ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-6355/17 от 23.08.2017 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-6355/2017

30 августа 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 23 августа 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2017 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего В.В. Рубановой,

судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Арсеньевского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-5469/2017

на решение от 13.06.2017

судьи Н.А. Галочкиной

по делу № А51-6355/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Администрации Арсеньевского городского округа                       (ИНН 2501002228, ОГРН 1022500508073)

к обществу с ограниченной ответственностью «Искра» (ИНН 2501017351, ОГРН 1142501000729)

о взыскании 600 000 рублей

при участии: стороны не явились,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Арсеньевского городского округа (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Искра» (далее – ООО «Искра») о взыскании в доход бюджета Арсеньевского городского округа 600 000 руб.

Решением от 13.06.2017 суд первой инстанции отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке апелляционного производства.

В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что ссылки суда первой инстанции на то, что межведомственной комиссией при администрации не принималось решение о возврате субсидии, является необоснованными, поскольку указанная комиссия участником бюджетного процесса, ответственным за эффективное использование бюджетных средств,  не является. Также апеллянт указал на то, что материалами уголовного дела в отношении Родиной Т.Н., действовавшей от имени ООО «Искра», подтверждается представление недостоверных сведений при получении субсидии.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу администрации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

14.11.2014 ООО «Искра» подало заявку в Межведомственную комиссию при Администрации Арсеньевского городского округа по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на получение гранта в размере 600 000 руб. на организацию детской игровой площадки.

Согласно пункту 1.1 протокола № 3 от 05.12.2014 межведомственной комиссией приня­то решение о предоставлении за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки ООО «Искра» на сумму 600 000 руб.

17.12.2014 между Арсеньевским городским округом  (Администрация) и ООО «Искра» (Получатель) заключен договор № 11 о предоставлении за счет средств городского округа  субсидий  субъектам малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, производящим  и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, и микрофинансовым институтам, обеспечивающим доступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам, сроком действия до 31.12.2017.

Согласно пунктам 1, 2 указанного Договора предметом договора является предоставление Получателю – субъекту малого или среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, производящему и (или) реализующему товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка РФ и (или) экспорта, или микрофинансовому институту, обеспечивающему доступ  малых и  средних предприятий к финансовым ресурсам - финансовой поддержки из средств бюджета городского округа в  форме субсидии на возмещение затрат (планируемых или фактически произведенных) субъектов МиСП, связанных с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимате­ля, началом предпринимательской деятельности, в виде грантов для выполнения следую­щих планируемых целевых показателей: количество рабочих мест - 4, размер среднемесячной заработной платы на 1 работающего - 13 000 рублей.

Субсидия предоставляется на основании постановления администрации Арсеньевского городского округа «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа» на 2014-2017 годы» от 27.11.2013             № 988-па, в соответствии с пунктом 2.1.1 Приложения № 3 Программы.  

Размер субсидии (гранта) составляет 600 000 рублей (пункт 2.1.1 Договора)

Платежным поручением № 704099 от 19.12.2014 администрацией на расчетный счет общества перечислены денежные средства в размере              600 000 руб.

В 2015 году межведомственной комиссией принято решение об  изменении целевого назначения гранта у ООО «Искра» при условии организации детского отдыха и в помещении, и на открытой площадке (пункт 1 протокола межведомственной комиссии от 24.04.2015 № 2).

Из содержания заявления администрации следует, что 11.11.2016 в адрес администрации Арсеньевского городского округа от прокурора                    г. Арсеньева поступило представление об устранении нарушений закона. В указанном представлении прокурор указал, что 15.07.2016 СО МО МВД России «Арсеньевский» возбуждено уголовное дело № 583002 в отношении Родиной Т.Н. по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 УК РФ, по факту того, что в декабре 2014 года Родина Т.Н., будучи директором ООО «Искра», с целью получения субсидии представила в администрацию Арсеньевского городского округа заведомо ложные сведения и документы, на основании которых МВК было принято решение предоставить ООО «Искра» субсидию в размере 600 000 руб.

