Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-8038/2019 |
16 октября 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено октября 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Ф. Пашковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточная Аквакультура»,
апелляционное производство № 05АП-6946/2019
на решение от 20.08.2019
судьи В.В. Краснова
по делу № А51-8038/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточная аквакультура» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа № 01-25/1040 от 28.02.2019,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: ФИО1, по доверенности от 24.12.2018 сроком действия до 31.12.2019 года, служебное удостоверение;
директор ООО «Дальневосточная аквакультура»: ФИО2, на основании решения учредителя № 1 о создании ООО «Дальневосточная аквакультура» от 30.07.2018, представлена выписка из ЕГРЮЛ от 09.10.2019, лично, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточная аквакультура» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее – управление, Россельхознадзор) в выдаче фитосанитарного сертификата № 01-25/1040 от 28.02.2019.
Решением суда от 20.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В доводах апелляционной жалобы настаивает на том, что генно-инженерно-модифицированные организмы и трансгенные организмы не являются вредными организмами, карантинными объектами, не влияют на фитосанитарное состояние подкарантинной продукции, и не относятся к карантину растений.
Считает, что не должно представлять документы, подтверждающие отсутствие генетически модифицированных организмов в партиях зерна сои, поскольку данные документы не предусмотрены законом.
Также считает, что не является стороной Протокола между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики о фитосанитарных требованиях к кукурузе, рису, сое, рапсу, экспортируемым из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, подписанного в г. Пекине 17.12.2015, и не обязано соблюдать требования указанного Протокола.
Полагает, что соответствие зерна сои требованиям КНР подтверждается декларацией соответствия.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом установлено, что ООО «Дальневосточная аквакультура» 25.02.2019 обратилось в управление с 8 заявлениями на выдачу фитосанитарных сертификатов на подкарантинную продукцию зерно сои (продовольственное).
Вместе с заявлениями обществом представлены: заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 28.01.2019 № 826, 3 А51-8038/2019 827, 828, 829, 830, 831, 832, 833; акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора); информация о карантинной продукции; контракт от 04.01.2019 № 1 на сельскохозяйственную продукцию.
Письмом от 28.02.2019 № 01-25/1040 обществу отказано в выдаче фитосанитарных сертификатов на основании пункта 14 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293, в виду несоответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера.
Считая отказ незаконным, общество обратилось с заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Закон № 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Пунктом 28 статьи 2 Закон № 206-ФЗ партия подкарантинной продукции - это количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю. Таким образом, партия подкарантинной продукции - это продукция, которая отправляется одним транспортным средством, и на эту партию выдается соответствующий фитосанитарный сертификат.
Пунктом 37 статьи 2 Закон № 206-ФЗ определено, что фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.
Согласно части 1 статьи 29 Закон № 206-ФЗ установлено, что фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдается на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного сертификата, карантинного сертификата (далее - Порядок выдачи фитосанитарного сертификата), утвержденный приказом Минсельхоза России № 293 от 13.07.2016 устанавливает правила рассмотрения заявлений на выдачу, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче сертификатов, в том числе фитосанитарного сертификата, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.1 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, для выдачи фитосанитарного сертификата физические и юридические лица подают заявление по рекомендуемым образцам, а также следующие документы: 1) копия договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта); 2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом; 3) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции; 4) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области карантина растений и (или) требованиями страны-импортера.
Согласно пункту 14 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, уполномоченный орган или территориальное подразделение уполномоченного органа принимает решение об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата, в том числе в случае представления неполного комплекта документов.
Согласно пункту 10 Протокола между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики о фитосанитарных требованиях к кукурузе, рису, сое, рапсу, экспортируемым из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, подписанного в г. Пекине 17.12.2015 (далее - Протокол), Российская Сторона обязуется контролировать партии кукурузы, риса, сои, рапса, предназначенные для экспорта в Китайскую Народную Республику, на содержание генетически модифицированных организмов и обеспечить отсутствие трансгенных элементов, не перечисленных в сертификатах биологической безопасности, выдаваемых Министерством сельского хозяйства Китайской Народной Республики.
Протокол заключен между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) и Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики в целях обеспечения безопасных для сельскохозяйственного производства Китайской Народной Республики поставок российских кукурузы, риса, сои, рапса в Китай на основе анализа фитосанитарного риска, руководствуясь положениями Международной конвенции по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, в редакции 1997 года (далее - Конвенция).
Протоколом на органы Россельхознадзора возложена функция контроля содержания генетически модифицированных организмов и обеспечения отсутствия трансгенных элементов, в том числе в сое.
Выдавая сертификат, Россельхознадзор удостоверяет, что растения, растительные продукты или другие подкарантинные материалы, были обследованы и/или проанализированы согласно соответствующим официальным процедурам и признаны свободными от карантинных вредных организмов, перечисленных импортирующей договаривающейся стороной и отвечают действующим фитосанитарным требованиям импортирующей договаривающейся стороны, включая таковые и для регулируемых некарантинных вредных организмов.
Учитывая, что у общества отсутствовало подтверждение соответствия подконтрольной Россельхознадзору продукции требованиям КНР по содержанию генетически модифицированных организмов при экспорте зерна сои, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не выполнило обязанности, возложенные на него законодательством, что явилось основанием для отказа в выдаче ФСС согласно пункту 14 Порядка и подпункту 2 пункта 24.1 Регламента в связи с несоответствием подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера.
Довод Общества о том, что последнее не является стороной протокола и не обязано соблюдать требования указанного Протокола, несостоятелен.
Протокол заключен между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) и Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики в целях обепсечения безопасных для сельскохозяйственного производства Китайской Народной республикипоставок российских кукурузы, риса, сои, рапса в Китай на основе анализа конвенции по карантину и защите растений от 06 декабря 1951 года, в редакции 1997 года.
Протоколом на органы Россельхознадзора возложена функция контроля содержания генетически модифицированных организмов и обеспечения отсутствия трансгенных элементов, в том числе и сои.
Согласно пункту 13 Протокол подписан сторонами в г. Пекине 17.12.2015 в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу, вступает в силу с даты его подписания, т.е. выражено согласие Российской Федерации на обязательность для неё международного договора.
Протокол опубликован на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) http://www.fsvps.ru/.
Таким образом, указанный Протокол является международным договором межведомственного характера обязательным для исполнения под контролем Россельхознадзора фитосанитарных требований, которые должны соблюдаться хозяйствующими субъектами при выращивании (производстве), хранении и транспортировке зерна указанных в Протоколе культур, предназначенного к поставке в Китайскую Народную Республику.
Ссылка заявителя на то, что соответствие зерна сои требованиям КНР подтверждается декларацией соответствия согласно TP ТС 015/2011 Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности зерна», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 (далее - Технический регламент по зерну), в связи с чем безопасность продукции подтверждена и требование управлением дополнительного документа не основано на действующем законодательстве, также правомерно не принята судом во внимание, поскольку указанная декларация соответствия не подтверждает отсутствие генетически модифицированных организмов и трансгенных элементов в спорной партии, экспортируемой в КНР, как требует Протокол.
Повторно заявленный в суде апелляционной инстанции довод Общества о нарушении управлением срока принятия решения по заявлениям общества, также не нашел своего подтверждения, поскольку решение управления в соответствии с п. 12 Порядка принято на третий день со дня поступления заявления.
Оформление результатов рассмотрения поступивших от Общества заявлений одним решением Управления не противоречит требованиям Порядка и не свидетельствует о его незаконности по указанному основанию.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 28.02.2019 № 01-25/1040 об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.08.2019 по делу №А51-8038/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Гончарова |
Судьи | О.Ю. Еремеева Г.Н. Палагеша |