ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-3904/2023 от 03.08.2023 АС Приморского края

212/2023-29488(2)





Пятый арбитражный апелляционный суд  ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-3904/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года. 

Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2023 года.  Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Импорт Менеджмент», 

апелляционное производство № 05АП-4055/2023
на решение от 07.06.2023
судьи Н.В. Колтуновой
по делу № А51-3904/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Импорт Менеджмент» (ИНН  7726731765, ОГРН 1137746932828) 

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) 

о признании незаконным решения от 31.01.2023 № РКТ-10702000-23/000110 о  классификации товара, ввезенного по ДТ № 10702070/300123/3043316, 

при участии:

от ООО «Импорт Менеджмент»: Яшина Т.В., по доверенности от 13.06.2023, сроком  действия на 3 года, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 2010/ЮФ-0545).  от Владивостокской таможни: Николюк А.П., по доверенности от 29.08.2022, сроком  действия на 29.08.2023, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 0535). 

В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в судебном заседании присутствует слушатель Гитько Д.А., предъявлено  удостоверение. 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Импорт Менеджмент» (далее –  заявитель, общество, ООО «Импорт Менеджмент») обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее –  таможня, таможенный орган) от 31.01.2023 № РКТ-10702000-23/000110 о классификации  товара, зарегистрированного в ДТ № 10702070/300123/3043316. 

Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.06.2023 в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «Импорт Менеджмент»  обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд,  согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт. 


В обоснование жалобы апеллянт со ссылкой на решение Арбитражного суда  Приморского края от 19.10.2021 по делу № А51-12155/2021 настаивает на том, что  ввезенный товар является игрушкой. Тогда как перечень товаров, входящих в товарную  позицию 3926 ТН ВЭД ЕАЭС является закрытым, и не включает в себя игрушки. 

Владивостокская таможня по тексту представленного письменного отзыва,  приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и  обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. 

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали свои доводы и  возражения, изложенные соответственно в апелляционных жалобах и письменном отзыве. 

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

В числе прочего обществом заявлен товар № 3, описанный в графе 31 ДТ как  «игрушки - наборы для детского творчества для детей старше трех лет из полимерных  материалов, в том числе с элементами из металла, бумаги: «Алмазная мозаика»,  производитель: JINAN IDOON ANIMATION TECHNOLOGY CO., LTD; товарный знак  1TOY/1TOY; 1 TOY ART; марка 1TOY/1TOY; 1 TOY ART; различных артикулов,  включая T19038T, T19039T, T19040T, T19043T, Т19044Т». 

В графе 33 рассматриваемой ДТ в отношении товара № 3 обществом заявлен код  9503 00 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %, ставка налога  на добавленную стоимость (применена льгота в отношении ввозимых в Российскую  Федерацию товаров для детей) - 10 %). 

В тот же день на основании решения от 31.01.2023 № РКТ-10702070-23/000110  таможней в адрес общества направлено требование о внесении изменений (дополнений) в  сведения, заявленные в ДТ № 10702070/300123/3043316, в части сведений граф 33, 47, В.  Сумма доначисления таможенных платежей составила 169 290, 95 рублей. 

Не согласившись с указанным решением таможенного органа, посчитав, что оно не  соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере  внешнеэкономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в  арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований. 

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266,  268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм  материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает  оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного  суда в силу следующего. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ  для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого  ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) устанавливает, что товары подлежат  декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, 


установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в  письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации (статья  104 ТК ЕАЭС). 

Согласно статье 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются основные  сведения, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный  код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕЭАС декларант и иные лица  осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях,  когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного  регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной  номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности  классификации товаров осуществляется таможенными органами. 

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в частности, в случае  выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной  классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган  принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров,  порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством  государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК  ЕЭАС). 

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу  Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что суд  проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным  органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом  доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках)  декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно  ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также  принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи  22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по  классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному  товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются  Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих  материалов. 

Согласно пункту 1 статьи 19 ТК ЕЭАС Единая Товарная номенклатура  внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является  системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации  товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных  таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения  таможенной статистики. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности  может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях,  предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза,  и (или) законодательством государств-членов. 

В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной  системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН  ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования  товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации. 

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54  утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности  Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок  таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную  территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой Товарной  номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза  (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ). 


В частности ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация  товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих  примечаний к разделам или группам. 

Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции  должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями,  имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями  вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются  сравнимыми (ОПИ 6). 

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено  Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).  Разделом 3 Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации  ТН ВЭД. 

Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения  однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной  группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения). 

Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при  классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь;  ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ  1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с  ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в  соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после  применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода  субпозиции (подсубпозиции). 

