому городскому округу и ИФНС по г. Находка пропущен предельный срок для взыскания задолженности пени по состоянию на 31.12.2016г

         Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала.

         Представители ИФНС России по г. Находке, УФНС России по Приморскому краю, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края на доводы жалобы и дополнений к ней возразили по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

         От общества поступили возражения на отзыв ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края.

         Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит на основании следующего.

         Согласно материалам дела, ООО «Стивидорная компания «ТЕРМИНАЛ» является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ).

         Из Пенсионного фонда Российской Федерации в ИФНС России по г. Находке поступили сведения о суммах задолженности, образовавшейся за периоды до 01.01.2017 в отношении ООО «Стивидорная компания «Терминал»:

         - КБК 39210202010062100160 (ПФ, пеня) - 1 822 171,38 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.05.2016 №035S0l160124914 (том 1 л.д. 120) - 185 734,93 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 08.09.2016 №033S01160188483 (том 1 л.д. 124) - 179 244,66 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.11.2016 №035S01160223755 (том 1 л.д. 127) - 34 910,51руб., доначисление пени по 31.12.2016 - 1 422 281,28 руб.;

         - КБК 39210202101082011160 (ФФОМС, пеня) - 435 120,30 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.05.2016 №035S01160124914 (том 1 л.д. 120) - 43 056,73 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 08.09.2016 №035S01160188483 (том 1 л.д. 124) - 42 145,82 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.11.2016 №035S01160223755 (том 1 л.д. 127) - 8 648,48 руб., доначисление пени по 31.12.2016 - 341 269,27 руб.;

         - КБК 39210202132062100160 (ПФР, пеня, подпункт 2-18) - 135 776,83 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.05.2016 №03501160124914 (том 1 л.д. 120) - 19502,86 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 08.09.2016 № 035S01160188483(том 1 л.д. 124) - 18597,38 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.11.2016 №035S01160223755 - 2 636,67 руб., доначисление пени по 31.12.2016 (том 1 л.д. 127) - 95 039,92 руб.

         Вышеуказанные сведения (документы) направлены Пенсионным фондом Российской Федерации в налоговый орган в соответствии с Порядком взаимодействия отделений ПФР с управлениями ФНС по субъектам РФ от 22.07.2016 №ММВ-23-1/12@/3И и Порядком регулярного обмена информацией между территориальными отделениями ПФР и ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ от 21.09.2016 № ММВ-23-1/20@/4И по состоянию на 01.01.2017 с приложением разбивки сальдо на сумму задолженности и платежами за 4 квартал 2016, а также требований, в том числе №035S01170039445 по состоянию на 27.01.2017 на общую сумму пени в размере 1 858 590,47 руб.

         07.06.2017 налоговый орган направил в адрес ООО «Стивидорная компания «Терминал» уточненное требование №190364 на сумму исчисленной и переданной территориальным органом ПФР пени в размере 1 858 590,47 руб., срок исполнения требования - 28.06.2017.

         20.07.2017 налоговый орган вынес и направил в адрес ООО «Стивидорная компания «Терминал» решение о взыскании налога, сбора (пени) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика №41588.

         20.07.2017 налоговый орган направил в адрес Филиала банка ВТБ (ПАО) в г. Хабаровск поручение на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации №48963, №48964, №48965.

         20.07.2017 в целях обеспечения исполнения решения №41588 о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, налоговым органом приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика №44532, №44533, №44534.

         ИФНС России по г. Находке на основании сведений лицевого счета ООО «Стивидорная компания «Терминал» выдана справка №59427 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.04.2017, согласно которой задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам составляет в том числе:

         - по страховым взносам во внебюджетные фонды за периоды до 01.01.2017 в общей сумме 5 464 379,38 руб., а именно на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС), зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 3 732 412,05 руб., на обязательное медицинское страхование (далее ОМС) в Федеральный фонд ОМС - 1 248 143,47 руб., по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (подпункт 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ) - 483 823,86 руб.;

         - пени, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам за период до 01.01.2017, в общей сумме 2 266 052,74 руб., а именно на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС), зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 1 724 952,05 руб., на обязательное медицинское страхование (далее ФФОМС) в Федеральный фонд ОМС - 416 217,66 руб., по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (подпункт 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ) - 124 883,03 руб.

         26.06.2017 пенсионный фонд письмом №30-02/10328, направленным в адрес ООО «Стивидорная компания «ТЕРМИНАЛ», сообщил, что действия управления в части доначисления пени в сумме 1 544 460,32 руб. и указании данной суммы в общем сальдо при передаче в налоговый орган для дальнейшего взыскания не противоречат нормам законодательства Российской Федерации.

         Заявителем на действия должностных лиц ИФНС России по г. Находке Приморского края, выразившихся в указании в справке № 59427 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.04.2017 недостоверных сведений, а также по непризнанию безнадежным к взысканию по страховым взносам в общей сумме 1 544 460,32 руб. в связи с истечением срока на взыскание, была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения которой Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю приняло решение от 19.07.2017 №13-09/24548@ об оставлении жалобы без удовлетворения.

         Не согласившись с бездействием УПФ РФ по НГО ПК и ИФНС России по г. Находке Приморского края, посчитав, что они не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ИФНС России по г. Находке утратившей право на взыскание недоимки по пени по страховым взносам, отраженные в справке №59427 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 03.04.2017 в части взыскания пени по страховым взносам в размере 1 544 460, 32 руб., о признании незаконными действий должностных лиц УПФ РФ по НГО ПК, выразившихся в передаче информации по сальдо в отношении пени по страховым взносам по состоянию на 31.12.2016 содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, о признании расчетов пени за период с 15.07.2015 по 27.01.2017 недействительными, в части начисления пени по страховым взносам, указанным в справке № 59427, выданной ИФНС по г.Находка.

         Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания установлен статьей 59 НК РФ.

         В соответствии с пунктом 1 названной статьи безнадежными к взысканию, среди прочих, признаются суммы недоимки, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

         В пункте 5 статьи 59 НК РФ установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

         Приказом Федеральной налоговой службы России № ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Порядок).

         В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ) и утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС РФ с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 №ММВ-23-1/12@/3И и № ММВ 23-1/11@/02-11-10/06-3098П) государственные внебюджетные фонды (далее - Фонды) передали в налоговые органы сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью должностного лица.

         Согласно статье 20 Федерального закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

         В силу статьи 19 Федерального закона № 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

         Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть 2 статьи 19 Федерального закона №250-ФЗ).

         В части 3 статьи 19 Федерального закона №250-ФЗ предусмотрено, что списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона.

         Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон №243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

         В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и отделений Фонда социального страхования с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

         Вышеназванным порядком предусмотрена передача Фондами в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом Фонда по состоянию на 01.01.2017.

         Планом - графиком мероприятий по передаче полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органом, утвержденным ФНС России №ММВ-23-11/10@ и Правлением ПФР №2И 15.07.2016, предусмотрена единоразовая выгрузка из базы ПФР в базу ФНС России информации по итогам 2016 года.

         Таким образом, суд первой инстанции верно указал на то, что вся информация о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, о начисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по расчетам за периоды до 01.01.2017 и по результатам контрольной работы отражается в информационном ресурсе налогового органа в лицевом счете плательщика на основании сведений, представленных Фондами в электронном виде.

         Согласно доводам общества оно оспаривает факт начисление пени, отраженной в справке №59427 от 03.04.2017 (том 1 л.д.15-16), по которой пени начислены в общей сумме 2 266 052,74 руб., а именно:

         - на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС), зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 1 724 952,05 руб.;

         -на обязательное медицинское страхование (далее ФФОМС) в Федеральный фонд ОМС - 416 217,66 руб., по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (подпункт 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ) - 124 883,03 руб.

         Судом установлено, что на указанные суммы пеней ранее пенсионным фондом были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, решения о взыскании страховых взносов и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банке, сформированы справки о выявлении недоимки уплаты страховых взносов:

         - требование №035S0l160124914 (том 1 л.д. 120) - 248 294,52 руб., таблица расчета пени с 01.01.2016 по 31.05.2016 (том 1 л.д. 121-122), на сумму задолженности указанной в справке №035C02160042413 (том 1 л.д. 121), решение №035S02160039739 (том 1 л.д. 119);

         - требование №035S01160188483 (том 1 л.д. 124) - 239 987,86 руб., таблица расчета пени с 01.04.2016 по 08.09.2016 (том 1 л.д. 125), на сумму задолженности указанной в справке №035C02160070832 (том 1 л.д. 124), решение №035S02160059383 (том 1 л.д. 123);

         - требование №035S01160223755 (том 1 л.д. 127) - 46 195,66 руб. таблица расчета пени с 15.06.2016 по 25.11.2016 (том 1 л.д. 128-129), на сумму задолженности указанной в справке №035C02160081408 (том 1 л.д. 128), решение №035S02160070566 (том 1 л.д. 126).

