ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-2764/18 от 03.09.2018 АС Дальневосточного округа

125/2018-18901(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:  Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А. 

Судей: Тарасова И.А., Яшкиной Е.К.
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального  казенного учреждения «Военный комиссариат Приморского края» 

на определение Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018  по делу № А51-2764/2018 Арбитражного суда Приморского края 

Дело рассматривали: определение вынесено судьей Рубановой В.В. 

по иску Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых  сетей Уссурийского городского округа 

к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат  Приморского края» 

о взыскании 17 432 руб. 42 коп.


Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей  Уссурийского городского округа (далее – Предприятие; ОГРН  1022500857312, адрес (место нахождения): 692519, Приморский край, 

<...>) обратилось в Арбитражный суд Приморского  края с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению  «Военный комиссариат Приморского края» (далее – Военный комиссариат  Приморского края, Учреждение; ОГРН <***>, адрес (место  нахождения): 690105, <...>) о взыскании  задолженности за поставленную тепловую энергию в сумме 17 432, 42 руб. 

Решением суда от 05.07.2018 заявленные исковые требования  удовлетворены в полном объеме. 

Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018  апелляционная жалоба Учреждения оставлена без движения до 21.08.2018  как поданная с нарушениями требований, установленных ст. 260  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: к  апелляционной жалобе не приложены документы, подтверждающие уплату  государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на  получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о  предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера. 

В кассационной жалобе Учреждение просит определение  апелляционного суда от 27.07.2018 отменить, ссылаясь на то, что участие  Учреждения в арбитражном процессе обусловлено осуществлением функций  органа военного управления, в связи с чем он выступает в качестве  государственного органа и как таковой освобождается от уплаты  государственной пошлины. 

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени  и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения  соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет,  своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной  инстанции не направили. От ФКУ «Военный комиссариат Приморского  края» поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в  отсутствие его представителей. 

Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции  норм права, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает  обжалуемый судебный акт подлежащим отмене на основании следующего. 

Статья 260 АПК РФ устанавливает требования к форме и содержанию  апелляционной жалобы. 


К апелляционной жалобе в обязательном порядке прилагаются  документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в  установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате  государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки,  рассрочки ее уплаты или уменьшении размера государственной пошлины  (пункт 2 части 4 статьи 260 АПК РФ). 

В соответствии с частью 1 статьи 263 АПК РФ арбитражный суд  апелляционной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии  апелляционной жалобы к производству, что она подана с нарушением  требований, установленных статьей 260 Кодекса, выносит определение об  оставлении жалобы без движения. 

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты  государственной пошлины устанавливаются в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате  государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые  установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

В соответствии с подп. 1 и 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются  прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях,  предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных  интересов; государственные органы, органы местного самоуправления,  выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве  истцов или ответчиков. 

Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем  субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в  целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности,  при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений)  о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу,  заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд (пункт  31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о  государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»). 

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного  Суда Российской Федерации от 30.08.2018 № 308-ЭС18-4775, наличие у  истца или ответчика по делу статуса государственного органа либо органа  местного самоуправления является самостоятельным и достаточным  основанием для освобождения от обязанности по уплате государственной  пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ


В соответствии с пунктами 2 и 4 Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения  судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе  военнослужащих» к органам военного управления относятся Министерство  обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной  власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба,  центральные органы военного управления (командования, штабы,  управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры),  территориальные органы военного управления (военные комиссариаты,  региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы  объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской  Федерации, других войск, воинских формирований и органов. 

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации,  утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 

 № 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации,  являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет  функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно- правовому регулированию в области обороны, иные установленные  федеральными конституционными законами, федеральными законами,  актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской  Федерации функции в этой области, а также является уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и  распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и  подведомственных Министерству обороны Российской Федерации  организаций. 

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят  центральные органы военного управления и иные подразделения. 

Частью 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации установлено, что  федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих  полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать  соответствующих должностных лиц. 

Территориальные органы являются внутренними структурными  подразделениями соответствующих органов государственной власти и  создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных  органов исполнительной власти на территории субъекта Российской  Федерации. 

Согласно пункту 5 указанного Положения Минобороны России  осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы  управления военных округов, иные органы военного управления,  территориальные органы (военные комиссариаты). 


Пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом  Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 (далее - Положение  о военных комиссариатах) установлено, что военные комиссариаты являются  территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации  и входят в состав военных округов. 

Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати,  штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах  Федерального казначейства, открываемые в соответствии с  законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения о военных  комиссариатах). 

Согласно пп. 8 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации  юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут  создаваться в организационно-правовой форме учреждений, к которым  относятся государственные учреждения. 

Из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на  03.12.2018 следует, что Военный комиссариат Приморского края является  федеральным казенным учреждением. 

При этом организационно-правовая форма учреждения не влияет на  статус военного комиссариата как территориального органа федерального  органа исполнительной власти и не лишает его права на установленную  законом льготу при обращении в арбитражные суды. 

При таких обстоятельствах, поскольку Военный комиссариат  Приморского края является территориальным органом Министерства  обороны Российской Федерации, учреждение вправе претендовать на  освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче  кассационной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи  333.37 НК РФ, следовательно, оставление апелляционной жалобы заявителя  без движения в связи с неуплатой им государственной пошлины за подачу  апелляционной жалобы нельзя признать основанным на верном применении  норм права. 

С учетом изложенного, принимая во внимание нарушение судом  апелляционной инстанции норм процессуального права, которое повлекло  принятие неправомерного судебного акта, определение Пятого арбитражного  апелляционного суда от 27.07.2018 подлежит отмене с направлением дела в  суд апелляционной инстанции для рассмотрения вопроса о принятии  апелляционной жалобы к производству. 

Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 


ПОСТАНОВИЛ:

определение Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018  по делу № А51-2764/2018 Арбитражного суда Приморского края отменить.  Дело направить в Пятый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения  вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Г.А. Камалиева

Судьи И.А. Тарасов

 Е.К. Яшкина