ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-43/2018 от 05.06.2018 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-43/2018

13 июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей А.В. Гончаровой, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство № 05АП-3089/2018

на решение от 21.03.2018

судьи Д.А. Самофала

по делу № А51-43/2018 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» (ИНН 5075018950, ОГРН 1045011656084)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)

об оспаривании решения от 17.11.2017 №13-05/26009 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей,

при участии:

от Находкинской таможни: Родионова В.Д. по доверенности от 03.04.2018, сроком действия на 1 год;

от ООО «ЛГ Электроникс РУС»: представитель не явился, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» (далее – заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 17.11.2017 №13-05/26009 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 14708193,97 руб. за холодильники-морозильники бытовые, классифицированные заявителем в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС 8418102001, 8418108001, 8418219100, 8418402001 по ДТ №10714040/050115/0000072, №10714040/290115/0002316, №10714040/030215/0002824, №10714040/110315/0006672, №10714040/160315/0006966, №10714040/300315/0008019, №10714040/070415/0008805, №10714040/150715/0021656, №10714040/200715/0022383, №10714040/290715/0023912, №10714040/250815/0028108, №10714040/310815/0028774, №10714040/010915/0028855, №10714040/071015/0034086, №10714040/081015/0034318, №10714040/291015/0037180, №10714040/031115/0037681, №10714040/061115/0038137, №10714040/101115/0038660, №10714040/011215/0041844. Одновременно заявитель просил устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в размере 14708193,97 руб. (с учетом принятых судом уточнений).

          Решением арбитражного суда от 21.03.2018 оспариваемое решение таможни было признано незаконным с обязанием таможенный орган возвратить заявителю излишне уплаченные таможенные платежи, окончательный размер которых определить на стадии исполнения судебного акта. Дополнительным решением от 11.04.2018 на таможенный орган была возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в спорном размере.

          Не согласившись с вынесенным по делу решением суда от 21.03.2018, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза. В этой связи, учитывая, что на момент декларирования товаров по спорным декларациям ставки таможенного тарифа не были приведены в соответствие с требованиями Протокола от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об утверждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (далее – Протокол от 16.12.2011), то правовые основания для применения ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от установленных Единым таможенным тарифом, отсутствовали. Ссылаясь на письма ДВТУ, таможенный орган поясняет, что в настоящее время порядок действий таможенных органов в части применения ставок ввозных таможенных пошлин в рамках указанного Протокола не установлен. С учетом изложенного считает, что основания для внесения изменений в сведения, указанные в спорных декларациях относительно размера ставок ввозных таможенных пошлин, и, как следствие, для возврата таможенных пошлин, налогов отсутствовали.

          В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.

          Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, письменно ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без своего участия. Принимая во внимание ходатайство заявителя, суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу без его участия.

          По тексту представленного письменного отзыва общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит. В обоснование возражений на апелляционную жалобу декларант представил запрос от 06.03.2018 о сверке расчетов, в том числе по настоящему делу, и ответное письмо таможни от 04.04.2018 №13-05/06128, что было расценено коллегией, как ходатайство о приобщении дополнительных документов.

          Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании статей 159, 268 АПК РФ удовлетворено, в результате чего в материалы дела были приобщены дополнительные документы, как представленные в обоснование возражений на апелляционную жалобу.

          Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

          В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 во исполнение внешнеторгового контракта №RA-PP-06-0065 от 01.04.2006, обществом на таможенную территорию таможенного союза в Россию были ввезены товары «холодильники-морозильники бытовые с наружными дверцами», «холодильники бытовые», «морозильники бытовые» различных объёмов и моделей, товарный знак: LG, марка: LG, страна происхождения – Республика Корея, Китай.

          При таможенном оформлении указанного товара общество произвело его декларирование по декларациям на товары №10714040/050115/0000072, №10714040/290115/0002316, №10714040/030215/0002824, №10714040/110315/0006672, №10714040/160315/0006966, №10714040/300315/0008019, №10714040/070415/0008805, №10714040/150715/0021656, №10714040/200715/0022383, №10714040/290715/0023912, №10714040/250815/0028108, №10714040/310815/0028774, №10714040/010915/0028855, №10714040/071015/0034086, №10714040/081015/0034318, №10714040/291015/0037180, №10714040/031115/0037681, №10714040/061115/0038137, №10714040/101115/0038660, №10714040/011215/0041844, и в графе 33 данных деклараций заявило коды 8418102001,8418108001, 8418219100 и 8418402001 ТН ВЭД ТС.