         Из материалов дела судом установлено, что:

         - требование №035S0l160124914 на сумму пени 248 294,52 руб., начислены пени по расчетам страховых взносов за период: январь - март 2016 года, соответственно, по срок уплаты страховых взносов 15.02.2016, 15.03.2016, 15.04.2016, период начала начисление пени соответственно 16.02.2016, 16.03.2016, 16.04.2016;

         - требование №035S01160188483 на сумму пени 239 987,86 руб., начислены пени по расчетам страховых взносов за период: апрель - июнь 2016 года, соответственно, по срок уплаты страховых взносов 16.05.2016, 15.06.2016, 15.07.2016, период начала начисление пени соответственно 17.05.2016, 16.06.2016, 16.07.2016;

         - требование №035S01160223755 на сумму пени 46 195,66руб., начислены пени по расчетам страховых взносов за период: июль - сентябрь 2016 года, соответственно по срок уплаты страховых взносов 15.08.2016, 15.09.2016, 15.10.2016, период начала начисление пени соответственно 16.08.2016, 16.09.2016, 18.10.2016.

         Судом установлено, что пенсионным фондом при начислении пеней указанных в требованиях №035S0l160124914, №035S01160188483 №035S01160223755 учтены произведенные обществом платежи (15.06.2016), изменение ставки рефинансирования (14.06.2016, 19.09.2016) в спорные периоды.

         Далее, пенсионным фондом сформировано требование №035S01170039445 по состоянию на 01.01.2017, которое не направлялось в адрес общества, к указанному требованию приложен расчет пени, с указанием периода начисления пени, задолженности по страховым взносам, даты уплаты (погашения задолженности), ставки рефинансирования, количество просрочки дней.

         Налоговым органом направлено в адрес общества уточненное требование №190364 07.06.2017 на сумму исчисленной и переданной территориальным органом ПФР пени в размере 1 858 590,47 руб., срок исполнения требования - 28.06.2017, с указанием суммы недоимки, на которую начислены пени - 6 801 944,69 руб., а также «требование №035S01170039445 отзывается».

         В требовании от 07.06.2017 №190364 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 07.06.2017 в разделе «СПРАВОЧНО» указана общая сумма задолженности в сумме 9 806 085 рублей 37 копеек, в которую вошла сумма пени в размере 1 858 590, 47 руб.

         Проверив доводы общества, суд установил, что спорные суммы пеней по страховым взносам, отраженные в справке №59427 по состоянию на 03.04.2017 в части взыскания пени по страховым взносам в размере 1 544 460, 32 руб. начислены обществу за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, т.е. в период действия Федерального закона от 24.06.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

         Таким образом, доводы общества о несоблюдении процедуры выставления указанных требований противоречит фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем коллегией отклоняется.

         Довод общества о том, что по указанным требованиям невозможно установить период возникновения задолженности является необоснованным.

         Так, согласно материалам дела, 13.04.207 года обществом в адрес УПФ РФ по Находкинскому городскому округу был направлен запрос о предоставлении пояснений в отношении переданного сальдо в ИФНС по г.Находке с приложением расчета пени. На данный запрос был направлен ответ от 16.06.2017 № 10-02/9484, в котором сообщалось о доначислении пени от 27.01.2017 по документу № 035S01170039445 с приложением расчета пени за период с 15.07.2015 по 31.12.2016.

         На основании части 1 статьи 18 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Частью 1 статьи 15 указанного Закона предусмотрено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

         В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона №212-ФЗ расчетным периодом признается первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

         Согласно части 5 статьи 15 Закона №212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

         В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

         В соответствии со статьей 22 Закона №212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 указанного закона понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

         В силу части 1 статьи 25 Закона №212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.

         Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов (часть 3 статьи 25 Закон № 212-ФЗ).

         Учитывая названные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ни нормами налогового законодательства, ни нормами законодательства о страховых взносах в ПФ РФ, действовавшего в спорный период, сроки направления требований об уплате пени или доначислении пени не установлены.

         В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).

         Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.

         В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

         Таким образом, из системного толкования норм НК РФ можно сделать вывод о том, что срок направления требования, установленный в статье 70 НК РФ, не является пресекательным и законодательство о налогах и сборах не содержит последствий его несоблюдения, а потому нарушение налоговым органом срока направления требования само по себе не является основанием для признания требования недействительным.

         При таких обстоятельствах, довод жалобы со ссылкой на несоблюдение или пропуск срока на выставление требования подлежит отклонению, поскольку указанные обстоятельства не подлежат установлению в рамках настоящего дела, как не имеющие правового значения для решения вопроса о законности или незаконности требования налогового органа.

         Кроме того, судом первой инстанции правомерно приняты во внимание разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004 № 79, требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.

         В пункте 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

         Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

         По смыслу изложенного, требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов и пеней может быть признано недействительным только в случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов сборов, страховых взносов и пени, либо недостатки в его оформлении не позволяют суду в ходе рассмотрения спора установить наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и пени.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

         Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (пункты 2, 3 статьи 46 НК РФ).

         В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

         Изучив материалы дела, суд установил, что требование №190364 от 07.06.2017 выставлено обществу с указанием срока оплаты до 28.06.2017, решение о взыскании налога, сбора (пени) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика №41588 вынесено 20.07.2017.

         Вместе с тем, доказательств своевременной оплаты, как страховых взносов, так и пени ООО «Стивидорная компания «Терминал» суду не представило.

         Поскольку в ИФНС России по г. Находке из Пенсионного фонда Российской Федерации поступили сведения о суммах задолженности, образовавшейся за периоды до 01.01.2017 и отраженной в справке №59427 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.04.2017, на которую ранее ГУ - УПФ РФ по НГО ПК выставило требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №035S0l160124914, №035S01160188483, №035S01160223755, решения о взыскании страховых взносов и штрафов за счет денежных средств №035S02160039739, №035S02160059383, №035S02160070566, ИФНС России по г. Находке Приморского края правомерно выставила уточненное требование №190364, а также решение о взыскании налога, сбора (пени) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика №41588, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика №44532, №44533, №44534.

         Исследовав фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а так же проверив представленные расчеты пени, в том числе суммы задолженности по страховым взносам, периоды начисления пени, ставки рефинансирования, принимая во внимание установленный факт несвоевременной уплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование пенсионный фонд, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

         Материалами дела установлено, что пенсионным и налоговым органами приняты все предусмотренные законом меры к взысканию задолженности по пени в соответствии со статьями 22 и 25 Закона № 212-ФЗ, статьями 46, 69, 70, 76 НК РФ, поэтому спорная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию в понимании статьи 59 НК РФ, в связи с чем, довод общества о нарушении указанными органами срока выставления требований и срока взыскания данной задолженности, подлежит отклонению.

         Довод общества о том, что налоговым органом повторно выставлено требование №190364 на сумму пени ранее доначисленную пенсионным фондом в требовании №035S01170039445, также нельзя признать обоснованным, поскольку налоговым органом в требовании №190364 указано, что «требование №035S01170039445 отзывается». При этом как следует из письменных пояснений пенсионного фонда и налогового органа требование №035S01170039445 в адрес общества не направлялось.

         При таких обстоятельствах, само по себе факт направления в адрес общества требования №190364 на сумму пени в размере 1 858 590,47 руб., не повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

         Также в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции обществом заявлен довод о допущенной ошибке при отражении погашения задолженности в размере 145 366,62 руб.

         В соответствии с письмом Пенсионного фонда РФ от 05.06.2014 №НП-30-26/7052 «Об использовании информации о платежах при проведении камеральных проверок» при проведении камеральных проверок суммы страховых взносов поступившие на основании распоряжения плательщиков страховых взносов о переводе денежных средств, заполненные в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 №107н необходимо учитывать в хронологическом порядке и засчитывать, в первую очередь в счет погашения имеющейся у плательщика задолженности по страховым взносам, а затем в счет уплаты текущих платежей. В отчетности плательщика указанные платежи должны учитываться в том периоде, в котором они были произведены.

