Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-4179/2023 |
сентября 2023 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2023 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю,
апелляционное производство № 05АП-4565/2023
на решение от 22.06.2023
судьи М.С.Кирильченко
по делу № А51-4179/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Благомед» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Владивостокская клиническая больница №1»,
о признании незаконным решения от 12.12.2022 №025/06/50-1241/2022,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Благомед" (далее – заявитель, общество, ООО «Благомед») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Управление, антимонопольный орган) от 12.12.2022 №025/06/50-1241/2022.
Решением суда от 22.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает на то, что учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе, общественной организации), преференции, установленные статьей 29 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные. Таким образом, из буквального толкования статьи 29 названного Федерального закона, преимущества могут быть предоставлены: общероссийским общественным организациям инвалидов и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
Поскольку учредителем ООО «Благомед» является не общероссийская общественная организация инвалидов непосредственно, а региональная организация, учрежденная юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно, Управление считает, что положения статьи 29 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ не распространяются в отношении данного хозяйствующего субъекта.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. От общества поступил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным. Третье лицо отношение к жалобе не выразило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что 22.11.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в телекоммуникационной сети Интернет https://zakupki.gov.iu было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №0320300090622000228 и документация по закупке на право заключения с краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 1» (далее - заказчик) государственного контракта на поставку пелёнок впитываюнцгх.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2022 победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным №145 - общество с ограниченной ответственностью «Благомед» (далее - заявитель, поставщик, участник закупки, ООО «Благомед») с ценовым предложением 620 000 руб.
В составе заявки на участие в проведении запроса котировок участник закупки предоставлял декларацию о соответствии требованиям части 2 статьи 29 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ) и праве на получение преимуществ, установленных частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе, в виде увеличения цены контракта(каждой единицы товара) на 15% от цены контракта (единицы товара), предложенной участником закупки.
В процедуре подписания контракта заказчиком в нарушение требований части 1 и 2 статьи 29, подпункта «б» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе был предоставлен к подписанию участником закупки проект контракта с ценой контракта (единицы товара) без учёта установленного указанным нормативным актом увеличения на 15%.
Не согласившись с действиями заказчика, участник закупки подал жалобу на его действия в Управление.
Решением Приморского УФАС России от 12.12.2022 по делу №025/06/50-1241/2022 жалоба ООО «Благомед» была признана необоснованной, в качестве основания отказа в удовлетворении жалобы указано, что учредителем ООО «Благомед» является Тюменская областная региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», имеющее ИНН <***> и код ОКОТУ 4220003 (региональные и местные общественные объединения). Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов» зарегистрирована как отдельное юридическое лицо с ИНН <***>.
Ввиду отказа в удовлетворении жалобы, во избежание признания уклонившимся от заключения государственного контракта, заявитель был вынужден заключить с заказчиком контракт № К-307-22 от 15.12.2022 на поставку пеленок впитывающих по цене 620000 (шестьсот двадцать тысяч) руб. без учета увеличения указанной цены на сумму преференций.
Не согласившись с решением Управления ООО «Благомед» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК, РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются с 01.01.2014 Федеральным законом №44-ФЗ, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона №44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок, установлены статьей 73 Закона.
Согласно подпункту 3 части 3 статьи 73 Закона №44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса котировок, банковские реквизиты участника закупки, а также информацию и документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 названного Федерального закона в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов.
Согласно части 1 статьи 29 Закона №44-ФЗ, в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 названного Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
В силу части 2 статьи 29 Закон №44-ФЗ участие организаций инвалидов в закупках положения названной статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Согласно позиции Управлении, изложенной в обжалуемом решении, в соответствии с пунктом 6 Положения об Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах, Коды ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКТМО, ОКФС И ОКОПФ устанавливаются юридическим лицам, их филиалам и представительствам, организациям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики.
По мнению Приморского УФАС, заявитель имеет несоответствующий код ОКОГУ, на основании чего заинтересованным лицом сделан вывод о том, что учредителем ООО «Благомед» является не общероссийская организация инвалидов, а региональная организация, в связи с чем, ООО указанное общество не соответствует требованиям статьи 29 Закона №44-ФЗ.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что единственным учредителем ООО «Благомед» является Тюменская областная региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Проверив данный вывод суда, и найдя его обоснованным, судебная коллегия руководствуется следующим.
Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Общественные объединения действуют в формах, предусмотренных Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон №82-ФЗ), в том числе в форме общественной организации (статья 7 данного Закона).
Согласно статье 14 Закона №82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Общественная организация инвалидов - это организация, созданная инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (абзац 2 статьи 33 Закона №181-ФЗ).
В соответствии с Уставом общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - ВОИ), утвержденном в новой редакции 02.11.2021 г. территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (далее - организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов.
Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. Устав ВОИ обязателен для исполнения всеми членами ВОИ. Нормы Устава ВОИ имеют приоритет по отношению к нормам уставов организаций ВОИ.
В структуре ВОИ региональные организации ВОИ являются вышестоящими организациями для местных организаций ВОИ и нижестоящими по отношению к ВОИ.
ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации, приобретают и осуществляют гражданские права и исполняют гражданские обязанности, имеют самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, свою символику, эмблему, флаг и другие средства индивидуализации, утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также штампы, бланки установленного образца со своим наименованием и другие реквизиты, счета в кредитных организациях.
Структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Организации ВОИ обязаны в своей деятельности соблюдать Устав ВОИ. Решения органов вышестоящих организаций ВОИ обязательны для исполнения органами нижестоящих организаций ВОИ.
Согласно статье 19 Устава ВОИ, организации ВОИ действуют на основании собственных уставов, разработанных на основе соответствующего типового устава.
Как следует из типового устава региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», утвержденного Постановлением Центрального правления ВОИ от 30.07.2022г. №2-11 Тюменская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» является структурным подразделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», действует на территории Тюменской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом ВОИ и названным Уставом.
Согласно статье 1 Устава Тюменской областной региональной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - ТОРО ООО «ВОИ») указанная организация является структурным подразделением ВОИ, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом ВОИ и своим Уставом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на основании решения ВОИ может быть создана только одна региональная организация общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая и является частью многоуровневой структуры ВОИ.
В этой связи, ООО «Благомед» как и ее учредитель – Тюменская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», является структурным подразделением Всероссийского общества инвалидов, следовательно, на нее распространяется действие части 2 статьи 29 Закона №44-ФЗ.
Указанная позиция сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 №307-ЭС19-15772 по делу №А44-8183/2018.
Иные доводы Управления о том, что общество является региональной организацией, не принимаются апелляционным судом, поскольку, как указывалось выше, ООО «Благомед» и его учредитель – Тюменская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - является структурным подразделением общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Установив, что Тюменская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» является общероссийской общественной организацией инвалидов, судебная коллегия также приходит к выводу о том, что заказчик обязан был предоставить преимущество в отношении предлагаемой ей цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
При этом ссылка на присвоение обществу кода ОКОГУ 4220003, соответствующего региональным и местным общественным объединениям, сама по себе не является основанием для вывода об отсутствии права на получение преимущества, поскольку формы и виды общественных объединений, их структура и территориальная сфера деятельности определяются в соответствии с изложенными выше нормами права.
Оценив доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правомерны его выводы о незаконности решения Управления, повлекшего нарушение прав и законных интересов заявителя.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем вопрос о распределении судебных издержек в данной части коллегией не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2023 по делу №А51-4179/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | Л.А. Бессчасная Е.Л. Сидорович |