ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-25605/19 от 15.04.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-25605/2019

15 апреля 2020 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Е.Л. Сидорович,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнегорскому городскому округу Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-1993/2020

на решение от 26.02.2020

судьи Н.А. Беспаловой,

по делу № А51-25605/2019 Арбитражного суда Приморского края,

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Дальнегорскому городскому округу Приморского края (ИНН 2505008439, ОГРН 1022500615015)

к обществу с ограниченной ответственностью «Ковлад Транс» (ИНН 2505015027, ОГРН 1182536001174)

о взыскании финансовых санкций в размере 14 000 руб.,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнегорскому городскому округу Приморского края (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Ковлад Транс» (далее – общество, страхователь) финансовых санкций в размере 14 000 руб. за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ в срок.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017    № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением суда от 26.02.2020 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обжаловал его в порядке апелляционного производства.

В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что обществом были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год – 15.03.2018 (тип формы «исх.»). Позже страхователь представил сведения о 28 застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 (тип формы – «доп.») – 15.03.2019, ранее которые не были предоставлены в отчете по форме «исх.». Принимая во внимание отсутствие в представленной исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год данных о застрахованных лицах, пенсионный фонд считает, что сведения, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), представлены не были, так как дополняющая форма подлежит представлению с целью дополнения сведений уже поданных о конкретных застрахованных лицах за отчетный период.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

15.03.2018 общество представило по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-СТАЖ за 2018 год (по типу формы «исходная) со сведениями об одном работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п, (действовавшем в спорный период), в которой не были учтены 28 работников, в связи с чем, 15.03.2019 страхователь в электронном виде по электронным каналам связи представил Пенсионному фонду «дополняющую» форму СЗВ-СТАЖ за 2018 год со сведениями на 28 застрахованных лиц.

Пенсионным фондом в отношении общества проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в ходе которой установлено, что сведения о 28 застрахованных лицах, направлены страхователем по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2018 год с нарушением срока для их предоставления до 01.03.2019.

Ранее представленные исходные формы отчета сведений о дополнительно представленных застрахованных лицах не содержали.

По выявленному правонарушению Пенсионным фондом составлен 18.04.2019 акт № 035S18190008218 и по данному факту 28.05.2019 принято решение № 035S19190009699 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в сумме 14 000 руб. (из расчета 500 руб. за каждого застрахованного лица).

Неуплата страхователем суммы финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для выставления Пенсионным фондом 13.06.2019 требования об уплате финансовых санкций за совершение нарушения № 035S01190008673, которым обществу установлен срок уплаты до 02.07.2019.

Неисполнение данного требования в установленный срок послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с общества финансовых санкций, которое не было принято судом к производству определением от 09.12.2019 по делу № А51-24745/2019, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

И другие сведения.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона № 27-ФЗ).

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27- ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (форма СЗВ-СТАЖ) утверждена постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п (действовавшем в спорный период).

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11.01.2017 № 3п, действующим до 01.01.2019, утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ), (форма СЗВ-СТАЖ).

Согласно приложению 1 «Тип сведений» по форме СЗВ-СТАЖ - выбирают один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», согласно Приложению 2 форма ОДВ-1 подается с одним из следующих кодов: «исходная», «корректирующая», «отменяющая».

Форма отчетности СЗВ-СТАЖ утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п, которое вступило в силу с 01.01.2019 и данным постановлением отменено постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п, которым была утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)».

В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. В соответствии с которой предусмотрено, что Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Таким образом, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии заявителем своевременно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.

Довод апелляционной жалобы о том, что первоначальные сведения по форме «исх.» являлись неполными, так как в них не были отражены сведения на 28 застрахованных лиц, что нельзя признать исправлением ошибки, спорные сведения, по мнению управления, представлены впервые и с нарушением срока, в связи с чем освобождение страхователя от финансовой санкции за неполное предоставление отчета в данном случае недопустимо, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что страхователь 15.03.2019 в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ «исходная» направил в Пенсионный фонд форму СЗВ-СТАЖ «дополняющая» на 28 застрахованных лиц.

Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования датирован 18.04.2019, то есть после того, как общество по своей инициативе, в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, направило сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «дополняющая».

Судом первой инстанции правомерно установлено, что проверка поступившей формы СЗВ-СТАЖ (исходная) управлением не проводилась, сведения приняты без замечаний, неполноты либо недостоверности сведений не обнаружено.

Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафных санкций недопустим. Из перечисленных выше норм права следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Данная правовая позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99.

Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.

Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2020 по делу №А51-25605/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Судья

Е.Л. Сидорович