ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-442/07 от 02.07.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток

«13» июля 2007 г. Дело №   А51-442/2007 32-15

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 02.07.2007 Постановление в полном объеме изготовлено13.07.2007.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

в составе:

председательствующего:   В. А. Скокленевой,

судей:   Г.Н. Палагеша, Е.М. Попова,

при ведении протокола судебного заседания:   секретарем судебного заседания Абрамовой Е.В.

при участии:

от   МП «ЖЭУ» - представитель ФИО1, доверенность от 03.06.2006; паспорт 0503 №566341;

от   ДФ АПК – ФИО2, доверенность от 24/06-01 от 23.05.07, удостоверение №172;

от   УФК РФ по ПК – ФИО3, доверенность №11-27/17 от 15.01.2007, удостоверение №582;

от   Администрации муниципального образования Кавалеровский район – не явился, извещена надлежаще.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу:

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на   решение от 27.03.2007 по делу  А51-442/2007 32-15 Арбитражного суда Приморского края, принятое   судьей В.В. Овчинниковым

по иску   Муниципального предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление»

к   Администрации муниципального образования Кавалеровский район, департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю

о   взыскании 10524,89 рублей

установил:

  Муниципальное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление» обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к Администрации муниципального образования Кавалеровский район, финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю о взыскании 1 580 894 рублей 37 копейки расходов, связанных с предоставлением льгот населению, проживающему в Кавалеровском районе.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 09.01.2007 исковые требования по делу №А51-14980/2006 32-362 разъединены в отдельные производства, в связи с чем, в рамках настоящего дела рассматриваются требования о взыскании 10524 рубля 89 копеек, расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 – 2004. предусмотренных Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков 96536 рублей 06 копеек, в том числе 29575 рублей 65 копеек задолженности, возникшей ранее 2003 года и 66960 рублей 41 копейка за 2003, 2004 года. Ходатайство судом удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного суда Приморского края.

Решением от 27.03.2007 с Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия «Жилищно-эксплуатационного управления» 40424 рубля 89 копеек убытков. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, обжаловало его в порядке апелляционного производства. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита граждан, прав и обязанностей граждан – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; указывает на то, что предоставление льгот по оплате коммунальных услуг относится к вопросам социальной защиты; ссылается на статью 85 Бюджетного кодекса РФ совместно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов финансируются мероприятия социальной защиты населения. При этом не имеет значения то, что льгота установлена федеральным законом.

МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» в своем отзыве возразил относительно доводов апелляционной жалобы, считает их необоснованными и не соответствующими закону, а решение соответствующим обстоятельствам дела; пояснило, что свои обязательства по договору выполнило, но в результате представления льгот в 2003 – 2004 года, в ввиде50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг жителями МО Кавалеровский район. Подпадающих под действие Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». Понесло расходы за счет собственных средств, которые не компенсированы.

Департамент Финансов Администрации Приморского края в отзыве на апелляционную жалобу считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела и нет правовых оснований для отмены или изменения судебного решения.

Представитель Администрации Кавалеровского муниципального района в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта в силу следующего.

Из материалов дела судом установлено, что 21.04.2003 между Муниципальным предприятием «Жилищно-эксплуатационное управление» и Администрацией муниципального образования Кавалеровский район заключен договор №3 на возмещение расходов, связанных с реализацией льгот в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов РФ», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе героев Советского союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена славы», предметом которого является возмещение муниципальному предприятию выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот гражданам.

Из представленных документов (списков льготных категорий граждан, акта сверки от 15.02.2007, счетов-фактур) МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» в период 2003, 2004 предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам на основании Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

В результате предоставления в 2003-2004 г.г. льгот в виде 50-ти процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг жителями муниципального образования Кавалеровский район, подпадающими под действие Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» МП «Жилищно-эксплуатационное управление» понесло расходы за счет собственных средств.

Таким образом, в результате предоставления указанной льготы истцу причинены убытки в указанной сумме, некомпенсированные ему федеральными, краевыми, а также муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, коллегия пришла к следующему.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения ( в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно пункту 4 статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий. В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995 №154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Материалами дела установлено, все средства, предоставленные бюджету Приморского края для реализации ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» были распределены между муниципальными образованиями, в том числе Кавалеровскому району в 2003 году – 5489 тыс. рублей, в 2004 году – 6 341 тыс. рублей, однако указанных денежный средств оказалось не достаточно для возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2003 году муниципальное образование перечислило предприятию 761600 рублей, из которых сумма переплаты составила 221824 рубля 35 копеек и была засчитана предприятием в счет погашения задолженности за прошлый период. Таким образом убытки, за 2003 год у истца отсутствуют. В 2004 году Муниципальное образование Кавалеровский район перечислило предприятию 535 448,7 рублей.

МУ «Жилищно- эксплуатационное управление» предъявило требование о взыскании задолженности в сумме 29575 рублей 65 копеек за период ранее 2003 года и 66960 рублей за 2004 года.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ счета-фактуры, представленные платежные поручения и расчеты истца, первой инстанции правильно определил, что удовлетворению подлежит сумма в размере 40424 рублей 89 копеек, поскольку как следует из представленных документов истец при расчете суммы иска необоснованно исключил из оплаты сумму 26 535 рублей 52 копейки перечисленную в счет погашения расходов по предоставлению льгот.

Расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммуннальных услуг, возмещаются по муниципальному жилищному фонду в порядке, установленном субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона « О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» от 24.06.1999 №199-ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред должен возмещаться соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, повлекло возникновение убытков. В силу статьи 1071 Кодекса от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

На основании вышеизложенного, оснований для возложения ответственности на орган местного самоуправления, либо на субъект Российской Федерации, которые лишь осуществляли отдельные государственные полномочия в пределах переданных ему на эти цели финансовых средств, не имеется.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в 2003, 2004 годах истцом предоставлены льготы по оплате услуг ЖКХ, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» на сумму, не покрытую из федеральных средств. В связи с чем, суд первой инстанции правильно определил, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета РФ.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.03.2007 по делу №А51-444/2007 32-16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий В. А. Скокленева

Судьи Г.Н. Палагеша

Е.М. Попов