Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-6406/2016 |
26 сентября 2016 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2016 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Михайловского муниципального района Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-6482/2016
на решение от 06.07.2016
судьи О.А. Жестилевской
по делу № А51-6406/2016 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации Михайловского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации Михайловского сельского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: ФИО1
об обязании передать помещение,
при участии:
от истца: ФИО2, доверенность от 16.09.2016, сроком до 31.12.2017, служебное удостоверение;
от ответчика: ФИО3, доверенность от 01.10.2015, сроком на 1 год, паспорт;
третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Администрация Михайловского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Михайловского сельского поселения, просит обязать Администрацию Михайловского сельского поселения передать в собственность Михайловского муниципального района квартиру № 58, расположенную в доме № 5 в квартале № 1 села Михайловки Михайловского района Приморского края (далее – спорная квартира).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.07.2016 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Михайловского муниципального района Приморского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 06.07.2016 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на применение судом первой инстанции закона, не подлежащего применению в рассматриваемом споре, отмечает проблемность урегулирования действующим краевым законодательством права администрации муниципального района относительно формирования перечня подлежащего передаче имущества, настаивает на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, обжалуемое решение просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возразил. Обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, законом Приморского края от 24.12.2007 №170-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Михайловским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Михайловского муниципального района» квартира № 58, расположенная в доме № 5 в квартале № 1 села Михайловки Михайловского района Приморского края была передана из муниципальной казны Михайловского муниципального района в Михайловские сельское поселение для исполнения полномочий по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (в редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшей на момент передачи муниципального имущества).
Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ внесены изменения в статью 14 Закона, согласно которым обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к компетенции муниципального района, в связи с чем жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда были переданы в казну муниципального района в соответствии с Законом Приморского края от 05.05.2015 №620-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Михайловского муниципального района и Михайловским муниципальным районом», однако спорная квартира в соответствии с указанным законом в муниципальную собственность районе передана не была.
Право собственности Михайловского сельского поселения на жилое помещение квартира общей площадью 44,4 кв.м, расположенную по адресу: <...> зарегистрировано 25.01.2016 согласно свидетельства о государственной регистрации права от указанной даты.
Поскольку спорное имущество не было передано ответчиком в собственность Михайловского муниципального района в добровольном порядке, истец, ссылаясь в обоснование заявленных требований на положения статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положения пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2014 №122-ФЗ, полагая, что спорное имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность Михайловского муниципального района в процессе разграничения муниципального имущества, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов РФ, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов РФ и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта РФ о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта РФ.
В Приморском крае разграничение имущества между сельскими поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется в соответствии с Законом № 447-КЗ от 27.06.2014.
Указание судом первой инстанции иного нормативного акта (Закона Приморского края от 15.02.2008 №194 КЗ), являясь формальным указанием на не подлежащий применению нормативный акт, тем не менее не привело к принятию неверного по сути решения.
Согласно статьей 2 Закона № 447-КЗ перечни муниципального имущества, передаваемого в порядке разграничения между сельскими поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, формируются главой сельского поселения и оформляются согласно приложению к настоящему Закону.
Сформированные перечни направляются главой сельского поселения в представительный орган сельского поселения и главе муниципального района, в состав которого входит сельское поселение, для согласования (часть 1 статьи 3 Закона № 447-КЗ). Если по представленному на согласование перечню у органов местного самоуправления имеются возражения или замечания, спорные объекты исключаются из перечня и согласовываются только те объекты, по которым ни у одной из сторон нет замечаний (статья 4 Закона № 447-КЗ).
Согласно статье 6 Закона № 447-КЗ споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством РФ.
Аналогичную норму содержит абзац 6 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ.
С учетом отсутствия урегулирования в нормативном порядке последствий изначального не включения тех или иных объектов в спорные перечни, формируемые главой сельского поселения, истцом, полагающим спорную квартиру подлежащей передаче в его собственность как помещение жилищного фонда социального использования, избран надлежащий способ защиты.
Вместе с тем апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ, введенного в действие с 01.03.2005, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных Правилами.
Согласно пункту 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с указанными Правилами.
Постановлением Администрации Михайловского сельского поселения от 22.06.2011 № 70-па спорная квартира переведена в жилищный фонд специализированного использования со статусом жилое помещение маневренного фонда.
Таким образом, из материалов дела следует, что спорная квартира, являющаяся как на момент принятия постановления от 22.06.2011 № 70-па, так и в настоящее время муниципальной собственностью сельского поселения, была отнесена к служебному жилью в установленном порядке, в силу чего не может рассматриваться в качестве подлежащего передаче помещения жилищного фонда социального использования в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ.
Доказательств неправомерности перевода спорного помещения из фонда социального использования в специализированный жилищный фонд в материалы дела не представлено, нарушений требований установленных Правилами не выявлено, постановление от 22.06.2011 № 70-па не оспорено и не признано незаконным.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно разъяснениям пункта 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.07.2016 по делу №А51-6406/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.Б. Култышев |
Судьи | Д.А. Глебов ФИО4 |