17.11.2016 состоялось заседание межведомственной комиссии по повестке дня о соблюдении ООО «Искра» в 2014 году Порядка предоставления субсидий. Комиссией установлено, что предприятие осуществляет заявленный при регистрации вид экономической деятельности (ОКВЭД 92.72); целевые показатели (создание 4 рабочих мест и установление среднемесячной зарплаты в размере 13 000 руб.) исполняются, что подтверждается отчетом предприятия за 9 месяцев 2016 года в                     ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края». Требование порядка о финансировании затрат за счет собственных средств в размере не менее 15% (обязательное для получения гранта) исполнено, что подтверждено, затраты предприятия прилагаются (затраты, связанные с регистрацией предприятия и началом предпринимательской деятельности, в т.ч. уплата  госпошлины, открытие и ведение счета в банке, изготовление печати, изготовление раздаточного материала на защиту бизнес-плана, на подготовку пакета документов в составе заявки, а также на подготовку арендуемого помещения под размещение детской площадки).

По итогам голосования по вопросу о возврате в бюджет Арсеньевского городского округа единовременной субсидии, полученной ООО «Искра» в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа» на 2014-2017 годы» комиссия большинством голосов приняла решение оставить единовременную субсидию, полученную ООО «Искра» в рамках муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа» на 2014-2017 годы» в распоряжении субъекта – получателя поддержки.

При этом 17.11.2016 администрация обратилась к обществу с претензией исх. № 4155-15, по тексту которой предложила ООО «Искра» в течение 10 дней с момента получения настоящей претензии возвратить в бюджет Арсеньевского городского округа полученную по договору субсидию в виде финансовой поддержки в сумме 600 000 руб.

Письмом от 28.11.2016 № 32  ООО «Искра» сообщило  администрации о том, что основания для возврата в бюджет Арсеньевского городского округа субсидии, полученной по договору в виде финансовой поддержки в сумме 600 000 руб.,  отсутствуют.

01.03.2017 вновь состоялось заседание межведомственной комиссии, в том числе по вопросу о принятии решения о возврате гранта ООО «Искра». При этом комиссия большинством голосов приняла решение оставить единовременную субсидию, полученную ООО «Искра» в рамках муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа» на 2014-2017 годы» в распоряжении субъекта-получателя поддержки.

Полагая, что денежные средства в размере 600 000 руб., предоставленные обществу в качестве субсидии, подлежат возврату обществу, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федеральный закон от 24.07.2007                        № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 3 настоящей статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013 - 2017 годы», руководствуясь статьями 49, 51 Устава Арсеньевского городского округа, администрация Арсеньевского городского округа постановлением от 27.11.2013 № 988-па утверждена муниципальная программа Арсеньевского городского округа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа» на             2014 - 2017 годы.

Приложением № 3 к муниципальной программе установлен Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Россий­ской Федерации и (или) экспорта, и микрофинансовым институтам, обеспечивающим до­ступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам (далее – Порядок).

В соответствии с указанным Порядком субсидии предоставляются: субъектам МиСП, не получившим в текущем финансовом году аналогичной финансовой поддержки в максимально установленном размере в соответствии с государственными программами поддержки предпринимательства, реализуемыми на территории Приморского края, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, в том числе с целью: возмещения части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных) субъектов МиСП, связанных с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в виде грантов (далее соответственно - начало предпринимательской деятельности, грант, получатель гранта).

В случае нарушения указанных в Договоре условий, установленных при предоставлении и (или) использовании субсидии, субъекты МиСП обязаны осуществить возврат субсидии в бюджет городского округа (пункт 22 Порядка).

В соответствии с пунктом 22.1 Порядка субъект МиСП - получатель финансовой поддержки приглашается на заседание МВК для дачи пояснений о причинах, повлекших за собой нарушение, и его последствиях. Заслушивается информация получателя финансовой поддержки (его представителя по доверенности, третьих лиц), рассматриваются документы, представленные в Отдел не менее чем за 2 дня до начала заседания.

Приглашенные должны быть извещены в письменной форме не менее чем за 3 дня до заседания МВК.

Пунктом 22.2 Порядка установлено, что изучив все обстоятельства дела, МВК:

- принимает решение: Возвратить в бюджет Арсеньевского городского округа в полном объеме единовременную субсидию, полученную в рамках программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа на 2014 - 2017 годы»;

- принимает решение: Оставить единовременную субсидию, полученную в рамках программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа на 2014 - 2017 годы», в распоряжении субъекта - получателя поддержки в полном объеме.

Решение принимается простым большинством голосов, оформляется протоколом.

Возврат субсидии производится субъектом МиСП в течение десяти рабочих дней со дня получения Требования. В случае неисполнения субъектом МиСП Требования возврат субсидии осуществляется в судебном порядке (пункты 23, 24 Порядка).

Согласно пункту 3.2 договора № 11 от 17.12.2014 порядок и условия предоставления и (или) использования субсидий для субъектов МиСП, а также порядок их возвратаопределены Приложением № 3 к Муниципальной программе «Раз­витие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа» на 2014 - 2017 годы - Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Россий­ской Федерации и (или) экспорта, и микрофинансовым институтам, обеспечивающим до­ступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам.

Пунктом 2.2.4 Договора предусмотрено, что в случае нарушения порядка и условий предоставления и (или) использования субсидий субъекты МиСП обязаны осуществить возврат субсидии  в полном объеме в бюджет городского округа.

Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что 16.12.2015 ООО «Искра» отчиталось о расходовании средств гранта на общую сумму 619 тыс. руб. (детская игровая площадка 406 тыс. руб., полупромышленная сплит-система 155 тыс. руб., игровые шарики                        58,6 тыс. руб.). Документы проверены следственным отделом, установлена их подлинность.

Указанные сведения содержатся в докладе на комиссию, подготовленном начальником управления экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа.

Также в указанном докладе содержится указание на то, что регулярно в целях проверки исполнения договоров получаелями субсидий запрашивается информация в налоговых и фондах о рабочих местах и уровне заработной платы. К дате заседания комиссии (01.03.2017) на предприятии работает 4 человека, за 9 месяцев текущего года среднемесячная заработная плата составила 12 254 руб.

Таким образом, целевые показатели - создание 4 рабочих мест и установление среднемесячной за­работной платы в размере 13 000 руб. исполняются, что подтверждается отчетом пред­приятия за 9 месяцев                  2016 года в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федера­ции по Арсеньевскому городскому округу Приморского края.

Более того, как уже указывалось выше, межведомственная комиссия решений о возврате обществом спорной суммы субсидии не принимала, а напротив принимала решения оставить единовременную субсидию, полученную ООО «Искра» в рамках муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа» на 2014-2017 годы» в распоряжении субъекта-получателя поддержки (протоколы от 17.11.2016 № 4, от 01.03.2017 № 1).

При изложенных обстоятельствах коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования администрации.

Довод апеллянта о том, что межведомственная комиссия не является участником бюджетного процесса, ответственным за эффективное использование бюджетных средств, в связи с чем тот факт, что ею не принималось решение о возврате субсидии, не имеет значения, отклоняется апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае спорная субсидия предоставлена ООО «Искра» по решению межведомственной комиссии и ее возврат в случае нарушения указанных в Договоре условий, установленных при предоставлении и (или) использовании субсидии, в соответствии с Порядком также разрешается указанной комиссией.

При этом в рассматриваемом случае материалами дела факты нарушения условий использования предоставленной обществу субсидии не установлены, равно как и нарушения условий ее предоставления.

Ссылка администрации на уголовное дело, возбужденное в отношении Родиной Т.Н., которыми, по ее мнению, доказан факт предоставления недостоверных сведений при получении субсидии, не принимается апелляционным судом, поскольку постановлением от 14.12.2016 уголовное дело в отношении Родиной Т.Н. прекращено, а в силу части 4 статьи 69            АПК РФ только вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.

Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, администрацией не представлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанциии удовлетворения апелляционной жалобы.

Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы администрация  освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2017  по делу №А51-6355/2017  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

В.В. Рубанова

Судьи

Л.А. Бессчасная

Т.А. Солохина