ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-26277/19 от 08.06.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-26277/2019

июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации,

апелляционное производство № 05АП-3198/2022, 05АП-3199/2022

на решение от 25.04.2022

судьи Андросовой Е.И.

по делу № А51-26277/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2723020115, ОГРН 1072723005079)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю (правопреемнику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Приморскому краю)

о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №25609 от 29.07.2019

третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, Администрация Ханкайского муниципального округа Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации,

при участии в заседании:

от ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации:

Кульченко Р.В. по доверенности от 06.05.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 4841);

от МИФНС №11 по Приморскому краю: не явились, извещены надлежаще;

от Министерства обороны Российской Федерации:

Кульченко Р.В. по доверенности от 13.11.2020, сроком действия до 23.10.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 4841);

от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю,  Администрации Ханкайского муниципального округа Приморского края: не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю (правопреемнику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Приморскому краю) (далее – ответчик, налоговая, налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №25609 от 29.07.2019.

Определениями от 16.01.2020, 15.07.2020, 02.12.2020 суд привлек к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, Администрация Ханкайского муниципального округа Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации.

Решением от 25.04.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Приморскому краю №25609 от 29.07.2019 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:19:030701:4, 25:19:030202:13, 25:22:020106:1 в части доначисления земельного налога в сумме 3 893 859 рублей, а также соответствующих сумм пени и штрафа, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.

Не согласившись с указанным судебным актом в части, в которой судом было отказано в удовлетворении требований, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации обжаловали его в апелляционном порядке, ссылаясь на то, что спорные земельные участки не являются объектом налогообложения, поскольку изъяты из оборота.

Апеллянты повторяют доводы о не правомерном доначислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 25:19:030301:13, 25:19:010301:14, 25:19:030101:5, 25:19:030201:17, 25:19:030201:14, 25:19:030201:18, 25:19:030203:10, 25:19:010301:18 в связи с передачей объектов, находящихся на вышеуказанных земельных участках в муниципальную собственность. Ссылаясь на  пункт 1 статьи 388 НК РФ и п.1 ст. 269 ГК РФ, указывают на то, что в спорный период не осуществляли владение  указанными участками и не использовали их для нужд обороны, в связи с чем сам по себе факт регистрации земельного участка не может служить основанием для взимания налога.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 25:19:030201:335 указывают, что на нем расположен военный городок № 2. на котором расположено не менее 6 зданий, используемых ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Последнее находится в ведомственном подчинении Минобороны России и осуществляет свою деятельность в целях реализации предусмотренных законодательством полномочий Минобороны России. Таким образом, как считают заявилели жалоб, на земельном участке с кадастровым номером 25:19:030201:335 расположены объекты недвижимого имущества, в которых размещаются для постоянной деятельности ФГЬУ «ЦЖКУ» МО РФ, и в силу ст. 27 ЗК РФ, ст. 389 НК РФ указанный земельный участок изъят из оборота, объектом налогообложения не является.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 25:19:030701:251, 25:19:030202:15 поясняют, что участок с кадастровыми номерами: 25:19:030701:251 использовался для нужд Камень-Рыболовской КЭЧ, на нем расположено здание станции обезжелезивания, используемое Учреждением для обеспечения целей и задач Вооруженных Сил РФ, а участок 25:19:030202:15 также используется для специальных нужд, что позволяет отнести их к землям изъятым из оборота.

Инспекция, Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и Администрация Ханкайского муниципального округа Приморского края отношение к жалобе не выразили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, представителей не направили, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), проводит судебное заседание в их отсутствие, по имеющимся в материалах дела документам.

Поскольку заявителями жалоб в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п.5 ст.168 АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

31.01.2019 учреждением в инспекцию направлена налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год.

В данной налоговой декларации налогоплательщиком отражены земельные участки с кадастровыми номерами: 25:19:030204:12, 25:19:030206:5, 25:19:020201:13, 25:19:010501:2, в отношении которых исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составила 391 630 рублей (по ОКТМО 05646404 – 378 826 рублей, по ОКТМО 05646402 – 12 804 рубля).

Земельные участки с кадастровыми номерами: 25:19:030301:13, 25:19:030203:10, 25:19:020201:15, 25:22:020102:48, 25:19:030202:15, 25:19:020201:14, 25:19:010301:17, 25:19:0010201:8, 25:19:010501:11, 25:19:010201:9, 25:19:010301:18, 25:19:030101:5, 25:19:010201:10, 25:19:010301:16, 25:19:030201:18, 25:19:030201:335, 25:19:010501:1, 25:19:030701:4, 25:19:030202:13, 25:19:030201:14, 25:22:020106:1, 25:22:250001:2209, 25:19:010301:13, 25:19:010301:14, 25:19:030701:251, 25:19:030201:17 не были включены в налоговую базу для исчисления суммы налога по земельному налогу за 2018 год, так как налогоплательщик посчитал данные земельные участки изъятыми из оборота в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» по земельному налогу за 2018 год.

В ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщику в соответствии со статьей 93 НК РФ направлено требование от 28.02.2019 № 184 о предоставлении документов (информации) в отношении земельных участков, зарегистрированных на территории, подведомственной инспекции, подтверждающие использование данных земельных участков для нужд обороны и безопасности, на основании которых земельные участки отнесены к категории земельных участков «изъятых из оборота» и «ограниченных в обороте».

В связи с выявлением противоречий между сведениями, указанными в декларации и сведениями, имеющимися у налогового органа, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ налогоплательщику направлены требования о предоставлении пояснений: №5907 от 28.02.2019 о занижении суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет; требование о предоставлении пояснений № 5999 от 04.04.2019 об отсутствии документальных доказательств размещения на земельных участках для постоянной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; требование о предоставлении пояснений № 6019 от 15.05.2019 о неисчислении и неуплате земельного налога в бюджет.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом в электронном виде были направлены запросы в органы Росреестра на предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости, а именно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании запроса (исх. № 06-55/03246 от 05.04.2019) Межрайонной ИФНС России №11 по Приморскому краю Администрацией Ханкайского района были предоставлены 14 протоколов осмотров земельных участков с кадастровыми номерами 25:19:030301:13, 25:19:030203:10, 25:19:030202:15, 25:19:010301:18, 25:19:030101:5, 25:19:030201:18, 25:19:030201:335, 25:19:030701:4, 25:19:030202:13, 25:19:030201:14, 25:22:020106:1, 25:19:010301:14, 25:19:030701:251, 25:19:030201:17, не отраженных в налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год., а также на основании запроса (исх, № 06-55/03246 от 05.04.2019) Межрайонной ИФНС России №11 по Приморскому краю Администрацией Черниговского района представлен ответ по земельным участкам с кадастровыми номерами 25:22:020106:1, 25:22:250001:2209, 25:22:020102:48.

На основании сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственнойрегистрации кадастра и картографии» по Приморскому краю, данным ЕГРЮЛ, документам, представленных налогоплательщиком, проведенных осмотров территорий, инспекцией проведен анализ земельных участков, принадлежащих учреждению, находящихся на территории, подведомственной инспекции, объектов недвижимого имущества, расположенных на данных земельных участках и их фактического использования.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что учреждением в нарушение пункта 1 статьи 389, статьи 390, пункта 1 статьи 391, статьи 396 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в результате неправомерного непризнания налогоплательщиком земельных участков с кадастровыми номерами: 25:19:030301:13, 25:19:030203:10, 25:19:030202:15, 25:19:010301:18, 25:19:030101:5, 25:19:030201:18, 25:19:030201:335, 25:19:030701:4, 25:19:030202:13, 25:19:030201:14, 25:22:020106:1, 25:19:010301:14, 25:19:030701:251, 25:19:030201:17 объектами налогообложения, занижена налоговая база и неверно исчислена сумма земельного налога за 2018 год.

По итогам камеральной проверки инспекцией составлен акт от 29.05.2019 № 24818 и вынесено решение от 29.07.2019 №25609 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым учреждению дополнительно начислено 7 861 099,79 руб., в том числе: земельный налог – 6 935 730 руб., пени – 838 672,94 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 86 696,85 руб. (с учетом установленных смягчающих ответственность обстоятельств снижены в 4 раза).

Не согласившись с правомерностью указанного решения, заявителем в порядке статьи 101.2 НК РФ подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, решением которого от 02.12.2019 №13-09/45785@ апелляционная жалоба ФГКУ «ДВТУ ИО» Минобороны России оставлена без удовлетворения.

Учреждение, полагая, что решение налогового органа от 29.07.2019 №25609 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене (изменению), а апелляционные жалобы – удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что изъятие земельных участков из оборота и освобождение их от налогообложения земельным налогом связано с целевым назначением и фактическим использованием этих участков, категорией земель и разрешенным использованием земельных участков в соответствии с правоустанавливающей документацией.

Следовательно, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение условий: земельные участки должны находиться в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд.