          В этой связи в графе 44 «Исчисление таможенных пошлин и сборов» названных деклараций заявителем в отношении ввезенных товаров были исчислены и уплачены таможенные пошлины по следующим ставкам:

·по коду 8418102001 - 16,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,13 евро за 1 литр емкости (объема) товара;

·по коду 8418108001 - 16% от таможенной стоимости, но не менее 0,156 евро за 1 литр емкости (объема) товара;

·по коду 8418219100 - 14,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,36 евро за 1 литр емкости (объема) товара;

·по коду 8418402001 - 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,165 евро за 1 литр емкости (объема) товара.

          Установив, что в соответствии с Приложением II (Таблица ежегодных снижений ставок для части I, секции II (прочие товары) к Протоколу от 16.12.2011 ставка ввозной таможенной пошлины с 01.09.2014 на товары, классифицируемые кодом 8418102001, составляла 16,7% от таможенной стоимости (с 01.09.2015 – 15% от таможенной стоимости), классифицируемые кодом 8418108001 – 16,7% или 16% от таможенной стоимости, но не менее 0,156 евро за 1 литр (в зависимости, что ниже), классифицируемые кодом 8418219100 - 14,7% от таможенной стоимости и классифицируемые кодом 8418402001 - 15% от таможенной стоимости, общество пришло к выводу о необоснованном исчислении таможенных пошлин по специфическим ставкам (0,13 евро, 0,156 евро, 0,36 евро, 0,165 евро) и, как следствие, об излишней уплате таможенных платежей в сумме 14708193,97 руб., в том числе:

- в сумме 3346755,52 руб. по ДТ №10714040/050115/0000072 (товары 1 – 17);

- в сумме 9602466,70 по ДТ №10714040/290115/0002316 (товары 1-7);

- в сумме 961894,81 руб. по ДТ №10714040/030215/0002824 (товары 1, 2);

- в сумме 66410,02 руб. по ДТ №10714040/110315/0006672 (товары 1-4);

- в сумме 25805,39 руб. по ДТ №10714040/160315/0006966 (товар 1);

- в сумме 28446,63 руб. по ДТ №10714040/300315/0008019 (товар 1);

- в сумме 60348,55 руб. по ДТ №10714040/070415/0008805 (товар 1);

- в сумме 2002,22 руб. по ДТ №10714040/150715/0021656 (товары 1, 4);

- в сумме 18856,45 руб. по ДТ №10714040/200715/0022383 (товары 1, 3);

- в сумме 30032,60 руб. по ДТ №10714040/290715/0023912 (товар 1);

- в сумме 191595,73 по ДТ №10714040/250815/0028108 (товар 1);

- в сумме 56431,25 руб. по ДТ №10714040/310815/0028774 (товар 1);

- в сумме 14627,37 руб. по ДТ №10714040/010915/0028855 (товар 1, 3);

- в сумме 113254,51 руб. по ДТ №10714040/071015/0034086 (товары 1, 4, 5);

- в сумме 15646,93 руб. по ДТ №10714040/081015/0034318 (товары 1-3);

- в сумме 22825,63 руб. по ДТ №10714040/291015/0037180 (товары 1, 2);

- в сумме 30784,03 руб. по ДТ №10714040/031115/0037681 (товары 1-5);

- в сумме 19843,89 руб. по ДТ №10714040/061115/0038137 (товар 2);

- в сумме 35321,24 руб. по ДТ №10714040/101115/0038660 (товар 1);

- в сумме 64844,50 руб. по ДТ №10714040/011215/0041844 (товар 1, 4, 5).

          В этой связи декларант обратился в таможенный орган с заявлением от 16.10.2017 (вх. №2228 от 17.10.2017) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в указанном размере, по тексту которого просил внести изменения в спорные декларации посредством изменения ставок таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по кодам 8418102001, 8418108001, 8418219100, 8418402001 ТН ВЭД ТС, и, как следствие, перерасчета таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

          Одновременно обществом были представлены указанные декларации на товары, платежные документы по уплате таможенных платежей, КДТ.

          Рассмотрев указанное обращение, таможня письмом от 17.11.2017 №13-05/26009 уведомила декларанта об отсутствии оснований для изменения сведений в спорных декларациях, поскольку при декларировании товаров обществом были применены ставки, действующие на день регистрации таможенных деклараций в соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза.

          Не согласившись с указанным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который удовлетворил заявленные требования.

          Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене или изменению на основании следующих обстоятельств.

          В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

          Согласно абзацу 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

          По правилам части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

          Пунктом 3 части 2 этой же статьи предусмотрено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

          При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона №311-ФЗ).

          Как подтверждается материалами дела, основанием для обращения в таможню с заявлением от 16.10.2017 (вх. №2228 от 17.10.2017) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №10714040/050115/0000072, №10714040/290115/0002316, №10714040/030215/0002824, №10714040/110315/0006672, №10714040/160315/0006966, №10714040/300315/0008019, №10714040/070415/0008805, №10714040/150715/0021656, №10714040/200715/0022383, №10714040/290715/0023912, №10714040/250815/0028108, №10714040/310815/0028774, №10714040/010915/0028855, №10714040/071015/0034086, №10714040/081015/0034318, №10714040/291015/0037180, №10714040/031115/0037681, №10714040/061115/0038137, №10714040/101115/0038660, №10714040/011215/0041844 послужило неправильное (ошибочное) применение декларантом завышенных ставок таможенных пошлин по сравнению со ставками, установленными Приложением II (Таблица ежегодных снижений ставок для части I, секции II (прочие товары)) к Протоколу от 16.12.2011.

          В этой связи рассмотрение вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей по спорным декларациям находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о правомерности применения в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 ставок ввозных таможенных пошлин в размерах, предусмотренных Протоколом от 16.12.2011.

          Находя необоснованным применение ставок ввозных таможенных пошлин в размерах, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза, в случае их превышения над ставками, установленными Протоколом от 16.12.2011, и, поддерживая доводы декларанта об излишней уплате таможенных платежей, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

          Статьей 79 ТК ТС предусмотрено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

          В силу подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

          Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 70 Кодекса).

          Из статьи 71 ТК ТС следует, что ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды: 1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.

          Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).

          Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 77 ТК ТС).

          В соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза (Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»), на дату таможенного декларирования товаров по спорным декларациям за период с 01.01.2015 по 19.09.2015 были установлены следующие ставки таможенных пошлин:

·по коду 8418102001 «холодильники-морозильники бытовые, более 340 л» - 16,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,13 евро за 1 л;

·по коду 8418108001 «холодильники-морозильники бытовые, прочие» - 16% от таможенной стоимости, но не менее 0,156 евро за 1 л;

·по коду 8418219100 «холодильники бытовые, не более 250 л» - 14,7% от таможенной стоимости, но не менее 0,36 евро за 1 л;

·по коду 8418402001 «морозильники бытовые, не более 250 л» - 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,165 евро за 1 л.

          При этом с учетом внесения изменений в Единый таможенный тариф решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21.08.2015 №54, вступившего в силу с 20.09.2015, на дату таможенного декларирования товаров по декларациям за период с 20.09.2015 по 31.12.2015 ставка таможенной пошлины по коду 8418102001 «холодильники-морозильники бытовые, более 340 л» была установлена в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,13 евро за 1 л.

          Между тем 22.08.2012 вступил в силу Протокол от 16.12.2011, ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994» и установивший обязательства Российской Федерации, взятые в качестве условия ее присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

          Согласно Приложению II- Тариф РНБ для части I секции II (прочие товары) к названному Протоколу в отношении товаров, классифицируемых кодами 8418102001, 8418108001, 8418219100 ТН ВЭД ТС, установлены связанные ставки таможенных пошлин в размере 20% от таможенной стоимости на момент присоединения России к ВТО и 12% от таможенной стоимости, начиная с 2017 года (год окончания исполнения обязательств по данному коду). В отношении товаров, классифицируемых кодом 8418402001 ТН ВЭД ТС, установлены связанные ставки таможенных пошлин в размере 20% от таможенной стоимости на момент присоединения России к ВТО и 15% от таможенной стоимости, начиная с 2014 года (год окончания исполнения обязательств по данному коду).

          По смыслу Протокола от 16.12.2011 принцип «связывания» или «фиксирования максимальных уровней» ставок таможенных пошлин заключается в том, что страна - участница многосторонней торговой системы или присоединяющаяся сторона обязуется не повышать ставки таможенных пошлин выше заранее оговоренного уровня.

          Приложением II - Таблица ежегодных снижений ставок для части I, секции II (прочие товары) к этому же Протоколу установлены размеры ставок ввозных таможенных пошлин в отношении указанных классификационных кодов согласно обязательствам России по их ежегодному снижению. При этом первое снижение ставок пошлин должно произойти не позднее первого дня 13 месяца с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, а любые последующие снижения произойдут не позднее 12 месяцев после предыдущего снижения, то есть первое снижение определяется с 01.09.2013, а последующие с 01.09.2014 и с 01.09.2015, соответственно.

