ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-762/20 от 30.09.2020 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-762/2020

02 октября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2020 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер-ДВ»,

апелляционное производство № 05АП-4109/2020

на решение от 11.06.2020

судьи Ю.А.Тимофеевой

по делу № А51-762/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер-ДВ» (ИНН 2502032673, ОГРН 1062502018721)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Приморскому краю (ИНН 2540088123, ОГРН 104250438326129.08.2002)

о признании незаконным и отмене решения от 31.12.2019 №23,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Лидер-ДВ»:

Юрченко Л.А. по доверенности от 10.04.2020, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение адвоката;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Приморскому краю:

Головачева С.В. по доверенности от 01.09.2020, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, копия диплома двс № 0182987 от 20.07.2000;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лидер-ДВ» (далее –заявитель, налогоплательщик, общество, ООО «Лидер-ДВ») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю (далее – ответчик, налоговый орган, Инспекция) №23 от 31.12.2019 «о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств».

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2020 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.06.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно справке об имуществе, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, его стоимость по состоянию на 30.12.2019 составила сумму, значительно превышающую сумму недоимки по решению от 27.12.2019 №2. Налоговый орган, не запросив у налогоплательщика данных о стоимости принадлежащего имущества и руководствуясь устаревшими сведениями, вынес решение о приостановлении расходных операций, что нарушило права и интересы общества.

Налоговый орган по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенного к материалам дела, а также поддержанного в судебном заседании представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка деятельности ООО «Лидер-ДВ» за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю 27.12.2019 принято решение №2 от 27.12.2019 «О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение», в соответствии с которым обществу доначислено 34 160 959,80 руб., в том числе:

- налоги – 22 882 547 руб.,

- пени – 11 210 218,80 руб.

- штраф - 68 194 руб.

ООО «Лидер-ДВ» 24.05.2019 п/п №138, 139 произвело частичную оплату начисленных сумм НДС за 3 и 4 квартал 2014 года в общем размере 9 985 938 руб., на которую соответственно уменьшилась общая сумма доначислений по решению от 27.12.2019 №2, общая сумма задолженности составила 24 175 019,80 руб.

С 30.04.2019 согласно Приказу УФНС России по Приморскому краю от 29.04.2019 №01-01-03/107@ функциональные обязанности по применению процессных мер взыскания, предусмотренных ст. ст. 46, 47, 69, 76, 77 НК РФ и по применению п. 10 статьи 101 НК РФ ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Приморского края, независимо от места их учета в налоговых инспекциях Приморского края, переданы Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю.

МИФНС России №13 по Приморскому краю в рамках предоставленных этому налоговому органу полномочий и функций по данным федерального информационного ресурса «АИС Налог» установлено принятие в отношении ООО «Лидер-ДВ» Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю решения №2 от 27.12.2019 с отражением начислений в общей сумме 34 160 959,80руб., из которых 22 882 547руб. налогов, 11 210 218,80руб. пени и 68 194руб. штрафа. Также Межрайонной ИФНС РФ №13 по Приморскому краю также учтена произведенная налогоплательщиком ранее оплата в 9 958 938руб. по НДС, сумма долга по принятому решению сформировала задолженность в размере 24 175 019,80руб.

Оценивая возможность принятия мер по обеспечению исполнения вынесенного решения, налоговый орган исходил из имеющейся в его распоряжении на 31.12.2019 информации об имуществе заявителя и стоимости такого имущества. При этом следует принимать во внимание нахождение ООО «Лидер-ДВ» на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем заявитель освобожден от уплаты налога на имущество, декларацию по этому налогу не подает, отчетность представляется в виде упрощенной бухгалтерской отчетности, которая содержит усеченные ( по сравнению с бухгалтерской отчетностью организаций на обычной системе налогообложении) сведения в своем составе. Федеральные информационные ресурсы, доступ к которым имеет налоговый орган, такие сведения (в том числе отражающие балансовую стоимость имущества заявителя) не содержат.

На дату 31.12.2019 налоговый орган располагал отчетностью заявителя по УСН за 2017, 2018г. Актуальными данными о составе имущества и его балансовой стоимости на дату 31.12.2019 налоговому органу представлено не было и этими сведения инспекция не располагала.

На дату 31.12.2019 в распоряжении налогового органа в части обладания сведениями о составе имущества заявителя и его балансовой стоимости имелась «справка об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности» ООО «Лидер-ДВ» по состоянию на 18.10.2018, предоставленная заявителем 09.07.2019 в адрес Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю на дату окончания выездной налоговой проверки.

Иных документов, подтверждающих актуальные сведения о составе имущества и его балансовой стоимости (или сведения об имуществе по состоянию на более приближенную дату к дате рассмотрения вопроса ответчиком о принятии обеспечения исполнения решения) в обоих налоговых органах не было, заявителем не представлено.

Ответчиком в результате сопоставления приведенных сведений об имуществе и его балансовой стоимости, указанного в справке по состоянию на 18.10.2018, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговой службы, установлено, что по состоянию на 31.12.2019 имущество, принадлежащее ООО «Лидер-ДВ», которое подпадает под критерии, обозначенные в п.10 ст.101 НК РФ, имеется в количестве и балансовой стоимостью на сумму 15 626 232 руб.

В целях предупреждения рисков неуплаты дополнительно начисленных сумм обязательных платежей по результатам налоговой проверки Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю вынесено решение от 31.12.2019 №2.7/2019-19 о принятии обеспечительных мер в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества на сумму 15 626 232руб. и приостановления расходных операций по счетам в ПАО «Сбербанк России» филиал Приморское отделение №8635 банках в сумме, не покрытой арестованным имуществом, что составляет 8 548 787руб. (24 175 019,8руб. – 15 626 232руб.).

Решение от 31.12.2019 №2.7/2019-19 направлено в адрес ООО «Лидер-ДВ» почтовой службой Почта России 15.01.2020 и получено обществом 22.01.2020.

Во исполнение принятого решения от 31.12.2019 №2.7/2019-19 о принятии обеспечительных мер Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю 31.12.2019 в порядке ст. 76 НК РФ принято решение №23 о приостановлении в ПАО «Сбербанк России» филиал Приморское отделение №8635 расходных операций по расчетному счету № 40702810450330102686 на сумму 8 548 787,80 руб.

Решение от 31.12.2019 №23 направлено в ПАО «Сбербанк России» почтой 15.01.2020, получено банком 20.01.2020. Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю у ООО «Лидер-ДВ» письмом от 10.01.2020 №11-17/00118@, то есть после принятия оспариваемого решения от 31.12.2019, запрошена информация о балансовой и остаточной стоимости недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений, с также стоимость иного имущества, сырья и материалов, готовой продукции. 16.01.2020 Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю от ООО «Лидер-ДВ» получена справка о стоимости имущества, принадлежащего обществу, по состоянию на 30.12.2019, которая в этот же день 16.01.2020 передана в адрес Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю письмом от 16.01.2020 №11-08/00696 дсп @.

Исходя из полученной справки, Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю установлено, что стоимость имущества ООО «Лидер -ДВ» по состоянию на 30.12.2019, которое подпадает под критерии п.10 ст.101 НК РФ, составляет размер 38 750 975 руб., что больше начисленных и подлежащих уплате по решению №2 от 27.12.2019 сумм задолженности, а также больше балансовой стоимости имущества, сведениями о котором ответчик располагал из имеющихся у него документов на момент принятия решения от 31.12.2019 №2.7/2019-19.

По получении 16.01.2019 от Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю справки о составе и балансовой стоимости имущества по состоянию на 31.12.2019, в этот же день 16.01.2020 Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю внесены изменения в решение от 31.12.2019 №2.7/2019-19 о принятии обеспечительных мер в части запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества стоимостью 24 175 тыс.руб., то есть на полную сумму задолженности по решению по проверке.

Одновременно 16.01.2020 Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю принято решение №23/1 об отмене приостановления операций по счетам. В связи с отменой решения о приостановлении операций по счетам ответчиком 16.01.2020 в адрес ПАО «Сбербанк России» направлено письмо от 16.01.2020 №2.7-07/00178 о возврате решения от 31.12.2019 №23 и отсутствием необходимости его исполнения, отправление получено банком 21.01.2020.

ООО «Лидер-ДВ» самостоятельно 20.01.2020 и 27.01.2020 произвело уплату доначисленных сумм по решению Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю от 27.12.2019 №2, в связи с чем 28.01.2020 Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю принято Решение №2.7/2019-19/1 об отмене обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа.

Полагая, что действия ответчика по принятию решения №23 от 31.12.2019 по приостановлению операций по счетам в банке не соответствуют налоговому законодательству, заявитель 21.01.2020 обжаловал указанное решение в УФНС России по Приморскому краю.

Решением УФНС России по Приморскому краю от 21.02.2020 в удовлетворении жалобы обществу было отказано.

Полагая, что решение инспекции №23 от 31.12.2019 по приостановлению операций по счетам в банке нарушает законные права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходил из того, что не доказана совокупность признаков несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве Инспекции на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу управления - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

В силу вышеуказанной нормы решение о принятии обеспечительных мер может быть принято в любое время после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до дня исполнения указанного решения либо до дня его отмены вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами могут быть, в том числе запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Учитывая правовую природу обеспечительных мер, принимаемых в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ (принимаются до вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем носят исключительный характер, их применение должно быть обоснованным и может быть обусловлено действиями налогоплательщика, направленными на то, чтобы в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не было затруднено), если решение о принятии обеспечительных мер было принято при отсутствии достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и взыскание недоимки, пеней и штрафов, такое решение должно быть отменено.

Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 этого пункта (абзац 3 подпункт 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ).

Из буквального толкования статьи 101 НК РФ следует, что налоговым органом могут быть приняты обеспечительные меры только последовательно и только в случае, если у налогового органа после вынесения решений, перечисленных в статье 101 Кодекса, имеются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения.

По своему назначению обеспечительные меры, указанные в пункте 10 статьи 101 НК РФ, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.

В силу пункта 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 10 статьи 101 НК РФ предусматривает возможность принятия налоговым органом после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения мер, направленных на обеспечение исполнения названных решений. При этом подпункт 2 пункта 10 указанной статьи, называя в качестве одной из таких мер приостановление операций по счетам в банке, отсылает к порядку принятия данной меры, установленному статьей 76 Кодекса.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ООО «Лидер» Инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.12.2019 №2, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафов в сумме 68 194 руб., доначислены суммы неуплаченных налогов на в общей сумме 22 882 547рубля, а также начислены пени в общей сумме 11 210 218,80 рубля, общая сумма недоимки, пеней и штрафов составила 34 160 959,80 рублей.

Учитывая частичную добровольную уплату ООО «Лидер-ДВ» 24.05.2019 начисленных сумм НДС за 3, 4 кв. 2014 в общем размере 9 985 938 руб., общая сумма доначислений по решению от 27.12.2019 №2 составила 24 175 019,80 руб.

В целях обеспечения исполнения Решения от 27.12.2019 №2 налоговым органом 31.12.2019 вынесено решение № 2.7/2019-19 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества общества, которое не подлежало отчуждению (передаче в залог), общей стоимостью по данным бухгалтерского учета 15 626 232 рублей, а также в виде приостановления операций по счетам общества в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в Решении от 27.12.2019 №2, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению, которая составляет 8 548 787 рублей.

Решение о принятии обеспечительных мер № 2.7/2019-19 от31.12.2019 обществом не обжаловалось.

Во исполнение принятого решения от 31.12.2019 №2.7/2019-19 о принятии обеспечительных мер Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю 31.12.2019 в порядке статьи 76 НК РФ принято решение №23 о приостановлении в ПАО «Сбербанк России» филиал Приморское отделение №8635 расходных операций по расчетному счету № 40702810450330102686 на сумму 8 548 787,80 руб.

В рамках настоящего дела суд исследует и оценивает законность и обоснованность решения от 31.12.2019 №23, наличие у налогового органа оснований для его принятия, нарушение оспариваемым решением законных прав и интересов общества, предметом исследования и оценки решение № 2.7/2019-19 от 31.12.2019 не является.

В качестве оснований для принятия обеспечительных мер Инспекцией в решении от 31.12.2019 №23 указаны следующие обстоятельства: обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По состоянию на дату вынесения оспариваемого решения (31.12.2019) Межрайонной ИФНС России №13 по Приморскому краю располагала информацией о принадлежащем обществу имуществе и его баласовой стоимости исходя из Справки ООО «Лидер» от 18.10.2018, полученной от Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю.

На основании сравнительного анализа имущества, указанного в справке, полученной от Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю, с данными, имеющимися в федеральном информационном ресурсе «АИС Налог -3», по состоянию на 31.12.2019 налоговым органом было установлено имущество, принадлежащее ООО «Лидер», которое подпадает под критерии, обозначенные в пункте 10 статьи 101 НК РФ.

Учитывая нахождение заявителя на системе налогообложения УСН, состав и формат представления отчетности, единственным документом, подтверждающим состав и балансовую стоимость имущества заявителя на дату 31.12.2019, находящимся в распоряжении налогового органа, являлась «справка об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности» ООО «Лидер-ДВ» по состоянию на 18.10.2018, предоставленная заявителем 09.07.2019 в адрес проводившего проверку налогового органа.

Как верно указано судом первой инстанции, иными более актуальными применительно к дате 31.12.2019 сведениями о составе и балансовой стоимости имущества налоговый орган не располагал. Доказательств приобретения обществом какого-либо иного имущества, не поименованного Справке от 18.10.2018 на дату вынесения решения общество налоговому органу не представляло.

На основании имеющихся данных налоговым органом 31.12.2019 были приняты обеспечительные меры, в том числе в виде приостановления расходных операций по счетам на сумму, не покрывающую балансовую стоимость принадлежащего обществу имущества.

В порядке взаимодействия Межрайонной ИФНС России № 13 по Приморскому краю 16.01.2020 была получена справка о стоимости имущества от 16.01.2020 №11-08/00696 дсп @, принадлежащего обществу по состоянию на 30.12.2019, представленная ООО «Лидер-ДВ» по запросу Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю (запрос от 10.01.2020 № 11-17/00118@).

Согласно полученной справке, стоимость имущества ООО «Лидер» по состоянию на 31.12.2019, соответствующего критериям п. 10 статьи 101 НК РФ, составляет 38 750 975 руб., что значительно больше начисленных и подлежащих уплате сумм задолженности по решению, вынесенному по результатам выездной налоговой проверки.

В связи с чем 16.01.2020 Инспекцией скорректировано решение о принятии обеспечительных мер от 31.12.2019 №2.7/2019-19 в части запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества стоимостью 24 175 тыс.руб. и отменено решение о приостановлении расходных операций по счетам от 31.12.2019 №23.

Межрайонная ИФНС России №13 по Приморскому краю направила в адрес ПАО «Сбербанк России» филиал Приморское отделение №№8635 письмо от 16.01.2020 №2.7-07/00178 о возврате решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 31.12.2019 №23.

В связи с чем, довод налогоплательщика о том, что Инспекция не запросила никаких данных о стоимости имущества ООО «Лидер», не соответствуют действительности и противоречит материалам дела.

Оспариваемое решение налогового органа, исходя из заявленных требований, оценено судом на предмет его обоснованности на дату вынесения (31.12.2019) и исходя из тех документов и информации, которые были в распоряжении налогового органа, поэтому все последующие обстоятельства подтверждения заявителем достаточного состава имущества и его стоимости во внимание приняты быть не могут.

При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика обеспечительная мера может быть заменена при условии предоставления налогоплательщиком иного обеспечения исполнения решения налогового органа.

На дату вынесения обжалуемого решения от 31.12.2019 о принятии обеспечительных мер, при рассмотрении жалобы налогоплательщика в Управлении Федеральной налоговой службы, иного обеспечения исполнения решения по результатам выездной налоговой проверки обществом не представлены.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что совокупность установленных налоговым органом обстоятельств подтверждает выводы инспекции о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить и сделать невозможным в дальнейшем исполнение решение от 27.12.2019 №2. В связи, с чем Инспекция обоснованно вынесла решение о принятии обеспечительных мер № 23 от 29.12.2019 в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на доначисленную сумму - 8 548 787,80 руб.

У Инспекции отсутствовали сведения о наличии у заявителя имущества, превышающего в общей стоимости доначисленные по результатам выездной проверки суммы налогов, пени, штрафов, в связи с чем налоговый орган обоснованно исходил из того, что непринятие обеспечительных мер затруднит исполнение решения о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки.

Как правильно указывает суд первой инстанции, порядок, предусмотренный пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не нарушен, приостановление операций на расчетных счетах налогоплательщика произведено в соответствии с законом после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества.

Доводы заявителя о том, что принятие налоговым органом обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам парализует хозяйственную деятельность общества и лишает возможности производить расчеты с кредиторами, суд первой инстанции посчитал несостоятельными, поскольку в силу пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Апелляционный суд относительно данных доводов полагает, что применение обеспечительных мер, естественно, создает определенные препятствия в предпринимательской деятельности, однако, в действие вступает принцип обеспечения баланса публичных и частных интересов. В рассматриваемой ситуации на момент вынесения решения по проверке у общества полностью отсутствовало какое-либо имущество, на которое могло быть обращено взыскание, поэтому суд первой инстанции обоснованно указал, что материалами дела подтверждено наличие у налогового органа достаточных оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения, принятого по результатам налоговой проверки. Доказательств обратного заявителем не представлено.

В связи с добровольной оплатой обществом 20.01.2020 и 27.01.2020 доначисленных сумм налога по результатам выездной налоговой проверки, Инспекцией 28.01.2020 принято решение об отмене обеспечительных мер №2.7/2019-19/1.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что, учитывая баланс частных и публичных интересов, то, что заявитель не представил доказательств в обоснование своих доводов и возражений, принятые обеспечительные меры налоговым органом направлены на защиту интересов бюджета, решение налогового органа о принятии обеспечительных мер законно и обосновано, поэтому требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Приморскому краю от 31.12.2019 № 23 о принятии обеспечительных мер удовлетворению не подлежат.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не установлено.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе налогового органа не распределяется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2020 по делу №А51-762/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

А.В. Пяткова

Т.А. Солохина