Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-4433/2018 |
10 августа 2018 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2018 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Смирновой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория света»
апелляционное производство № 05АП-5238/2018
на решение от 05.06.2018
судьи Н.А. Тихомировой
по делу № А51-4433/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория света» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения;
при участии:
от ООО «Лаборатория света»: представитель ФИО1 (по доверенности от 29.01.2017, сроком действия на 3 года, паспорт);
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края – не явился;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лаборатория света» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент) об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8698 в районе ул. Гагарина, 15 в г. Артеме для размещения сквера, оформленного письмом № 20/48906 от 29.12.2017 и обязании Департамента повторно рассмотреть заявление общества (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО «Лаборатория света» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8698, указанное в государственном кадастре недвижимости как «скверы, аллеи, бульвары», не противоречит градостроительному регламенту территориальной зоны П-1, поскольку оно лишь описывает и конкретизирует вид использования земельных участков (территорий) общего пользования.
Полагает также, что какие-либо доказательства установления санитарно-защитной зоны в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8698 в порядке, установленном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, отсутствуют.
Дополнительные доводы относительно невозможности предоставления обществу в аренду испрашиваемого земельного участка по причине отнесения его к территории общего пользования, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не могли послужить основанием для отказа в таком предоставлении, поскольку не были положены в обоснование оспариваемого отказа Департамента.
В судебном заседании представитель ООО «Лаборатория света» доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя департамента.
От Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поступил письменный отзыв, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 13.02.2015 на основании ходатайства ООО «Лаборатория света» распоряжением №649-па Администрацией Артемовского городского округа утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6 607 кв.м, местоположение: Приморский край, г.Артем, в районе ул.Гагарина, 15, категория земель: земли населенных пунктов; зона городского озеленения (Р-1); основной вид разрешенного использования: скверы, аллеи, бульвары.
Впоследствии земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:27:000000:8698.
25.08.2017 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в порядке пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные акты Российской Федерации» в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу вышеуказанного федерального закона) спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - для размещения сквера.
К заявлению были приложены копии постановления №649-па от 13.02.2015, кадастрового плана территории, схемы расположения земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление департамент установил, что согласно Генеральному плану Артемовского городского округа (карта функциональных зон городского округа), утвержденному постановлением администрации Приморского края от 07.07.2017 № 277-па, земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8698 расположен в функциональной зоне: производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур. Категория земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 №497 (в редакции от 28.07.2017) земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8698 расположен в территориальной зоне П-1 (производственная зона).
При этом разрешённое использование земельного участка - «скверы, аллеи, бульвары» - не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны П-1. Соответствующий вид разрешённого использования в территориальной зоне П-1 - «земельные участки (территории) общего пользования».
Кроме того было установлено, что весь испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, на территории месторождения и проявления полезных ископаемых (горючие ископаемые), на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера; часть площадью 5 198 кв. м - в границах зоны нормированных параметров авиационных шумов.
Учитывая изложенные обстоятельства, департамент посчитал невозможным принятие решения о предоставлении земельного участка, в связи с чем в предоставлении спорного земельного участка отказал. Решение оформлено письмом от 29.12.2017 № 20/48906.
Не согласившись с отказом департамента, посчитав его нарушающим права и интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) с 01.03.2015 признаны утратившими силу, в том числе нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которыми был установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Как указано выше, в отношении испрашиваемого земельного участка схема его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории утверждена 13.02.2015, т.е. до дня вступления в силу Закона №171-ФЗ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ установлено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Указанным пунктом также определено, что для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент.
Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 № 497 утверждены «Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа» (далее - Правила № 497).
Как следует из фрагмента карты функциональных зон городского округа, земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8698 расположен в территориальной зоне «Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры» (П-1).
В соответствии с выпиской из ЕГРН, видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8698 являются: скверы, аллеи, бульвары.
В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 11 статьи 1, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования.
Названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Указание общества на то обстоятельство, что разрешенное использование земельного участка, указанное в Государственном кадастре недвижимости как «скверы, аллеи, бульвары» не противоречит градостроительному регламенту территориальной зоны П-1, поскольку описывает и конкретизирует вид использования земельных участков (территорий) общего пользования, правового значения в рассматриваемом случае не имеет, с учетом особого правового режима, установленного Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ в отношении земель (территорий) общего пользования.
С учетом изложенного суд первой инстанции, констатировав, что спорный земельный участок относится к территории общего пользования, что само по себе исключает возможность его предоставления в аренду коммерческой организации для ведения уставной деятельности, пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа Департамента, оформленного письмом от 29.12.2017 № 20/48906 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Исследуя вопрос о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, коллегия также приходит к следующим выводам.
Сквер – это благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки.
Соответственно, размещение сквера по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования.
Благоустройство территории является деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
По правилам статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
С учетом изложенного, организация сквера на возмездной основе не является предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли, в связи с чем отказ в предоставлении спорного земельного участка не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия принимает во внимание, что данное обстоятельство, а также факт отнесения испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования не были основаниями для принятия оспариваемого отказа, между тем, исходит из того, что в рассматриваемом случае решается вопрос о принципиальной возможности предоставления указанного земельного участка обществу в испрашиваемых целях.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В связи с изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, согласно которому оспариваемое решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Спор разрешен судом в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО «Лаборатория света» из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2018 по делу №А51-4433/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Лаборатория света» из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру ПАО «Сбербанк России» от 02.07.2018.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | ФИО2 |
Судьи | О.Ю. Еремеева ФИО3 |