          Так, с 01.09.2014 ставка ввозной таможенной пошлины по коду 8418102001 должна составлять 16,7% от таможенной стоимости; по коду 8418108001 - 16,7% от таможенной стоимости или 16% от таможенной стоимости, но не менее 0,156 евро за 1 литр (в зависимости, что ниже); по коду 8418219100 - 14,7% от таможенной стоимости и по коду 8418402001 - 15% от таможенной стоимости.

          С 01.09.2015 ставка ввозной таможенной пошлины по коду 8418102001 была установлена в размере 15% от таможенной стоимости.

          Как установлено пунктом 1 статьи 1 Договора от 19.05.2011 «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», ратифицированного Федеральным законом от 19.10.2011 №282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» (далее – Договор от 19.05.2011), с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.

          С момента присоединения стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО (пункт 2 статьи 1 Договора от 19.05.2011).

          В соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого же Договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

          Права и обязательства, вытекающие из соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2 Договора от 19.05.2011).

          Из системного толкования названных норм права усматривается, что указанным Договором установлен приоритет положений соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий присоединения стороны к ВТО, над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза.

          Соответственно при различиях в ставках таможенных пошлин, установленных Протоколом от 16.12.2011 и Единым таможенным тарифом, применению подлежит ставка таможенной пошлины, установленная Протоколом.

          Анализ имеющихся в материалах дела таможенных деклараций показывает, что исчисление таможенных платежей при их подаче осуществлялось с применением комбинированных ставок, установленных Единым таможенным тарифом, что предполагает выбор большей из арифметических величин, полученных при расчете таможенной пошлины по адвалорной ставке (в процентах от таможенной стоимости) и по специфической ставке (в евро за 1 л объёма).

          Фактически по товарам №1 - №17 по ДТ №10714040/050115/0000072, по товарам №1 - №7 по ДТ №10714040/290115/0002316, по товарам №1-№2 по ДТ №10714040/030215/0002824, по товарам №1 - №4 по ДТ №10714040/110315/0006672, по товарам №1 по ДТ №10714040/160315/0006966, №10714040/300315/0008019 и №10714040/070415/0008805, по товарам №1 и №4 по ДТ №10714040/150715/0021656, по товарам №1 и №3 по ДТ №10714040/200715/0022383, по товарам №1 по ДТ №10714040/290715/0023912, №10714040/250815/0028108 и №10714040/310815/0028774, по товарам №1 и №3 по ДТ №10714040/010915/0028855, по товарам №1, №4 и №5 по ДТ №10714040/071015/0034086, по товарам №1 - №3 по ДТ №10714040/081015/0034318, по товарам №1 и №2 по ДТ №10714040/291015/0037180, по товарам №1 - №5 по ДТ №10714040/031115/0037681, по товару №2 по ДТ №10714040/061115/0038137, по товару №1 по ДТ №10714040/101115/0038660, по товарам №1, №4 и №5 по ДТ №10714040/011215/0041844 были применены специфические ставки – 0,13 евро за 1 л, 0,156 евро за 1 л , 0,36 евро за 1 л и 0,165 евро за 1л.

          Между тем, принимая во внимание, что в спорный период времени Протоколом от 16.12.2011 были установлены предельные величины ставок ввозных таможенных пошлин с учетом их поэтапного снижения в рамках применения соглашения ВТО, имеющие приоритет перед ставками Единого таможенного тарифа и вследствие использования которых размер таможенных платежей значительно отличался в меньшую сторону от платежей, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о необоснованности применения специфических ставок ввозных таможенных пошлин при декларировании спорных товаров по указанным декларациям.

          По изложенному суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при подаче ДТ №10714040/050115/0000072, №10714040/290115/0002316, №10714040/030215/0002824, №10714040/110315/0006672, №10714040/160315/0006966, №10714040/300315/0008019, №10714040/070415/0008805, №10714040/150715/0021656, №10714040/200715/0022383, №10714040/290715/0023912, №10714040/250815/0028108, №10714040/310815/0028774, №10714040/010915/0028855, №10714040/071015/0034086, №10714040/081015/0034318, №10714040/291015/0037180, №10714040/031115/0037681, №10714040/061115/0038137, №10714040/101115/0038660, №10714040/011215/0041844 общество необоснованно применило ставки таможенных пошлин в размере 0,13 евро за 1 л, 0,156 евро за 1 л, 0,36 евро за 1 л и 0,165 евро за 1 л, что привело к неверному (излишнему) исчислению таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в общей сумме 14708193,97 руб.

          Расчет излишне уплаченных таможенных платежей апелляционной коллегией проверен, ошибок не установлено, равно как не было выявлено ошибок и таможенным органом, что нашло отражение в письме от 04.04.2018 №13-05/06128 в ответ на запрос общества от 06.03.2018.

          При таких обстоятельствах у декларанта имелись законные основания для обращения в таможенный орган с заявлением от 16.10.2017 (вх. №2228 от 17.10.2017) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей вследствие неправильного исчисления таможенных пошлин по специфическим ставкам, повлекшее неправильное исчисление и налога на добавленную стоимость.

          Соответственно отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным декларациям, оформленный письмом от 17.11.2017 №13-05/26009, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы декларанта.

          Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для применения ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от установленных Единым таможенным тарифом, ввиду того, что на момент декларирования товаров по спорным декларациям ставки Единого таможенного тарифа не были приведены в соответствие с требованиями Протокола от 16.12.2011, судебной коллегией не принимается как противоречащий пункту 1 статьи 2 Договора от 19.05.2011, которым установлен приоритет положений соглашения ВТО над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

          Ссылки заявителя жалобы на то, что в настоящее время порядок действий таможенных органов в части применения ставок ввозных таможенных пошлин в рамках Протокола от 16.12.2011 не установлен, а, соответственно, таможенные платежи, исчисленные по ставкам Единого таможенного тарифа, не могут быть признаны излишне уплаченными, апелляционной коллегией также не принимаются, поскольку из системного толкования приведенных нормативных положений не усматривается, что действие Протокола от 16.12.2011 поставлено в зависимость от приведения Единого таможенного тарифа в соответствие с данным международным правовым актом.

          Из материалов дела усматривается, что обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в таможенный орган в порядке статьи 147 Закона №311-ФЗ с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей декларантом не пропущен.

          В этой связи, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, а также принимая во внимание разъяснения пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №18), коллегия считает избранный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав и законных интересов соразмерным допущенным нарушениям.

          Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что фактически требование декларанта об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей основано на ошибочном применении самим обществом при таможенном декларировании спорных товаров специфических ставок ввозных таможенных пошлин в размере 0,13 евро, 0,156 евро, 0,36 евро и 0,165 евро.

          В пункте 29 Постановления Постановление Пленума ВС РФ №18 разъяснено, что по смыслу части 2 статьи 147 Закона №311-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

          Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

          Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона №311-ФЗ срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.

          Материалами дела подтверждается, что общество по тексту своего заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 16.10.2017 (вх. №2228 от 17.10.2017) просило внести изменения в сведения, указанные в декларациях на товары №10714040/050115/0000072, №10714040/290115/0002316, №10714040/030215/0002824, №10714040/110315/0006672, №10714040/160315/0006966, №10714040/300315/0008019, №10714040/070415/0008805, №10714040/150715/0021656, №10714040/200715/0022383, №10714040/290715/0023912, №10714040/250815/0028108, №10714040/310815/0028774, №10714040/010915/0028855, №10714040/071015/0034086, №10714040/081015/0034318, №10714040/291015/0037180, №10714040/031115/0037681, №10714040/061115/0038137, №10714040/101115/0038660, №10714040/011215/0041844, в соответствии с приложенными корректировками, направленными на перерасчет таможенных пошлин, налогов.

          Таким образом, следует признать, что досудебная процедура, направленная на уменьшение ранее исчисленных таможенных платежей, и, как следствие, на представление документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных платежей по спорным ДТ, была обществом инициирована и соблюдена.

          Анализ документов, приложенных к заявлению о возврате таможенных пошлин, налогов по спорным декларациям, позволяет сделать вывод о том, что общество представило в таможенный орган документы (спорные ДТ, КДТ, платежные поручения), совокупная оценка которых свидетельствует об уплате таможенных платежей по товарам, классифицируемых по кодам 8418102001, 8418108001, 8418219100, 8418402001 ТН ВЭД ТС, в завышенном размере по сравнению с таможенными платежами, подлежащими уплате вследствие применения адвалорных ставок в размере 16,7%, 15% и 14,7% от таможенной стоимости товаров с 01.09.2014 и в размере 15% (по коду 8418102001) от таможенной стоимости товаров с 01.09.2015.

          С учетом изложенного следует признать подтвержденным факт излишней уплаты обществом таможенных платежей по спорным ДТ.

          Следовательно, заявленные обществом требования рассмотрены судом первой инстанции полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судебной коллегией не установлено.

          В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

          При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

          На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2018 по делу №А51-43/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.Н. Анисимова

Судьи

А.В. Гончарова

Г.Н. Палагеша