ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-3470/17 от 29.05.2017 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-3470/2017

05 июня 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 29 мая 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2017 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт»,

апелляционное производство № 05АП-3449/2017

на решение от 11.04.2017

судьи А.А. Фокиной

по делу № А51-3470/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту по тарифам Приморского края (ИНН <***>,              ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 02.02.2017 по делу № 27-145П/2016 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб.,

при участии:

от ПАО «Владивостокский морской торговый порт»: ФИО1, доверенность от 11.07.2016, сроком по 31.12.2017, паспорт;

от Департамента по тарифам Приморского края: ФИО2, доверенность от 03.11.2015, сроком на 3 года, удостоверение; ФИО3, доверенность от 02.08.2016, сроком на 3 года, удостоверение.

УСТАНОВИЛ:

         ПАО «Владивостокский морской торговый порт»  (далее по тексту – общество, заявитель, порт, ПАО «ВМТП») обратилось в арбитражный суд первой инстанции  с заявлением к Департаменту по тарифам Приморского края (далее по тексту  – Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.02.2017 по делу № 27-145П/2016 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 100.000 руб. (далее – Постановление).

Решением от 11 апреля 2017 года суд первой инстанции признал  незаконным и отменил постановление Департамента по тарифам Приморского края от 02.02.2017 по делу № 27-145П/2016 в части назначения Публичному акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт»  административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере, превышающем 50.000 руб.

         Не обжалуя решение суда первой инстанции в части снижения штрафной санкции, ПАО ВМТП настаивает в апелляционной жалобе на том, что не является субъектом вменённого административного правонарушения, поскольку не обязано устанавливать тарифы на услуги в сфере технического обслуживания узлов и приборов учёта, инженерных сетей, обеспечению бесперебойного снабжения; поскольку установление регулируемых цен на данные услуги действующим законодательством не предусмотрено.

         Согласно жалобе,  порт применял тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, установленные для КГУП Приморский водоканал.

         Департамент по тарифам доводы апелляционной жалобы отклонил, считая решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Свои доводы лица, участвующие в деле поддержали в судебном заседании.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, пояснений к ней, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 регулируемые государством цены (тарифы) применяются на  внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416- ФЗ) общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются,  в том числе,  установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе услуги по транспортировке воды и транспортировке сточных вод.

В соответствии с пунктом 9 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 214-па, органом, уполномоченным устанавливать тарифы для организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Приморского края, является Департамент.

Пунктами 2, 4, 5, 6, 9, 15, 26, 28, 29 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ определены следующие понятия: водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водопроводная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; централизованная система холодного водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам; канализационная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; централизованная система водоотведения (канализации) – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; гарантирующая организация – это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. транспортировка воды (сточных вод) – это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

Постановлением Администрации города Владивостока от 24.01.2014 № 149 «О наделении краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Владивостокского городского округа» КГУП «Приморский Водоканал» присвоен статус гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения на территории Владивостокского городского округа.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 12 Федерального закона № 416- ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения; гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения; организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.

Согласно пункту 3 статьи 16 и пункту 3 статьи 17 Федерального закона № 416-ФЗ оплата услуг по транспортировке воды и услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по соответствующим тарифам на транспортировку воды и на транспортировку сточных вод.

Пункт 3 статьи 11 Федерального закона № 416-ФЗ предусматривает, что собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является, в том числе нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.

Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении государственной дисциплины цен.

Из материалов дела усматривается, что  согласно инвентарным карточкам учета объектов основных средств №№ 101063, 101064, 101065, 99372, 1257, 1274, 218, 1273, 3601 на балансе ПАО «ВМТП» с 1936 года находятся объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводные и канализационные сети.

20.12.2010 между ПАО «ВМТП» (Абонент) и КГУП «Приморский водоканал» (Предприятие) заключен договор № KTX0010R10 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно которому Предприятие осуществляет отпуск питьевой воды из своей системы водоснабжения и прием сточных вод в канализацию Предприятия; 01.01.2016 между теми же лицами был заключён Договор на приём сточных вод № КТХ0001R16, в силу которого Предприятие принимает от Заказчика сточные воды, а последний обязуется осуществить сброс сточных вод в систему канализации Предприятия.

В соответствии с письмом ПАО «ВМТП» от 09.12.2016 № КПД-446 общество приобретает холодную воду у КГУП «Приморский водоканал» и по водопроводным сетям, принадлежащим ПАО «ВМТП», передает (транспортирует) приобретенную воду до конечных потребителей, непосредственно с которыми у ПАО «ВМТП» заключены договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в частности, заявителем заключены договоры с ИП ФИО4 (от 01.01.2015 № VOD0006D15), ООО «Владпаско» (от 01.01.2015 № VOD0004D15), ООО «Вкус-Сервис» (от 01.01.2015 № VOD0002D15), ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» (от 01.01.2015 № VOD0002D16), ФГУП «Росморпорт» (от 01.01.2015 № VOD0001D16), ООО «Владивостокский морской терминал» (от 01.01.2015 № VOD0001D15), ООО «Макро» (от 01.10.2015 № VOD00021D15), ООО «Приморская транспортная компания» (от 01.01.2015 № VOD0003D15), ООО «Аренда» (от 01.01.2015 № VOD0005D15), ООО «Босфор-Бункер» (от 01.12.2015 № VOD0026D15), ОАО «РЖД» (от 01.01.2015 № VOD0003D16), ЗАО СП «Владитал» (от 01.01.2015 № VOD0012D15), а также конечным потребителям выставлены Портом счета-фактуры за период с августа по октябрь 2016 года и получена оплата.

ПАО «ВМТП» с заявлением об установлении тарифов на транспортировку воды и сточных вод в Департамент не обращалось.

Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 02.02.2017 № 27-145П/2016 ПАО «ВМТП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования», и привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Учитывая  изложенное выше, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что порт осуществляет транспортировку воды и сточных вод и является организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в связи с чем обязан заключить с гарантирующей организацией КГУП «Приморский водоканал» договор на транспортировку воды и сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также обратиться в уполномоченный орган для установления соответствующих тарифов; до установления тарифов на транспортировку воды и (или) на транспортировку сточных вод Общество не вправе требовать от конечных потребителей возмещения затрат на эксплуатацию своих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Как следует из материалов дела ПАО «ВМТП» в Департамент с заявлением об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение (транспортировку воды и сточных вод) не обращалось.

Оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения по тарифам, не установленным уполномоченным органом, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» по квалифицирующему признаку «Нарушение установленного порядка регулирования тарифов».

Учитывая, что  материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившегося в применении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, не установленных Департаментом,   суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, коллегия установила, что производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены.

При назначении наказания административным органом выяснены и учтены все обстоятельства дела.

Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно.

Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2017  по делу №А51-3470/2017  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович