Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-4969/2019 |
15 октября 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено октября 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Анкувер»,
апелляционное производство № 05АП-6397/2019
на решениеот 11.07.2019
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу № А51-4969/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества «Анкувер» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 19.10.2018 № 15482, решения 19.10.2018 № 375, решения № 4 от 15.05.2018,
при участии:
от акционерного общества «Анкувер»: ФИО1, по доверенности от 09.08.2019 без права передоверия, сроком действия на 6 месяцев, удостоверение адвоката №1921 от 05.03.2012.
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю: ФИО2, по доверенности от 31.10.2018 №04-17/55504 сроком действия на 1 год, служебное удостоверение ур 019486, диплом всв 0380573; ФИО3, по доверенности от 17.01.2019 №04-17/01943 сроком действия на 1 год, служебное удостоверение ур 019496, диплом ДВС 1299745.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Анкувер" (далее по тексту – общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (далее по тексту – налоговый орган, инспекция, МИ ФНС № 12) от 19.10.2018 №15482 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решения от 19.10.2018 № 375 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и решения от 19.10.2018 № 4 "Об отмене частично решения о возврате полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащей возмещению".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик указывает, что решение основано на письме ФНС России от 19.04.2018 №СД-4-3/7484@, которое нормативным актом не является и может рассматриваться только как рекомендация.
Считает, что в рассматриваемом деле подлежал применению пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Порядок заполнения декларации по НДС за 1 квартал 2018 года регулировался Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, который не предусматривал никаких правил заполнения декларации и заявления вычетов налоговыми агентами, перечисленным в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что Приказом ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@ в Порядок заполнения декларации внесены изменения, аналогичные письму от 19.04.2018 №СД-4-3/7484@, не означает, что налогоплательщик неправильно заполнил декларацию, поскольку указанный Приказ от 28.12.2018 обратной силы не имеет и применяется начиная с предоставления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
МИ ФНС № 12 с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддержанном её представителями в судебном заседании апелляционной инстанции.
Из материалов дела судом установлено.
04.05.2018 АО "Анкувер" была представлена в налоговый орган по месту учета уточенная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2018 года.
МИ ФНС № 12 проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, в ходе которой налоговым органом выявлены расхождения в контрольных соотношениях данных по декларации с данными книг покупок и продаж, а именно:
- сумма налога, исчисленная с реализации по ставке 18% и отраженная по строке 3_200_3 в разделе 3, составила 15 684 руб., однако в разделе 9 «Сведения из книги продаж» к данной декларации указано 47 649 586 руб.;
- налоговые вычеты отражены только по строке 4_030 в разделе 7 в сумме 63 828 363 руб., в то время как в разделе 8 «Сведения из книги покупок» сумма налоговых вычетов составила 101 452 505 руб., то есть налоговые вычеты в сумме 34 015 502 руб. самостоятельно налогоплательщиком не отражены ни по одному из разделов (в том числе раздел 3) налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года.
Установив данные расхождения, инспекция направила в адрес налогоплательщика требование от 10.05.2018 № 106906, в котором сообщила о выявленных расхождениях и рекомендовала внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.
В ответ на указанное требование заявитель пояснил причины расхождения в контрольных соотношениях тем, что это связано с особенностями заполнения налоговой декларации в связи с выполнением обязанностей налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации и отражением в разделе 8 и 9 декларации по НДС регистрационных записей по счетам-фактурам продавцов с КВО 41, 42, 43, 44 согласно письму ФНС России от 16.01.2018 №СД-4-3/480@, изменения в декларацию заявителем не внесены.
Исходя из положений подпункта 25 пункта 2 статьи 149, пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, приведенных в письме ФНС России от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@ «О порядке заполнения налоговой декларации по НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации», налоговый орган пришел к выводу, что обществом суммы, относящиеся к реализации лома и отходов черных и цветных металлов в разделе 3 декларации не отражены (ни в части суммы НДС с реализации, ни в части налоговых вычетов), чем нарушены приведенные выше нормы, вследствие чего инспекция пришла к выводу о занижении исчисленного с реализации налога на сумму 47 633 902 руб.
Соответственно, сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, уменьшена налоговым органом и определена в размере 16 178 777 руб. исходя из следующего расчета (63 828 363 руб. (налоговые вычеты по подтвержденной ставке 0%) - 47 633 902 руб. (сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3 по данным налоговой проверки) - 15 684 руб. (сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3 по данным налогоплательщика)).
Указанные обществом в разделе 8 данные о налоговых вычетах в сумме 34 015 502 руб., относимые к спорным операциям реализации лома, инспекцией при исчислении итоговых сумм по декларации во внимание не приняты и не учтены со ссылкой на то, что предъявление налога к вычетам относится к праву налогоплательщика, а самостоятельно заявителем указанная сумма вычетов в разделе 3 декларации не отражена.
По результатам проверки составлен акт от 20.08.2018 № 63372, в котором инспекция отразила вывод о неверном заполнении обществом декларации по НДС в части отражения заявителем, как налоговым агентом, операций по приобретению и реализации лома металлов, повлекшее занижение исчисленного НДС с реализации по разделу 3 в сумме 47 633 902 руб.
По результатам рассмотрения акта, представленных заявителем возражений, инспекцией принято решение от 19.10.2018 № 54476 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым установлено занижение налога с реализации на сумму 47 633 902 руб. и, как следствие, излишнее предъявление к возмещению из бюджета НДС в указанной сумме.
Также 19.10.2018 инспекцией принято решение № 375 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению", согласно которому АО "Анкувер" отказано в возмещении НДС в сумме 47 633 902 руб. и решение № 4 об отмене частично решения от 15.05.2018 № 20 о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в размере 47 633 902 руб.
Не согласившись с данными решениями, обществом подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 20.12.2018 № 13-09/45518@ решения инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемые решения налогового органа не отвечают требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения налогового органа, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции правомерно при рассмотрении дела руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признан утратившим силу подпункт 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем с 01.01.2018 реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС.
Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога.
Налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта, определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.
Из материалов дела следует, что АО "Анкувер" осуществляет заготовку лома и отходов черных и цветных металлов, его переработку и реализацию на экспорт готовой продукции (алюминиевая чушка), является плательщиком НДС, и не является плательщиком НДС, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, соответственно, в силу пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации обязано исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента, а также согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость утвержден Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок).
Федеральной налоговой службой в связи с изменениями, внесенными в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, изданы Письмо от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ "О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации", и Письмо от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@ «О порядке заполнения налоговой декларации по НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно данным разъяснениям сумма налога, исчисленная налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, а также вычеты сумм налога, указанные в пунктах 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, отражаются в соответствующих строках разделов 3, 8 и 9 налоговой декларации по НДС.
Одновременно ФНС России указала, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленные налоговыми агентами при приобретении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, используемых для производства и (или) реализации сырьевых товаров на экспорт, производятся в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В этой связи вычеты сумм налога по операциям реализации сырьевых товаров отражаются в разделах 4, 5, 6 налоговой декларации по НДС соответственно.
Раздел 2 налоговой декларации заполняется в случае, если налоговые агенты не являются налогоплательщиками НДС или являются налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога, указанные в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при заполнении декларации по НДС за 1 квартал 2018 года следовало руководствоваться Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, а также письмами ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ и от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@.
То обстоятельство, что соответствующие изменения, касающиеся порядка заполнения декларации налоговыми агентами, предусмотренными пунктом 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, внесены только Приказом ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@, который применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года, не означает, что на момент представления декларации за 1 квартал 2018 года имелись какие-то противоречия и неясности в порядке заполнения декларации. В связи с чем оснований для применения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации коллегия не усматривает.
Так, из материалов дела следует, что спорная декларация представлена обществом 04.05.2018, следовательно, общество не лишено было возможности руководствоваться письмами ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ и от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@, которые в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены и были доступны для неопределенного круга лиц на сайте ФНС России nalog.ru.
Одновременно, судебная коллегия принимает во внимание, что изменения, внесенные Приказом ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@, в Приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ касаются лишь порядка заполнения декларации по НДС, сама форма декларации не изменилась. При этом, указанные изменения соответствуют разъяснениям, изложенным в письмах ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ и от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@.
Если обществу, как налоговому агенту, не ясно было как правильно отразить в декларации за 1 квартал 2018 года операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов и соответствующие налоговые вычеты, оно в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации имело право обратиться в налоговую инспекцию по месту своего учета и получить от налогового органа бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о порядке заполнения налоговой декларации.
Более того, руководствуясь статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция в ходе камеральной проверки сформировала и направила в адрес общества по ТКС требование № 106906 от 15.05.2018, в котором сообщила о выявленных расхождениях, указала строки и графы налоговой декларации, в которых выявлены расхождения, привела контрольное соотношение данных граф, а также рекомендовала внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.
Между тем, общество своим правом внести изменения в представленную декларацию не воспользовалось.
Выявленные налоговой инспекцией расхождения в представленной обществом 04.05.2018 декларации, в частности о том, что сумма налога, исчисленная с реализации по ставке 18% и отраженная по строке 3_200_3 в разделе 3, составила 15 684 руб., однако в разделе 9 «Сведения из книги продаж» к данной декларации указано 47 649 586 руб., повлекли занижение исчисленного с реализации налога на 47 633 902 руб. (47 649 586 руб. - 15 684 руб.).
С учетом изложенного, сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, уменьшена налоговым органом на основании сведений из книги продаж и составила 16 178 777 руб. (63 828 363 руб. (налоговые вычеты по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена) - 47 633 902 руб. (сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3 по данным налоговой проверки) – 15 684 руб. (сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3 по данным налогоплательщика)).
То обстоятельство, что в разделе 8 «Сведения из книги покупок» сумма налоговых вычетов составила 101 452 505 руб., не означает, что инспекция при камеральной проверке должна была учитывать именно эту сумму вычетов, так как по строке 4_030 в разделе 7 в представленной декларации общество заявило право на вычет НДС только в сумме 63 828 363 руб., налоговые вычеты в сумме 34 015 502 руб. самостоятельно налогоплательщиком не отражены ни по одному из разделов (в том числе разделе 3) налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Таким образом, применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.
С учетом изложенного, решение МИ ФНС № 12 от 19.10.2018 №15482 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" соответствует налоговому законодательству, в связи с чем судом правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что решением № 20 от 15.05.2018, принятым в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, АО "Анкувер" был возмещен в заявительном порядке НДС в сумме 63 812 679 руб., заявленный в декларации за 1 квартал 2018 года, то установив в ходе камеральной проверки вышеизложенные нарушения заполнения декларации, повлекшие неправомерное возмещение НДС в сумме 47 633 902 руб., налоговая инспекция обоснованно в соответствии с положениями пункта 3 статьи 176 и пункта 15 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации одновременно с решением №15482 от 19.10.2018 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" вынесла решение № 375 от 19.10.2018, которым отказала в возмещении НДС в сумме 47 633 902 руб., и решение № 4 от 19.10.2018 об отмене частично решения № 20 от 15.05.2018 о возврате полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, в размере 47 633 902 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных АО "Анкувер" требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.07.2019 по делу №А51-4969/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Пяткова |
Судьи | Е.Л. Сидорович Т.А. Солохина |