         Из материалов дела судом установлено, что в расчете РСВ №035R03150272220 за полугодие 2015г. отражены начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 673 366,38 руб., в том числе за апрель - 229 507,71 руб., за май - 208 439,88 руб., за июнь - 235 419,26 руб. В ходе камеральной проверки расчета платеж, поступивший в результате зачета от 16.12.2015 на сумму 145 663,62 руб. на момент проверки, учтен при погашении обязательств в календарной очередности в счет обязательств за апрель 2015г.

         Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).

         Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд считает недопустимым наличие существенных диспропорций между платежами, которые должны быть внесены работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым (пенсионным) обеспечением.

         Установив, что действия ИФНС России по г. Находка и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края не повлекли нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

         В отношении довода жалобы о неустановлении судом конкретной даты передачи сведений и документов, подтверждающих оспариваемую задолженность, коллегией установлено следующее.

         В целях реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» ФНС России и Пенсионным фондом РФ был разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда РФ с управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 №ММВ-23-1/12@/ЗИ (далее - Порядок от 22.07.2016).

         Согласно пункту 3 указанного Порядка передаваемая в соответствии с Порядком информация направляется Отделениями ПФР в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации (СКЗИ) с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверяется электронной подписью (ЭТТ).        

В соответствии с Порядком от 22.07.2016г. сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано Отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в срок до 01.02.2017 г.

         Таким образом, сальдо расчетов по страховым взносам, в срок до 01.02.2017 г., передается в вышестоящий налоговый орган (далее - ВНР) субъекта РФ. И лишь после передачи в ВНО, сальдо расчетов передается в территориальные налоговые органы (инспекции) на региональном уровне по месту учета налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) для дальнейшей работы.

         В соответствии с данными требованиями в налоговый орган 21 февраля 2017 г. в электронном виде передано сальдо расчетов по взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 г., в том числе сальдо расчетов по доначисленным пени (расчет произведен 27.01.2017 г. по состоянию на 01.01.2017 г.) на общую сумму в размере 1 858 590,47 руб.

         В связи с отсутствием каких-либо документов на бумажном носителе, подтверждающих дату передачи сальдо, налоговым органом в материалы дела был предоставлен скриншот информационного ресурса ЭОД, используемого инспекцией. Кроме того, дата передачи сведений 21.02.2017 г. отражалась в каждом отзыве инспекции, а также озвучивалась представителями налогового органа в судебных заседаниях.

         Таким образом, доводы заявителя в указанной части несостоятельны, так как конкретная дата передачи сведений, подтверждающих оспариваемую задолженность, достоверно установлена в ходе судебных заседаний.

         Заявленный налогоплательщиком довод о невозможности установить по требованиям действительный период возникновения задолженности также является необоснованным в силу следующего.

         В ходе судебных заседаний представителем территориального органа ПФР были даны пояснения, что заявителем 13.04.2017 г. в адрес УПФР по Находкинскому городскому округу был направлен запрос о предоставлении пояснений в отношении переданного сальдо в ИФНС по г. Находке Приморского края с приложением расчета пени. На запрос общества Управлением был направлен ответ от 16.05.2017 г. № 10-02/9484, в котором сообщалось о доначислении пени от 27.01.2017 г. по документу №035S01170039445 с приложением расчета пени. Указанный запрос и ответ УПФР по Находкинскому городскому округу представлены самим заявителем в приложениях к исковому заявлению от 23.10.2017г.

         Помимо этого, заявитель в своих многочисленных дополнениях и уточнениях к заявлению ссылается именно на представленный территориальным органом ПФР расчет пени, составленный 27.01.2017 г. за период с 15.07.2015 г. по 31.12.2016 г.

         Таким образом, заявителю доподлинно было известно и о периоде возникновения задолженности, и о суммах недоимки, на которые были рассчитаны оспариваемые суммы пени.

         Выводы суда первой инстанции коллегия признает обоснованными, сделанными при правильном применением норм материального права, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют. Доводы жалобы подлежат отклонению как основанные на неверной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном понимании норм материального права.

         Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения, коллегия не установила.

         Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2019  по делу №А51-25563/2017  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Н.Н. Анисимова

Е.Л. Сидорович