ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-5524/2023 от 31.01.2024 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-5524/2023

января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено января 2024 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А.Щёлкиным,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,

апелляционное производство № 05АП-7983/2023

на решение от 15.11.2023

судьи О.А.Жестилевской

по делу № А51-5524/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Балт Карго Трейд» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Балт Карго Трейд» - представитель ФИО1, по доверенности от 10.01.2022, сроком действия по 31.12.2025, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 363/5-19),      

от  Владивостокской таможни – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Балт Карго Трейд» (далее – заявитель, общество, ООО «Балт Карго Трейд») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее- таможня, таможенный орган) от 08.03.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10702070/150521/0137954, после выпуска товаров.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.11.2023 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Владивостокской таможни от 08.03.2023 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары №10702070/150521/0137954 как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

            Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.11.2023, таможня просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «Балт Карго Трейд». В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованный вывод суда первой инстанции о том, что непредставление ответа на запрос само по себе не является основанием считать происхождение товар не подтвержденным противоречит подпункту 4 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС. Соответственно, по результатам нового контроля, основанного на запросе о верификации спорных сертификатов, ответ на который не был получен в установленный законом срок, имеются безусловные основания для внесения изменений в декларации на товары после выпуска, направленных на доначисление антидемпинговой пошлины.

            ООО «Балт Карго Трейд», в представленном суду письменном отзыве на апелляционную жалобу, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласился, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просило суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

            Владивостокская таможня, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей,  в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу  в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

15.05.2021 ООО «Балт Карго Трейд» от имени и по поручению ООО «Три Мира» в рамках исполнения контракта от 21.01.2021 № IET21-2101 в счет поставки по инвойсу от 12.03.2021 № PYCY200118 с использованием средств электронного декларирования, во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни в целях помещения бесшовных труб, горячедеформированных, круглого поперечного сечения из коррозионной стали, код ТН ВЭД ЕАЭС 7304 49 930 9, страна происхождения -Индонезия, под таможенную процедуру «Выпуска для внутреннего потребления» подана декларация на товары № 10702070/150521/0137954.

В графе 16 «Страна происхождения» было указано «Республика Индонезия», а в графе 36 «Преференция» по ввезенным товарам заявителем в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенной декларации» заявлены коды «ОООО-ОО», что означает, что льготы по уплате таможенной пошлины, НДС и таможенных сборов не запрашиваются.

В рамках системы управления рисками, в целях установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, таможенным органом в адрес общества направлены запросы о предоставлении документов, подтверждающих страну происхождения товаров. В связи с предоставлением оригинала сертификата о стране происхождения товара 16.05.2021 товар, задекларированный по ДТ №10702070/150521/0137954, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Владивостокской таможней на основании статьи 326 ТК ЕАЭС проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров по результатам которой 27.02.2023 составлен акт проверки № 10702000/213/270223/А0233.

В ходе проверки установлено, что в отношении товара, задекларированного в ДТ №10702070/150521/0137954 согласно Решению № 218, применяется антидемпинговая мера.

В ходе проверки таможенным органом установлено, что от ООО «Три мира» представлен сертификат о происхождении товара формы «В» №0011686/JKS/2021.

В рамках проверочных мероприятий в целях подтверждения факта выдачи сертификата о происхождении товара от 10.05.2021 № 0011686/JKS/2021 и достоверности содержащихся в нем сведений, на основании пункта 29 Непреференциальных правил ФТС России направлен запрос в Офис Кота Администрации Джакарта Селатан Республики Индонезия (от 14.06.2022 № 06-1 15/33339).

В ходе контрольных мероприятий таможня установила, что ввезенный товар по спорным ДТ по своему наименованию и классификационному коду аналогичен товару, указанному в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 №65 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза», и попадает под действие антидемпинговой меры.

На момент проведения проверки (февраль 2023 года) ответ от Республики Индонезия не поступил. В связи с изложенным, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара формы В от 10.05.2021 № 0011686/JKS/2021 не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товара (Республика Индонезия), задекларированного в ДТ №10702070/150521/0137954 считается неподтвержденным.

            Установленные в ходе проверки факты послужили основанием для принятия таможенным органом на основании подпункта «б» пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289, решения от 08.03.2023 о внесении изменений  и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.

            На основании данного решения Владивостокская таможня направила ООО «Балт Карго Трейд» уведомление от 15.03.2023 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №10210000/У2023/0002086 на общую сумму 904129,83руб.

            Не согласившись с указанным решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было удовлетворено.

            Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.

            На основании пунктов 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

            Согласно подпункту 1 пункта 1, пункту 3 статьи 105 Кодекса при таможенном декларировании применяется декларация на товары, которая используется при помещении товаров под таможенные процедуры.

            Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС.

            Так, в декларации на товары подлежат указанию сведения о происхождении товаров, об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 4, 5, 9 пункта 1 статьи 106 Кодекса).

            К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы о происхождении товаров (подпункт 5 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).

            В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Кодекса определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.

             Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).

            Пунктом 1 статьи 31 Кодекса определено, что сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

            Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

            В силу пункта 1 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), на таможенной территории Союза применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.

            Для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Комиссией (пункт 2 статьи 37 Договора о ЕАЭС).

            В развитие указанных норм права решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49 утверждены Непреференциальные правила.

            Согласно пункту 3 названных Правил происхождение товара подтверждается одним из следующих документов о происхождении товаров: 1) декларация о происхождении товара; 2) сертификат о происхождении товара.

            На основании пункта 21 Непреференциальных правил сертификат оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению.

            Пунктом 2 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение №2 к Непреференциальным правилам) предусмотрено, что сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.

            Сертификат должен содержать сведения о наименовании страны происхождения товара (пункт 1 пункта 5 Требований).

            В случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей», «for non-preferential purposes» или «a des fins non preferentielles» (пункт 8 Требований).

            При этом в силу пункта 9 Требований наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.

            Пунктом 25 Непреференциальных правил предусмотрено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).

            По правилам пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

            Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт  2 статьи 314 Кодекса).

            Происхождение товара считается неподтвержденным, если государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи (подпункт 4 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС).

            Как установлено пунктом 29 Непреференциальных правил, при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что сертификат не выдавался или содержит недостоверные сведения, а также в целях проведения выборочной проверки таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат.

            К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата.

            В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации в целях проведения выборочной проверки.

            Пунктом 30 Непреференциальных правил установлено, что ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган государства-члена ЕАЭС в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса.

            По правилам пункта 1 статьи 71 ТК ЕАЭС при введении в Союзе мер защиты внутреннего рынка в виде специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин такие пошлины подлежат уплате в порядке, установленном настоящим Кодексом.

            Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты (пункт 2 статьи 71 Кодекса).

            Исчисление и уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в порядке, установленном настоящим Кодексом для исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой и Договором о Союзе (пункт 3 статьи 71 ТК ЕАЭС).

            Как установлено пунктом 2 статьи 48 Договора о ЕАЭС, решение о применении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры, об изменении или об отмене специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры либо о неприменении меры принимает Евразийская экономическая комиссия.

            Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер осуществляется на условиях и в порядке согласно приложению №8 к настоящему Договору (пункт 3 статьи 48 Договора о ЕАЭС).

            В силу пункта 100 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение №8 к Договору о ЕАЭС) антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли экономики государств - членов.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.12.2019 № 218 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении горячедеформированных бесшовных труб из коррозионностойкой стали, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее - Решение № 218) в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза бесшовных труб круглого поперечного сечения из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 650 мм включительно, изготовленных методом горячей деформации, происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 7304 49 100 0, 7304 49 930 1, 7304 49 930 9, 7304 49 950 1, 7304 49 950 9 и 7304 49 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС применяется антидемпинговая пошлина в размере от 15,50% от таможенной стоимости.

            В соответствии с Решением Коллегии Евразийского экономической комиссии от 09.04.2013 № 65 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» установлено, что в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза холоднодеформированных, бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии, классифицируемых кодами 7304 41 и 7304 41 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС, применяется антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в размерах согласно приложению к Решению Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 65.

            Таким образом, представление сертификата происхождения товаров, заполненного (оформленного) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), является обязательным требованием для подтверждения заявленной страны происхождения на этапе декларирования товаров, иначе происхождение товаров считается неподтвержденным. Если происхождение товаров считается неподтвержденным, льгота при уплате антидемпинговой пошлине не предоставляется.  

            Из материалов дела усматривается, что обществом на таможенную территорию ЕАЭС по ДТ №10702070/150521/0137954 ввезены товары «бесшовные трубы, горячедеформированных, круглого поперечного сечения из коррозионной стали, код ТН ВЭД ЕАЭС 7304 49 930 9.

            Как следует из материалов дела, таможенным органом в ходе проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров установлено, что происхождение товара не подтверждено, поскольку ответ на направленный таможней запрос от Республики Индонезия не поступил. В связи с изложенным, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара формы В от 10.05.2021 № 0011686/JKS/2021 не рассматривался таможней в качестве документа о происхождении товара и происхождение товара (Республика Индонезия), задекларированного в Д Т №10702070/150521/0137954 считается неподтвержденным.

            Основанием принятия оспариваемого решения от 08.03.2023 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров послужило неполучение таможней ответа на запрос о верификации спорного сертификата.

            Судом установлено, что сертификат о происхождении товара формы «В» от 10.05.2021 № 0011686/JKS/2021 выдан Офисом в Кота Администрация Джакарта Селатан Республики Индонезия, находящемуся по адресу: JL. PRAPANCA RAYA NO. 9 BLOK С LT. 7 KEBAYORAN BARU, JAKARTA SELATAN.

Согласно Списку органов (организаций) стран-пользователей Официальным органом в Кота Администрация Джакарта Селатан является SukuDinasKoperasi, UsahaMikro, KecilDanMenengahSertaPerdaganganKotaAdministrasiJakartaSelatan (MunicipalityOfficeInKebayoranВаш), расположенный по адресу: JL. Prapanca Raya No. 9 Blok С Lt. 7 Kebayoran Baru, Jakarta Selatan. В то же время согласно представленному таможенным органом списку международных почтовых отправлений от 15.06.2022 № 101 письмо ФТС России от 14.06.2022 № 06-115/33339 направлено по адресу: JL. PRAPANCA RAYA NO. 9 BLOK С LT. 8 RT.ll/RW.l PETOGOGAN KEC.KBY.BARU, KOTA JAKARTA SELATAN, DAERAH KHUSUS IBUKOTA JAKARTA 12160, INDONESIA. Учитывая различие в адресе уполномоченного органа, по которому таможенным органом был направлен соответствующий запрос, суд первой инстанции верно признал обоснованными доводы общества об отсутствии надлежащих доказательств направления соответствующего запроса.

            Согласно подпункту 4 части 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях: государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

            Действительно, как указал ответчик, согласно пункту 2 статьи 314 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров. 

            В соответствии с пунктом 2 статьи 315 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из происхождения товаров, подтвержденного в соответствии с главой 4 ТК ЕАЭС, с учетом положений статьи 314 ТК ЕАЭС. В случае, если не представляется возможным определить происхождение товаров в связи с отсутствием документов о происхождении товаров, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товаров того же кода ТН ВЭД (если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков) либо товаров, входящих в группировку (если коды товаров в соответствии с ТН ВЭД определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10).

            В ходе рассмотрения дела судом установлено, что общество представило сертификат о происхождении товара Индонезии по форме "В" от 10.05.2021 № 0011686/JKS/2021, подтверждающий происхождения товаров в Индонезии. Какие-либо недостатки и несоответствия правилам оформления и выдачи сертификатов, либо иные сведения, позволяющие усомниться в его действительности таможенным органом установлены не были. Представленный заявителем пакет документов в отношении товара, в том числе экспортная декларация, соотносятся со сведениями, указанными в сертификате.

            Вопреки доводам апелляционной жалобы,  отсутствие достоверных доказательств направления таможенным органом запроса о верификации сертификата в надлежащий орган по надлежащему адресу (месту его нахождения) не может свидетельствовать о предоставлении декларантом недостоверных сведений в отношении происхождения товара и возлагать на него дополнительные финансовые обязательства в виде доначисления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

            Сам факт выборочной проверки спорных сертификатов в отсутствие обоснованных сомнений о подлинности сертификатов формы «А», оформленных непреференциальных целей, и неполучение в ходе такой проверки ответа на запрос о верификации не может служить основанием для неподтверждения страны происхождения товаров.

            Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что положениями пункта 32 Непреференциальных правил допускается проверка факта выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений с использованием таможенными органами государств-членов электронных баз данных, создаваемых уполномоченными органами и размещаемых на соответствующем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

            Возможность проверки сертификата о происхождении товара посредством использования электронной базы данных учитывается при принятии таможенным органом государства-члена решения о необходимости направления запроса о верификации.

            С учетом изложенного следует признать, что установленная Непреференциальными правилами возможность проверки подлинности спорных сертификатов посредством направления запроса о верификации не является единственным способом верификации происхождения товаров и не носит безусловный подтверждающий характер.

            В развитие указанных нормативных положений на официальном сайте Евразийской экономической комиссии размещена информация о применяемых странами-пользователями электронных базах данных. В частности, для Республики Индонезия определен соответствующий сайт уполномоченного органа: http://e-ska.kemendag.go.id, посредством которого каких-либо противоречий в представленных обществом сертификатах не выявлено.

            В этой связи отсутствие ответа от уполномоченного органа Республики Индонезии на запрос ФТС России по истечении шести месяцев не может служить безусловным доказательством неподтверждения страны происхождения товаров по спорным ДТ, а равно основанием для непринятия сертификатов формы, оформленных для непреференциальных целей, в качестве документов, подтверждающих происхождение товаров из Республики Индонезия.

            Довод таможенного органа о том, что декларантом не подтверждена страна происхождения товаров, в связи с чем, таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, противоречит действующему законодательству.

            Согласно пункту 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным:

            1) ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе;

            2) специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе;

            3) в отношении товара применяются иные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависит от происхождения товаров, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе.

            Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены иные последствия неподтвержденности страны происхождения товаров, чем перечисленные в п. 6 ст. 314 ТК ЕАЭС, которая не содержит указаний о невозможности применения первого метода таможенной оценки.

            Более того, согласно пункту 34 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49, такое основание для вывода о неподтвержденности страны происхождения товаров как непредставление ответа уполномоченным органом на запрос о верификации, в пункте 34 отсутствует.

            Доказательств того, что сертификат происхождения является недействительным, таможня не представила. Поскольку общество представило все необходимые, имеющиеся в его распоряжении в силу закона, и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную им таможенную стоимость ввезенного товара, само по себе непредставление части запрошенных таможней документов не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не является рассматриваемом случае достаточным основанием для принятия оспариваемого решения о внесении изменений в сведения, заявленные в спорной ДТ.

            Доводы таможенного органа об отсутствии контрагента заявителя в базе экспортеров республики Индонезия со ссылкой на письмо от 20.12.2022 №S373/BC.05/2022 правомерно не принято судом во внимание в связи с отличием наименования индонезийской компании.

            В отсутствие доказательств недостоверности предоставленных при декларировании товара документов либо заявленных в них сведений, а также доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, либо условий, влияние которых не может быть учтено, суд признает соблюденными обществом требования пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС к формированию цены сделки

            Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

            Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.

            В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

            Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

            С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

            На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.11.2023  по делу №А51-5524/2023  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

А.В. Пяткова

Е.Л. Сидорович