Причем для признания земельного участка, предоставленного в целях обеспечения обороны, изъятым из оборота, необходимо, что бы эти участки были заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва (пункт 2 статьи 93 ЗК РФ).

Однако, как указывалось выше изъятыми из оборота можно признать лишь те участки, которые непосредственно заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Остальные земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны являются ограниченными в обороте и облагаются земельным налогом по ставке, не превышающей 0,3 процента от кадастровой стоимости.

Для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение следующих условий: земельные участки должны находится в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд (соответствующие правовые позиции приведены в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 № 302-КГ16-11762).

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 № 16720/11, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате, как и доказательства правовых оснований для признания земельного участка изъятым из объектов обложения земельным налогом.

Как следует из материалов дела, спорные земельные участки зарегистрированы за учреждением, принадлежат налогоплательщику на праве постоянного (бессрочного) пользования, факт регистрации подтверждается сведениями регистрирующего органа (выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

На основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорные земельные участки относятся к следующим категориям:

 - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - земельные участки с кадастровыми номерами 25:19:030301:13, 25:19:010301:18, 25:19:030101:5, 25:19:010301:14; 25:22:020106:1;

 - земли населенных пунктов - земельные участки с кадастровыми номерами 25:19:030203:10, 25:19:030202:15, 25:19:030201:18, 25:19:030201:335, 25:19:030701:4, 25:19:030201:14, 25:19:030701:251, 25:19:030201:17; 25:19:030202:13.

Из имеющихся в налоговом органе сведений усматривается, что указанные земельные участки имеют следующие виды разрешенного использования:

склады -  25:19:030301:13, 25:19:030203:10;

для специальных нужд - 25:19:030202:15;

под размещение военного городка - 25:19:010301:18;

под размещение дороги - 25:19:030101:5;

для использования под военными и иными режимными объектами - 25:19:030201:18, 25:19:030201:335, 25:19:030202:13, 25:19:030201:17;

для нужд Камень-Рыболовской КЭЧ - 25:19:030701:4, 25:19:030701:251;

для использования в целях эксплуатации объектов недвижимости - 25:22:020106:1;

под размещение танкового стрельбища - 25:19:010301:14;

для нужд МО РФ - 25:19:030201:14.

В целях отнесения спорных земельных участков к землям, ограниченными в обороте, а не изъятым из него, налоговым органом в ходе проверки получены акты от 19.04.2019 №2, №3, от 22.04.2019 №№1, 4, 5, 6, 7, 9, от 24.04.2019 №№1, 2, от 14.05.2019 №10, №11 осмотров данных земельных участков, составленных должностными лицами Администрации Ханкайского района:

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030203:10, которым установлено, что на земельном участке расположены деревянные и иные объекты в ветхом состоянии, доступ на земельный участок свободный, двери объектов не заперты, какое-либо имущество отсутствует, на объектах отсутствуют люди, установить принадлежность объекта не представляется возможным (акт от 22.04.2019 №4);

на земельный участок с кадастровые номером 25:19:030301:13, которым установлено, что на земельном участке расположен объект в полуразрушенном состоянии, участок не имеет ограждений. Принадлежность объектов установить не представляется возможным в связи с отсутствием представителей на момент проведения осмотра. На момент осмотра воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для нужд Министерства обороны не установлено (акт от 22.04.2019 №5);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030202:15, которым установлено, что участок представляет собой поле, заросшее сорной растительностью. Земельный участок не огорожен, какие-либо здания, сооружения отсутствуют. На момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 14.05.2019 №10);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:010301:18, которым, установлено, что на участке расположены объекты в разрушенном и полуразрушенном состоянии. Принадлежность объекта установить не представилось возможным; на момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 24.05.2019 №1);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030101:5, которым установлено, что на участке расположена грунтовая дорога, какие-либо ограждения, техника, здания, сооружения отсутствуют. На момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 14.05.2019 №11);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030201:18, которым установлено, что, границы земельного участка закреплены на местности, на участке расположено административное сооружение и трансформатор подстанции, участок частично огорожен. Принадлежность объекта установить не представляется возможным в виду отсутствия представителей на момент проведения осмотра. На момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 22.04.2019 №9);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030201:335, которым установлено, что границы земельного участка закреплены на местности, на участке расположен объект, на котором закреплена вывеска с надписью: «Филиал Уссурийский» ОАО «Славянка» Ремонтно-эксплуатационный район «Ханкайский». В здании имеется свободный вход, какое-либо имущество отсутствует. В здании местами вскрыт пол, отсутствуют двери. Принадлежность объекта установить не представляется возможным в виду отсутствия представителей на момент проведения осмотра. На момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 22.04.2019 №6);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030201:14, которым установлено, что границы земельного участка закреплены на местности, на участке расположено здание в ветхом состоянии, участок не огорожен, имеется свободный доступ к участку. Принадлежность объекта установить не представляется возможным в виду отсутствия представителей на момент проведения осмотра. На момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 22.04.2019 №7);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:010301:14, которым установлено, что на земельном участке отсутствуют какие-либо административные здания. Принадлежность объекта установить не представляется возможным в виду отсутствия представителей на момент проведения осмотра. На момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 24.04.2019 №2);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030701:251, которым установлено, что границы земельного участка закреплены на местности, на участке расположено три ветхих здания. Принадлежность объекта установить не представляется возможным в виду отсутствия представителей на момент проведения осмотра. На момент проведения обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 19.04.2019 №2);