В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена  последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации. 

При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция,  затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих  примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются  также примечания к субпозициям (ОПИ 6). 

Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования  товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции  вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды  без каких-либо дополнений или изменений. 

В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа:  материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. 

Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции,  текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из  которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет. 

Как следует из материалов дела, декларант заявил ввезенный им товар как  «игрушки - наборы для детского творчества для детей старше трех лет из полимерных  материалов, в том числе с элементами из металла, бумаги: «Алмазная мозаика» и  определил его классификационный код 9503 00 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС. 

В избранной обществом подсубпозиции подлежит классификации товар –  «Трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на  колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в  масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие;  головоломки всех видов: - игрушки в наборах или комплектах прочие». 

Товарной подсубпозиции 3926 90 970 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в которой товар был  классифицирован таможенным органом, соответствует товар «Изделия прочие из  пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901 - 3914: - прочие; -  прочие; — прочие; — прочие». 

 Таким образом, спор между обществом и таможенным органом возник  относительно классификации товаров на уровне разных товарных позиций. 


В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД  ЕАЭС) (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) в группу 95 «Игрушки, игры и  спортивный инвентарь; их части и принадлежности» включаются игрушки всех типов,  предназначенные для развлечения детей и взрослых. В нее также входит оборудование  для комнатных игр или игр на открытом воздухе, снаряды и приспособления для спорта,  гимнастики или атлетики, некоторые принадлежности для рыбной ловли, охоты или  стрельбы, карусели и прочие предметы для ярмарочных развлечений. 

В товарную позицию 9503 ТН ВЭД ЕАЭС включаются: игрушки на колесах (А),  коляски для кукол (Б), куклы (В), игрушки прочие (Г), модели в уменьшенном размере  (Д), головоломки всех типов (Е). 

Наборы изделий (предметов), некоторые из которых в случае их отдельной  поставки относятся к другим товарным позициям Номенклатуры, включаются в товарную  позицию 9503 ТН ВЭД ЕАЭС, когда они имеют форму, четко указывающую на их  использование в качестве игрушек (например, обучающие игрушки, такие как наборы  химика, швеи и т.д., наборы). 

В соответствии с примечанием 4 к группе 95 ТН ВЭД ЕАЭС при условии  соблюдения положений примечания 1 к данной группе в товарную позицию 9503 ТН ВЭД  ЕАЭС также включаются изделия данной товарной позиции, представленные вместе с  одним или более предметами, которые, будучи представленными отдельно, включаются в  другие товарные позиции при условии, что: (а) представленные предметы расфасованы  вместе для розничной продажи, но их комбинация не может рассматриваться как набор в  соответствии с положениями Основного правила интерпретации 3 (б); и (б) их  комбинация имеет основное свойство игрушек. Такие комбинации состоят, как правило,  из изделия данной товарной позиции и одного или более предметов второстепенной  значимости (например, небольшие рекламные изделия или небольшое количество  кондитерских изделий). 

Таким образом, главный принцип классификации в товарной позиции 9503 ТН  ВЭД ЕАЭС состоит в том, что в указанной товарной позиции классифицируются только  те игровые наборы, которые содержат непосредственно игрушку (изделие товарной  позиции 9503) - средство игры (например, формы для лепки, детский шприц, детские  тарелочки). Основное свойство игрушки как для набора в целом, так и для составляющих  его компонентов, обусловлено объективной возможностью их использования только в  качестве игрушки, в игровых целях, которое следует из характеристик самого товара. 

Техническим регламентом Таможенного союза № 008/2011 «О безопасности  игрушек», а также положениями ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 «Игрушки. Требования  безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства» определено, что игрушка  представляет собой изделие или материал, предназначенное для игры ребенка (детей) в  возрасте до 14 лет. 

Согласно учебной и справочной литературе под игрой понимается занятие,  обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для  заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т.п., а также набор  предметов, предназначенных для подобных занятий, а игрушка - это вещь, служащая для  игры. 

В настоящем случае в соответствии со сведениями, заявленными декларантом в  графе 31 ДТ № 10702070/300123/3043316, а также представленными в таможенный орган  при совершении таможенных операций по оформлению ввозимого товара изображениям  индивидуальной упаковки и внешним видом товара, включая каждый из 5  рассматриваемых артикулов, спорный товар представляет собой набор для творчества -  алмазную мозаику, включающий картинку-основу, пакетики с мозаикой, стилус,  тарелочку, галерту, схему, подставку для картины, целью которого является создание  мозаичной картины путем полной выкладки полимерных страз на промаркированные  участки изображения, предназначенный для хобби и декоративного творчества, развития 


внимания, терпения, усидчивости, аккуратности, для людей различных возрастных  категорий. 

Открытые источники информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  дают определение алмазной мозаики как вид творчества, при котором картину  выкладывают разноцветными круглыми стразами или квадратными камушками на  клеевую основу. 

В соответствии со справочной литературой творчество - это создание новых по  замыслу культурных или материальных ценностей; творение - это произведение,  результат творчества. 

Из изложенного следует вывод, что игра и творчество не являются  тождественными понятиями, являясь самостоятельными процессами. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценивая спорный товар исходя  из его функциональных особенностей и назначения, обоснованно исходил из того, что  мотив деятельности при использовании данного товара лежит в результате - создании из  различных материалов оконченного изображения, а оконченное изделие, представленное  полученным изображением, не имеет игрового смысла, в связи с чем, правомерно  заключил, что ввезенный товар наиболее полно соответствует понятию творчества и не  является игрушкой, а соответственно не может быть классифицирован в товарной  позиции 9503 ТН ВЭД ЕАЭС. 

В свою очередь пояснениями к группе 39 ТН ВЭД ЕАЭС разъяснено, что в данную  группу включаются вещества, называемые полимерами, полуфабрикаты и изделия их них,  при условии, что они не исключены примечанием 2 к данной группе. 

Согласно пояснениям к товарной позиции 3926 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную  позицию включаются изделия, в другом месте не поименованные или не включенные, из  пластмасс (как определено в примечании 1 к данной группе) или из прочих материалов  товарных позиций 3901 - 3914. 

Примечанием 1 к группе 39 ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что во всей ТН ВЭД  ЕАЭС термин «пластмассы» означает материалы товарных позиций 3901 - 3914, которые  способны при полимеризации или на какой-либо последующей стадии принимать  заданную форму под влиянием внешнего воздействия (обычно температуры и давления, а  при необходимости и с использованием растворителя или пластификатора) и сохранять ее  после устранения внешнего воздействия, такого как прессование, литье, экструдирование,  каландрирование или другого. 

В Номенклатуре термин «пластмассы» означает также вулканизованное волокно,  однако не применяется к материалам, рассматриваемым как текстильные в разделе XI. 

Из заявленного декларантом в графе 31 ДТ № 10702070/300123/3043316 описания  товара, а также из сведений, указанных производителем на упаковке товара, следует, что  ввезенные обществом алмазные мозаики состоят из следующих материалов: полимерные  материалы, элементы из металла. 

В связи с чем, учитывая материал изготовления товара, коллегия соглашается с  выводом суда первой инстанции о том, что в соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД ЕАЭС  наборы для творчества, алмазные мозаики следует классифицировать в товарной позиции  3926 ТН ВЭД ЕАЭС. 

Доводы апеллянта о том, что перечень товаров, входящих в товарную позицию  3926 ТН ВЭД ЕАЭС является закрытым, и не включает в себя игрушки, отклоняется  апелляционным судом, поскольку, как установлено выше, из анализа функционального  назначения ввезенного товара не следует, что спорная алмазная мозаика несет в себе  игровой смысл в том понимании, которое предусмотрено Пояснениями к товарной  позиции 9503 ТН ВЭД ЕАЭС. 

Ссылка общества на решение Арбитражного суда Приморского края от 19.10.2021  по делу № А51-12155/2021 также не принимается во внимание апелляционной коллегией,  поскольку названный судебный акт принят по конкретному делу с учетом конкретных  обстоятельств, которые не является по отношению к настоящему делу ни  тождественными, ни преюдициально значимыми. 


Таким образом, принимая во внимание, что классификация товара № 3 по ДТ   № 10702070/300123/3043316 была произведена обществом неверно, у таможенного органа  имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения о классификации  товара от 31.01.2023 № РКТ-10702000-23/000110, в связи с чем суд первой инстанции  правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его  незаконным. 

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии  общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом  первой инстанции доказательств, но не опровергают их, в связи с чем не могут являться  основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

 Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам  материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм  процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не  установлено. 

 При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является  законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной  жалобы не имеется. 

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате  государственной пошлины по апелляционной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ  относятся судом апелляционной инстанции на общество. 

Учитывая, что в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса  Российской Федерации для юридических лиц государственная пошлина по данной  категории споров составляет 1 500 рублей, а при обращении с апелляционной жалобой  обществом была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей, излишне  уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату  плательщику из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.06.2023 по делу № А513904/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Импорт Менеджмент» из  федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы на  основании платежного поручения № 375 от 15.06.2023 государственную пошлину в сумме  1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей. 

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного  округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев. 

Председательствующий А.В. Пяткова 

Судьи Л.А. Бессчасная 

Т.А. Солохина

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 02.03.2023 4:23:00
Кому выдана Пяткова Анна Владимировна