Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-4407/2022 |
сентября 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос»,
апелляционное производство № 05АП-5008/2022
на решение от 24.06.2022
судьи Л.П. Нестеренко
по делу № А51-4407/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа от 18.01.2022 №30383/1у/28,
при участии:
от ООО «Альбатрос»: представитель ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 27549), свидетельство о перемене имени, паспорт;
от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: ФИО2 представитель по доверенности от 17.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 18110), свидетельство о заключении брака, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (далее - заявитель, Общество, ООО «Альбатрос») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее - административный ответчик, УМС г.Владивостока, Управление), оформленного письмом №30383/1у/28 от 18.01.2022, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1676 кв.м., расположенного по адресу: <...> в районе д.20, для строительства склада; обязании УМС г.Владивостока принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1676 кв.м., расположенного по адресу: <...> в районе д.20, в целях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под строительство складов с видом разрешенного использования склады, складские помещения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 24.06.2022. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на доводах о незаконности оспариваемого в рамках настоящего спора отказа УМС г.Владивостока, ООО «Альбатрос» указывает, что подавая заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, указав, что просит сформировать земельный участок для целей проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, не возражая против иного варианта схемы расположения земельного участка, Общество тем самым определило свою позицию в инициировании Управлением процедуры образования земельного участка и обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, руководствуясь указанными в схемах ориентирами, прилагаемых к заявлению.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Управления в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
От Общества через канцелярию суда поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии заявления Общества об инициировании процедуры образования земельного участка от 30.06.2022, копии ответа УМС г.Владивостока от 25.07.2022 №15628/1у/28.
Судебная коллегия, совещаясь на месте, руководствуясь статьями 184, 185, 268 АПК РФ, определила отказать в удовлетворении ходатайства Общества о приобщении дополнительных документов ввиду отсутствия критерия бесспорной относимости к предмету спора.
Поскольку данные документы представлены в электронном виде, они не возвращаются заявителю (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"), но и судом во внимание не принимаются.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Общество с ограниченной ответственностью «Альбатрос» является собственником нежилого здания –лабораторного корпуса с кадастровым номером 25:28:000000:66380 по ул. Полтавская, 20 в г. Владивостоке, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:62928, и арендатором указанного земельного участка.
Право собственности и аренды зарегистрированы в установленном порядке, что отражено в соответствующих выписках из ЕГРН от 01.12.2017 и от 24.07.2020 № 99/2020/339758638.
22.12.2021 ООО «Альбатрос» обратилось в УМС г. Владивостока с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1676 кв.м на кадастровом плане территории, в районе ул. Полтавская, 20, в целях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, с указанием цели использования земельного участка: строительство складов, вид разрешенного использования: склады, складские помещения.
Письмом от 18.01.2022 № 30383/1у/28 Управление отказало Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок используется для эксплуатации объектов капитального строительства (складов), и приведя ссылку на норму права, не допускающую образование земельных участков, если это приводит к изломанности границ. Также ответчик указал, что если земельный участок образуется из земель населенных пунктов, то подготовка схемы его расположения не может быть обеспечена заинтересованным лицом. Кроме того, указал на нахождение земельного участка полностью в водоохранной зоне.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое решение Управления является мотивированным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке (подпункт 1).
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 39.11 Земельного участка, образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае спорная территория расположена в границах населенного пункта город Владивосток. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Так, в пункте 1 статьи 83 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, согласно которому в состав последнего вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Следовательно, на территории г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации), то подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка до утверждения проекта межевания территории заинтересованное лицо обеспечивать не вправе (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципами законодательства о градостроительной деятельности являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Как предусмотрено статьей 46 Градостроительного кодекса РФ, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, образование земельных участков для целей проведения аукционов по инициативе гражданина или юридического лица возможно исключительно при наличии утвержденного проекта межевания территории, поскольку именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков.
В спорной ситуации утвержденный проект межевания территории, на которой располагается испрашиваемый земельный участок, отсутствует.
Таким образом, до завершения территориального планирования в силу названных норм земельного и градостроительного законодательства схема испрашиваемого земельного участка утверждена быть не может, поскольку в данном случае образование испрашиваемого заявителем земельного участка должно осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории ввиду отнесения его к землям населенных пунктов.
Следовательно, является несостоятельной позиция Общества о том, что образование земельного участка в границах населенных пунктов может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в отсутствие утвержденного проекта межевания территории.
Подавая заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявитель указал, что просит сформировать земельный участок для целей проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка поскольку у него отсутствовала возможность инициировать формирование земельного участка органом местного самоуправления для последующей организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка иным способом, кроме тех, которые предусмотрены соответствующими административными регламентами.
Действительно, как следует из заявления ООО «Альбатрос», поданного в УМС г. Владивостока, оно составлено по форме, предусмотренной Административным регламентом предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2019 № 4506. Эта форма предполагает указание цели обращения с заявлением: раздел, объединение, аукцион.
Административным регламентом предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Подготовка аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2019 № 4507, предусмотрена форма заявления о подготовке аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, однако она используется для случаев проведения аукциона в отношении уже сформированных земельных участков. Это следует как из формы, предусматривающей обязательное указание кадастрового номера земельного участка, так и непосредственно из содержания муниципальной услуги.
Вместе с тем, анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что юридическое лицо вправе инициировать подготовку схемы расположения земельного участка в двух случаях: если земельный участок образуется для его предоставления этому юридическому лицу без проведения торгов и в случае, если земельный участок образуется для проведения аукциона по продаже земельного участка, расположенного за границами населенных пунктов. В иных случаях в силу пункта 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
С учетом изложенного суда апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку Обществу образуемый земельный участок без проведения торгов в порядке статьи 39.20 ЗК РФ предоставлен быть не может и он расположен в границах населенного пункта, подготовка схемы расположения земельного участка должна обеспечиваться органом местного самоуправления.
В данном случае инициировать подготовку схемы расположения земельного участка на основании пунктов 4, 5 статьи 11.10 ЗК РФ общество не вправе.
В рассматриваемой ситуации в целях приобретения испрашиваемого земельного участка в аренду на торгах заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об инициировании им процедуры образования земельного участка и обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка и в случае отказа обжаловать такие действия в судебном порядке.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, апелляционная инстанция, как и суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Земельное законодательство связывает возможность подготовки схемы заинтересованным лицом с предстоящим предоставлением земельного участка.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Вместе с тем, в письме от 18.01.2022 № 30383/1у/28 Управление ссылается на факт изломанности границ участка, фактическое использование участка для эксплуатации складов и нахождение участка в границах водоохранной зоны.
Таким образом, Управление следовало подпункту 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и не рассматривало вопрос о возможности формирования земельного участка в иных границах, коль скоро ООО «Альбатрос» просило именно утвердить схему расположения земельного участка согласно представленной схеме.
Доводы апеллянта о том, что, обращаясь в уполномоченный орган с заявлением, оно просило сформировать земельный участок для целей проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, не возражая против иного варианта схемы расположения земельного участка, коллегией не принимаются, поскольку не подтверждены документально. Текст заявления от 22.12.2021 такой информации не содержит.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа по существу соответствует положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2022 по делу №А51-4407/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.В. Понуровская |
Судьи | А.В. Гончарова О.Ю. Еремеева |