на земельный участок с кадастровым номером 25:19:030201:17, которым установлено, что границы земельного участка закреплены на местности, на участке расположено одноэтажное здание, участок имеет частичное металлическое ограждение. Принадлежность объекта установить не представляется возможным в виду отсутствия представителей на момент проведения осмотра. На момент проведения: обследования земельного участка воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, фактов использования земельного участка для целей Министерства обороны не установлено (акт от 22.04.2019 №8).

 Как следует из актов осмотра, ни один из указанных участков  не занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Поскольку земельные участки предоставлялись для нужд обороны, но на них не располагаются здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, они являются  в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте, но не изъятыми из него.

В соответствии с абзацем 5  подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ земельные участки, отнесенные к землям обороны, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, являющиеся в силу этого ограниченными обороте, подлежат обложению земельным налогом по льготной ставке - 0,3 % от кадастровой стоимости участка.

Таким образом, расчет земельного налога за 2018 год произведен инспекцией обоснованно, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, периода владения объектом недвижимости в течение календарного года и ставки земельного налога в соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт изъятия спорных земельных участков из оборота, документов, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к категории «...земли обороны, безопасности» (пункт 3 статьи 7 ЗК РФ), а также подтверждающих, что на этих земельных участках располагаются объекты, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы) (подпункт 2 пункт 4 статьи 27 ЗК РФ).

То, что на участках расположены отдельные объекты, используемые для нужд вооруженных сил, а также что они используются в целях обороны (расположены организации, обслуживающие Минобороны, как то КЭЧ, коммунальные службы; здание станции обезжелезивания) также свидетельствует о том, что такие участки являются ограниченными обороте, в связи с чем соответствующие доводы жалоб подлежат отклонению.

Доводы жалоб о том, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:19:030301:13, 25:19:010301:14, 25:19:030101:5, 25:19:030201:17, 25:19:030201:14, 25:19:030201:18, 25:19:030203:10, 25:19:010301:18 в связи с передачей объектов, находящихся на вышеуказанных земельных участках в муниципальную собственность заявитель не является плательщиком земельного налога коллегией отклоняются.

Согласно сведениям из выписок из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанные земельные участки правообладателем значится ФГКУ «ДВ ТУИО Минобороны России», переход права собственности на объект недвижимости в проверяемом периоде (2018 год) не зарегистрирован, а также сведения о нахождении объектов капитального строительства на земельных участках отсутствуют.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь статьей 131 ГК РФ, статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 постановления Пленума Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что именно Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является плательщиком земельного налога в отношении указанных земельных участков.

Как правильно указал суд, сославшись на пункт 11 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 08.12.2011 № 423-ФЗ), в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре недвижимости.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением заявителю правомерно доначислен земельный налог за 2018 год по участкам с кадастровыми номерами 25:19:030201:335, 25:19:030203:10, 25:19:010301:18, 25:19:010301:14, 25:19:030701:251, 25:19:030201:17, 25:19:030201:14, 25:19:030201:18, 25:19:030301:13, 25:19:030202:15, 25:19:030101:5, исходя из кадастровой стоимости указанных участков, периода владения объектом недвижимости в течение календарного года и ставки земельного налога в размере 0,3%.

Доводы учреждения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 25:19:030201:18, физическому лицу, коллегией отклоняется исходя из следующего. Согласно материалам дела, указанный жилой дом площадью 60, кв.м. по адресу: Приморский край, с. Камень-Рыболов, ул. Калинина, д. 34, зарегистрирован на праве собственности Васиным В.И. с расположением на земельном участке с кадастровым номером №25:19:030201:454 (номер регистрации права 25-25-13/007/2014-226).

В силу изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2022 по делу
№А51-26277/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова