Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-2798/2017 |
28 сентября 2017 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2017 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РЫБАЦКОЕ",
апелляционное производство № 05АП-4549/2017
на решение от 10.05.2017
судьи Л.П. Нестеренко
по делу № А51-2798/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РЫБАЦКОЕ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: Департамент градостроительства Приморского края,
об оспаривании отказа,
при участии:
от ООО «РЫБАЦКОЕ»: представители ФИО1 (по доверенности от 01.11.2016, сроком действия на 3 года, паспорт); ФИО2 (по доверенности от 17.07.2017, сроком действия на 3 месяца, паспорт);
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: ФИО3 (по доверенности от 22.12.2016, сроком действия по 31.12.2017, служебное удостоверение);
от Департамента градостроительства Приморского края: ФИО4 (по доверенности от 27.12.2016, сроком действия на 1 год, паспорт).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Рыбацкое» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее – Управление, УГА администрации г. Владивостока), оформленного письмом от 30.11.2016 № 18003/20у, об отказе исключения красных линий из градостроительного плана № RU25304000-3012201500000168 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 и об обязании ответчика принять решение о внесении изменений в указанный градостроительный план в части исключения красных линий.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 10.05.2017. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Ссылаясь на нормы Градостроительного кодекса РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 № 1633/13, указывает, что градостроительный план, который носит исключительно информационный характер и лишь воспроизводит сведения из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории, представляет собой документ, содержащий сведения уже утвержденных документов. Обращает внимание суда, что в рассматриваемом случае в отношении спорного земельного участка работы по подготовке документации по планировке территории не осуществлялись, в составе Градостроительного плана сводная схема красных линий не выполнялась. Также заявитель ссылается на сведения ИСОГД № 3451 от 09.11.2012, то есть на дату регистрации права собственности на спорный земельный участок, где сведения о красных линиям и территории общего пользования отсутствуют. Таким образом, настаивает на отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств, свидетельствующих о законном принятии решения в период с 2012 года по настоящее время в части установления красных линий на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050016:350.
Не согласен заявитель и с выводом суда первой инстанции о том, что красные линии в границах спорного земельного участка должны быть отнесены к территории общего пользования. Указывает, что спорные красные линии установлены вдоль существующей улицы ВИР, которая обеспечивает доступ лишь к смежным землепользователям, и не используется неограниченным кругом лиц.
Ссылается на отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка, а также в схеме транспортной инфраструктуры, размещенной на официальном сайте УГА администрации г. Владивостока, каких либо сведений об установленных ограничениях территориями общего пользования.
Кроме того, в обоснование своей позиции, также отметил, что в настоящий момент во Владивостокском городском округе отсутствует утвержденная в установленном порядке документация по планировке территории, отражающая красные линии, проект красных линий также не утвержден. Доказательства установления публичного сервитута на спорном земельном участке Управлением в материалы дела не представлены.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 15.08.2017 Общество указывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:350 не является зарезервированным, свободный от обременений и прав третьих лиц, что подтверждается сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости 25/001/0052017-427 от 25.01.2017, где какие-либо ограничения в виде красных линий отсутствуют. Кроме того, ссылаясь на положения Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", отмечает, что администрация г. Владивостока наделена полномочиями по принятию решения о внесении изменений в распоряжение начальника Управления об утверждении градостроительного плана земельного участка.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 21.09.2017 заявителем даны пояснения относительно процедуры формирования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, представлены документы по данному вопросу.
На основании определения от 15.08.2017, вынесенного в соответствии с пунктом 3.7 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 №48, в связи с уходом в отпуск судьи Н.Н. Анисимовой в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, была произведена замена бокового судьи Н.Н. Анисимовой на судью О.Ю. Еремееву, в связи с чем рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато сначала.
Представители Общества в судебных заседаниях доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объёме.
Представитель УГА администрации г. Владивостока по доводам апелляционной жалобы возражала. Доводы Управления изложены в представленном в материалы дела письменном отзыве, а также письменных дополнительных пояснениях по апелляционной жалобе. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Представитель Департамента также высказал свою позицию по существу спора. Дополнительно представил письменные пояснения, которые суд приобщил к материалам дела.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Общество с ограниченной ответственностью «Рыбацкое» является собственником земельного с кадастровым номером 25:28:050016:350, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - объекты складского назначения, площадь участка 21669 кв.м., адрес объекта: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - нежилое здание. Участок находится примерно в 123 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>, о чем в ЕГРН имеется запись № 25-25-01/157/2012-401.
30.12.2015 распоряжением № 1107 Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока утвержден градостроительный план № RU25304000-3012201500000168 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Рыбацкая, 56.
06.12.2015 ООО «Рыбацкое» обратилось в УГА администрации города Владивостока (письмо от 06.12.2016 исх. №72) об исключении красных линий обозначенных в утвержденном градостроительном плане (№RU25304000-3012201500000168) земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, расположенного в городе Владивосток в районе ул. Рыбацкая, 56, и выдать градостроительный план без указания таких линий.
Письмом от 19.12.2016 №18960/20у «о выдаче градостроительного плана земельного участка» Управление отказало Обществу во внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, расположенного в городе Владивосток, в районе ул. Рыбацкая, 56, указав, что красные линии (проезды), указанные на чертеже градостроительного плана в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, установлены вдоль существующей улицы ВИР, которая обеспечивает доступ к смежным землепользователям (земельные участки, расположенные по ул. ВИР, д.1, д.4), в силу чего оснований для исключения красных линий не имеется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое решение Управления является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Согласно пункту 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).
Из содержания части 3 статьи 44 Кодекса следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка в порядке части 5 статьи 44 ГрК РФ на дату выдачи (30.12.2015) была утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 №207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
Согласно пункту 1 формы градостроительного плана в состав градостроительного плана включается чертеж градостроительного плана земельного участка, на котором указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии; обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны); границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); параметры разрешенного строительства.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), информация о красных линиях обязательно к указанию в градостроительном плане земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что градостроительный план земельного участка №RU 25304000-3012201500000168 подготовлен УГА г. Владивостока в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 площадью 21669 кв. м, принадлежащего ООО "Рыбацкое" на праве собственности.
Указанный градостроительный план земельного участка в редакции, утвержденной распоряжением УГА г. Владивостока № 1107 от 30.12.2015, воспроизводит актуальные на дату выдачи градплана сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 в части наличия в границах земельного участка красных линий.
Из представленных в материалы дела графических документов, а именно - фрагмента чертежа красных линий на территории г. Владивостока (л.д. 107 т.1), схем с отображением зон с особыми условиями использования территории по данным Единого государственного реестра недвижимости и красных линий по данным, предоставленным УГА администрации г. Владивостока (л.д. 110 т.1), обзорной схемы расположения земельного участка в районе ул. Рыбацкая, д. 56 (л.д. 127-128 т.1), выписки из ИСОГД (л.д. 45 т.1) следует, что красные линии в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 отображены в полном соответствии с актуальными сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа.
Как следует из материалов дела, подтверждается представленными в материалы дела космоснимками, пояснениями представителя Управления, письму УГА администрации г. Владивостока от 21.02.2017 № 27/1-4-4-434 по имеющимся в Управлении топографическим материалам красные линии, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, обозначают существующую автомобильную дорогу и установлены вдоль существующей улицы ВИР.
Факт реального существования такой дороги не оспаривается и самим заявителем, как и то обстоятельство что она является действующей и эксплуатируемой не только самим Обществом, но и смежным землепользователем.
Вместе с тем, ООО "Рыбацкое" не согласно с Управлением, которое, по мнению Общества, в отсутствие на то законных оснований, в отсутствие соответствующих нормативных актов и утверждения красных линий, по собственной инициативе присвоила указанной дороге статус красных линий.
В обоснование такой своей позиции Общество в том числе ссылается на отсутствие во Владивостокском городском округе утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, отражающей красные линии, соответственно, их указание в градостроительном плане является незаконным.
Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции, который указал, что отсутствие утвержденной документации по планировке территории, не может свидетельствовать об отсутствии красных линий; красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных территорий.
Так, из системного толкования положений пункта 6 статьи 23, пункта 2 статьи 34, статьи 42, статьи 43 ГрК РФ красные линии, как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые), обозначаются красными линиями, которые, в свою очередь, отображаются и закрепляются в градостроительной документации, в частности в документах территориального планирования (схемы территориального планирования, карты планируемого размещения объектов, генеральные планы), в документах градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки), в документации по планированию территории (проекты планировки территории, градостроительные планы).
Данные документы носят нормативный характер и являются обязательными, в том числе для уполномоченных органов при решении вопроса по распоряжению земельными участками.
При этом перечень градостроительной документации не является закрытым, а статус земель общего пользования не может быть поставлен в зависимость от содержания градостроительной документации, которой обозначаются красные линии.
В материалы дела Обществом представлен ответ ОАО "Приморгражданпроекта", согласно которому на запрашиваемый участок работы по подготовке документации по планировке территории не выполнялись. Коллегия апелляционного суда не может при этом не отметить тот факт, что в материалы дела не представлен текст запроса Общества в ОАО "Приморгражданпроекта", а также не указано, о каком именно участке идет речь в указанном ответе.
Однако, даже если предположить, что названный ответ дан в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, то, одновременно, нельзя не принять во внимание, что графический материал - фрагмент чертежа красных линий на территории г. Владивостока (л.д. 107 т.1), отображает красные линии в границах места размещения земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350.
В соответствии с графическим материалом красные линии отражены и в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа, и, как следствие, отражены в градостроительном плане, утвержденном распоряжением УГА г. Владивостока №1107 от 30.12.2015.
Давая оценку доводам Общества о том, что красные линии, обозначенные УГА, таковыми не являются, поскольку не отвечают признаку территории общего пользования, коллегия апелляционного суда находит их противоречащими представленным в материалы дела доказательствам, в том числе и графическим.
Согласно пояснениям самого заявителя, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:350, расположенный в г. Владивостоке, в районе ул. Рыбацкая, 56 был образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:218, который 12.02.2008 на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 06.09.1973 Управлением Федеральной государственной регистрационной службы по Приморскому краю был зарегистрирован за ОАО "Стройтрест №8" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По данным Департамента в 2010 году на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:218 площадью 42000 кв.м. ОАО "Стройтрест №8" оформило право собственности в соответствии со статьёй 36 ЗК РФ.
14.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:218 был разделен на 5 земельных участков с кадастровыми номерами 15:28:050016:347, 348, 349, 350, 351.
При этом первоначально в итоге раздела образованный земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:350 имел вид разрешенного использования"под производственную базу Стройтреста № 8".
Фактически, как усматривается из графических материалов, представленных лицами, участвующими в деле, отображенные Управлением сведения о красных линиях на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050016:350 являются частью дорожной сети, существовавшей, в том числе, в границах земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:218, в связи с разделом которого проезд ко всем вновь образованным земельным участкам так и остался прежним, в том числе и по территории земельного участка, принадлежащего ООО "Рыбацкое".
Кроме того, как следует из обзорной схемы взаимного расположения земельных участков, фрагмента карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, фрагмента карты функционального зонирования, фрагмента чертежа красных линий, представленных Департаментом, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:350, принадлежащий Обществу, является смежным с многоконтурным участком с кадастровым номером 25:28:050016:469, правообладателем которого является Муниципальное образование город Владивосток с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации сооружения - Проезд (лит. Б). Аналогичные сведения содержаться и в документах, представленных Департаментом. При этом очевидным представляется, что фактически красные линии на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050016:350 и проезд по земельному участку с кадастровым номером 25:28:050016:469 является одной непрерывной дорожной сетью, которая в свою очередь примыкает к ул. Шоссейная, 2-я, также расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:732, заявителю не принадлежащем.
С учетом изложенного у коллегии отсутствуют безусловные основания полагать, что расположенная в границах участка заявителя дорога эксплуатируется исключительно Обществом, а не неопределенным кругом лиц.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
По смыслу пункта 12 указанной статьи ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.,
Как верно отметил суд первой инстанции, тот факт, что до настоящего времени не утвержден проект красных линий как таковой, не может лишать органы местного самоуправления права реализовывать планы развития городского поселения, в том числе в части дорожной сети.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30.
В пункте 1 названной Инструкции закреплена обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 данной Инструкции).
В силу пункта 5.2 этой Инструкции разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частями 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.
Требования, предъявляемые к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 (далее – Инструкция № 150).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции № 150).
Согласно пункту 4 статьи 3.2.1 Инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.
С учетом изложенного, нельзя не согласится с выводом суда первой инстанции о том, что обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.
Кроме того, согласно представленным в материалы дела архивным топографическим материалам – «Обзорной схеме расположения земельного участка в районе ул. Рыбацкая, д. 56», а также на космоснимке, находящемся в открытом доступе, усматривается нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 территории общего пользования – существующего прохода, проезда к смежным земельным участкам, определенно обозначенной на схемах.
Согласно § 13 Основных положений по созданию топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500, ГКИНП 02-118, утвержденных ГУГК и ВТУ 23.03.1970, на топографических картах достоверно и с необходимой степенью точности и подробности, в зависимости от масштаба плана, изображаются в том числе дорожная сеть (железные, шоссейные и грунтовые дороги, тропы) и дорожные сооружения.
Обозначения, имеющиеся на топографических планах, соответствуют обозначениям автомобильных и грунтовых дорог согласно Основным положениям по созданию топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. ГКИНП 02-118, а также Условным знакам для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. ГКИНП-02-049-86, утвержденным ГУГК 25.11.1986 (таблицы 39-41).
В опубликованном Перечне действующих нормативных актов и документов на производство топографо-геодезических и картографических работ, утвержденном Роскартографией, указанные Основные положения и Условные знаки названы как действующие со сферой действия: общеобязательная. В свою очередь, на фрагментах карт градостроительной документации территории общего пользования, отраженные на топографических планах как фактически существующие, обозначены красными линиями.
Отклоняя довод заявителя апелляционной жалобы о том. что на момент регистрации права собственности Общества на спорный земельный участок в 2012 году сведения ИСОГД не содержали информацию об установлении в отношении спорного земельного участка каких-либо красных линий, коллегия считает необходимым отметить следующее:
Как следует из пояснения представителя Управления, спорные данные о красных линиях в чертеж красных линий на территории города Владивостока были внесены в 2011 году. При этом, на тот момент сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 отсутствовали, поскольку согласно справочной информации по объектам недвижимости официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 14.02.2012. При этом, орган местного самоуправления не формировал указанный земельный участок.
Согласно пункту 12.15 постановления главы г. Владивостока от 10.02.2011 № 111 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа» улично-дорожная сеть городского округа входит в состав всех территориальных зон и представляет собой часть территории, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.
Таким образом, красные линии наносятся не только по границам самой дороги, но учитываются и все параметры улично-дорожной сети Владивостокского городского округа, которые должны быть применены в соответствии с градостроительным регламентом.
С учетом изложенного справедливо заключить, что градостроительный план, утвержденный распоряжением УГА г. Владивостока № 1107 от 30.12.2015, соответствует фактическим обстоятельствам, не противоречит генеральному плану городского округа и отражает сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа, и до внесения изменений в утвержденный Проект планировки территории градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 не может содержать иных сведений, кроме как актуальных и фактически существующих.
Таким образом, оспариваемые действия Управления не нарушают закон или иной нормативный правовой акт и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Делая вывод об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов Общества, коллегией апелляционного суда также принято во внимание следующее:
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Согласно пункту 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:350 не является застроенным, объекты капитального строительства на нем отсутствуют, что не оспаривается и самим заявителем. Не представлено Обществом и доказательств того, что градостроительный план земельного участка испрашивался заинтересованным лицом в связи с целью подготовки документации строительства какого-либо объекта. Согласно пояснениям представителя Общества фактически спорный земельный участок представляет собой незастроенную частично огороженную территорию.
С учетом изложенного, коллегия полагает, что нарушенное право заявителя не может быть защищено избранным им способом судебной защиты.
При таких обстоятельствах права и законные интересы Общества оспариваемым решением не нарушены.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2017 по делу №А51-2798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.В. Гуцалюк |
Судьи | А.В. Гончарова О.Ю. Еремеева |