ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-6016/20 от 16.09.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-6016/2020

23 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства газоснабжения и энергетики Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-5032/2020

на решение от 27.07.2020

судьи В.В. Краснова

по делу № А51-6016/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Агентства газоснабжения и энергетики Приморского края (ИНН 2540187967, ОГРН 1122540012100)

к Контрольно-счетной палате Приморского края (ИНН 2540178592, ОГРН 1122540000670)
о признании незаконным представления от 10.01.2020 № 02-01/22,

при участии:

от Агентства газоснабжения и энергетики Приморского края: Секретарёв Р.В. по доверенности от 26.05.2020, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома авс № 0139783 от 13.06.1997;
от Контрольно-счетной палаты Приморского края: Домнич И.Г. по доверенности №01-29/19 от 21.08.2019, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, диплом вса № 0308778 от 13.02.2006;

УСТАНОВИЛ:

           Агентство газоснабжения и энергетики Приморского края (далее – заявитель, Агентство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате  Приморского края (далее – заинтересованное лицо, Контрольно-счетная палата) о признании незаконным представления от 10.01.2020 № 02-01/22.

           Решением суда от 27.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

           Агентство, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

           В доводах жалобы оспаривает вывод суда относительно пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

           13.01.2020 представление Контрольно-счетной палаты Приморского края направленно в Агентство в форме электронного документа не в подлинном виде, то есть на бумажном носителе в указанный документ 13.01.2020 не поступал, и, соответственно срок оспаривания представления не начал течь, поскольку согласно части 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению должен прилагаться текст оспариваемого акта, решения, который 13.01.2020 в Агентстве отсутствовал.

           В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ (в ред. от 25.12.2019) «О контрольно-счетной палате Приморского края» Агентство 15.01.2020 обратилось в Законодательное Собрание приморского края с целью досудебного урегулирования возникших разногласий и обжалования результатов контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой Приморского края в ноябре - декабре 2019 года.

           18.02.2020 получен ответ от Законодательного Собрания Приморского края о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Приморского края решение коллегии Контрольно-счетной палаты Приморского края можно оспорить в судебном порядке. В соответствии с пунктом 2.1.5. Положения о министерстве государственно-правового управления Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.10.2019 №634-па 04.02.2020 Агентство с целью получения консультативной помощи при подготовке искового заявления обратилось в министерство государственного правового управления Приморского края (прилагается).

           В соответствии с должностными регламентами, подготовка проекта соответствующего заявления в Арбитражный суд являлась обязанностью главного консультанта отдела газификации и газоснабжения Агентства Осипенко Ю.С., которая в период с 17.03.2020 по 02.04.2020 находилась в ежегодном отпуске, в период с 03.04.2020 по 10.04.2020 находилась на больничном. По взаимозаменяемости, в случае отсутствия на рабочем месте Осипенко Ю.С., её должностные обязанности должна была исполнять Белоцкая Н.А., которая в связи с эпидемиологической обстановкой в Приморском крае работала удалённо, и, не имея доступа к документам, не могла подготовить и подать в суд заявление своевременно.

           Штатная численность отдела газификации и энергосбережения Агентства - 5 человек, из которых один находился на больничном и двое в апреле 2020 года работали удалённо (прилагается), что препятствовало своевременной подаче документов.

           Также Агентство отмечает, что в апреле 2020 года в Арбитражном суде Приморского края по объективным обстоятельствам был приостановлен приём документов через канцелярию суда, что внесло коррективы в деятельность участников арбитражного процесса.

           В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) указано, что сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

           По существу требований заявитель жалобы указывает, что Агентство не нарушало нормы действующего законодательства, указанные в представлении.

           Фактический объем реализованного сжиженного газа, как за весь период предоставления субсидии, так и в помесячной разбивке, не превышает объема потребления сжиженного газа, рассчитанного по нормативу. Объем предоставленной субсидии не превышает объема лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на указанные цели в отчетном периоде.

           При расчете норматива использовалась площадь жилых помещений, использующих сжиженный газ в отчетном периоде, без учета квартир с нулевыми показаниями.

           Представитель Агентства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

           Представитель заинтересованного лица на доводы жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

           Из материалов дела судом установлено, что в соответствии со статьей 1 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края» Контрольно-счетная палата Приморского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Приморского края (далее - Законодательное Собрание) и ему подотчетным. Агентство газоснабжения и энергетики Приморского края в силу постановления Администрации Приморского края от 3 октября 2019 г. №632-па является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере газоснабжения и газификации, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Приморского края.

           Агентство является правопреемником департамента энергетики Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 №547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края».

           В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Приморского края на 2019 год, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 07.11.2019 №43 проведено контрольное мероприятие «Проверка обоснованности и результативности использования бюджетных средств, направленных на подпрограмму № 1 «Создание и развитие системы газоснабжения Приморского края» на 2013 – 2021 годы государственной программы Приморского края «Энергоэффективность, развитие  газоснабжения и энергетики в Приморском крае» на 2013- 2021 годы. Оценка эффективности и результативности деятельности департамента энергетики Приморского края по исполнению государственной программы Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае», а также расходов краевого бюджета на нее за 2016-2018 годы и истекший период 2019 года в департаменте энергетики Приморского края.

           По результатам контрольного мероприятия КСП составлен акт от 24.12.2019, в котором указано на нарушение Агентством положений Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий газоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления максимального уровня розничных цен на сжиженный газ, реализуемый в период отопительного сезона из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения Приморского края, проживающего в многоквартирных домах, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 27.03.2018 № 127-па (далее - Порядок №127-па), выраженное в безосновательном получении субсидии за отопительные сезоны 2017-2019 в размере 771 289,97 руб., рассчитанной по фактическому потреблению сжиженного газа, реализованного газоснабжающей организацией, без учета превышения нормативов потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета на индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений, установленных постановлением Администрации Приморского края от 28.06.2010 № 227-па. (пункты 6.2, 7 и 8 Порядка).

           Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных  мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

           Согласно пункту 15 Порядка №127-па Департамент обеспечивает соблюдение газоснабжающими организациями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий.

           В случае нарушения условий, целей, порядка, установленных при предоставлении субсидий, а также недостижения показателей результативности, установленных соглашением о предоставлении субсидий, газоснабжающие организации обязаны осуществить возврат субсидий в краевой бюджет (пункт 16 Порядка).

           Требование о возврате субсидии в краевой бюджет направляется газоснабжающей организации Департаментом в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушения.

           Выявив в ходе проверочных мероприятий нарушения порядка предоставления субсидии, КСП на основании статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 16 Закона Приморского края от 04.08.2011 №795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края» внесло Агентству газоснабжения и энергетики Приморского края представление от 10.01.2020 № 02-01/22, в котором предложила принять меры, направленные на возврат в краевой бюджет неправомерно  предоставленной субсидии на общую сумму 771 289,97 руб., а также на предупреждение и исключение указанных нарушений при предоставлении субсидий.

           Не согласившись с преставлением, указывая, что оно нарушает права Агентства в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

           Обжалуя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований по мотиву пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, указывает на то, что 13.01.2020 представление Контрольно-счетной палаты Приморского края направленно в Агентство в форме электронного документа, т.е. не в подлинном виде. На бумажном носителе указанный документ 13.01.2020 не поступал, и, соответственно срок оспаривания представления не начал течь, поскольку согласно части 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению должен прилагаться текст оспариваемого акта, решения, который 13.01.2020 в Агентстве отсутствовал.

           Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

           В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

           Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

           Согласно буквальному смыслу части 4 статьи 198 АПК РФ АПК РФ для исчисления процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

           Указанный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 №1908-О.

           Таким образом, часть 4 статьи 198 АПК РФ связывает начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.

           Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2019 №941-па, утверждена Инструкции по делопроизводству в Правительстве Приморского края, органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края (далее – Инструкция).

           Согласно пункту 3.2.1 Инструкции доставка документов в государственные органы, подразделения осуществляется средствами почтовой, фельдъегерской и электрической связи, а также посредством использования ГИС «Региональная система межведомственного электронного документооборота» (далее - ГИС «РСМЭД»), государственные органы, подразделения получают свою корреспонденцию в отделении связи либо посредством РСМЭД и регистрируют ее самостоятельно в системе электронного документооборота (пункт 3.3.2).

           В государственных органах Приморского края создаются и используются, в том числе, электронные документы, создаваемые в  электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе (пункт 8.2 Инструкции).

           При применении электронного документооборота в Правительстве Приморского края и государственных органах, подразделениях отделом СК ведутся базы данных служебной корреспонденции Правительства Приморского края.

           Согласно подпункту 3.3.20 Инструкции рассмотрение документов должно производиться руководителями государственных органов, подразделений в день их поступления. Указание по исполнению документа дается в форме резолюции должностного лица в системе электронного документооборота.

           Согласно пункту 5.19 Инструкции по делопроизводству, при создании в ГИС «РСМЭД» документа, включающего в себя информацию о ходе исполнения контролируемых документов, в регистрационно-контрольной карточке данного документа делается ссылка на регистрационный номер документа, на который дается ответ. Информация о ходе исполнения контролируемых документов и поручений также вносится государственными органами, подразделениями, ответственными за их исполнение, в виде отчетов об исполнении в РСМЭД.

           В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63- ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

           Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

           Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи.

           В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона №6-ФЗ нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона №63-ФЗ (пункт 2 статьи 6 Закона № 63-ФЗ).

           Судом установлено, что представление №02-01/22 датировано 10.01.2020 и создано в форме электронного документа, бумажный носитель которого в адрес Агентства не высылался.

           Из карточки регистрации документа следует, что представление зарегистрировано Агентством в ГИС «РСМЭД» 13.01.2020 входящий номер № 45-54.

           Согласно карточке регистрации документа (входящий номер №45- 54), в разделе «Исполнение документа» указана резолюция руководителя А.Л. Леонтьева «Осипенко Ю.С. – в работу». В разделе «Исполнение документа» карточки регистрации документа сформирован отчет: «ИСП: Осипенко Ю.С. (10.02.2020); документы во исполнение: 01-27/226» (где 01- 9 А51-6016/2020 27/226 – входящий номер Контрольно-счетной палаты, регистрирующий письмо Агентства о мерах, принимаемых во исполнение представления Контрольно-счетной палаты – от 10.02.2020 №45/349).

           Оценив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представление направлено Агентству и получено им 13.01.2020 посредством «РСМЭД».

           Таким образом, факт получения заявителем электронного документа 13.01.2020 подтверждается карточкой регистрации документа и не оспаривается Агентством. Следовательно, о существовании и содержании оспариваемого представления Агентству стало известно при его получении от Контрольно-счетной палаты 13.01.2020, т.е. течение срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, началось 14.01.2020 (часть 4 статьи 113 АПК РФ), а днем его окончания является 13.04.2020 (статья 114 АПК РФ).

           Как следует из материалов дела, с  заявлением в суд Агентство обратилось 14.04.2020 посредством системы электронного документооборота «Мой Арбитр», то есть с пропуском трехмесячного срока для оспаривания ненормативного правового акта на один день. Ходатайство о восстановлении срока Агентством не заявлялось.

           Отклоняя доводы жалобы, коллегия принимает во внимание, что в рассматриваемом случае возможность электронного документооборота в отношениях, связанных с осуществлением Контрольно-счетной палатой Приморского края и Агентством своих функций предусмотрена Инструкцией, реквизиты электронного документа удовлетворяют требованиям статьи 6 Закона №63-ФЗ.  

           Вопреки доводу апелляционной жалобы, досылка подлинного документа (на бумажном носителе) в данном случае не требуется.

           Как указано в абзаце 5 пункта 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной (кассационной) жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица.

           В этой связи, ссылка в жалобе на то, что один из сотрудников Агентства находился на больничном, а двое в апреле 2020 года работали удалённо, что препятствовало своевременной подаче документов подлежит отклонению поскольку не является уважительной причиной пропуска срока.

           Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части установления нерабочих дней не распространяются на органы государственной власти субъектов РФ, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов (пункт 4 Указа Президента РФ от 25.03.2020 №206»).

           Кроме того, согласно абзацу 15 раздела I(ответ на вопрос № 2) Обзора №1 от 21.04.2020 Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.

           В силу части 2 статьи 9 АПК РФ, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

           Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом (статья 115 АПК РФ). Бесспорных доказательств, препятствующих обратиться с настоящим требованием в арбитражный суд в установленный законом срок, Общество не представило.

           В силу статьи 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных этим Кодексом.

           Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

           Пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 №18306/10, от 06.11.2007 № 8673/07, от 31.10.2006 № 8837/06, от 19.04.2006 № 16228/05).

           В этой связи, отказ суда в удовлетворении заявленных требований по мотиву пропуска срока, соответствует фактическим обстоятельствам дела.

           Принимая во внимание, что нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.07.2020  по делу №А51-6016/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова