ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-8473/20 от 23.11.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-8473/2020

26 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего И.С. Чижикова,

судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Камчатского края»,

апелляционное производство № 05АП-6639/2020

на решение от 04.09.2020

судьи Е.В. Кобко

по делу № А51-8473/2020 Арбитражного суда Приморского края

по иску федерального казенного учреждения «Военный комиссариат камчатского края» (ИНН 4101047637, ОГРН 1024101039038)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745; ОГРН 1027700430889;)

третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,

о возложении обязанности проведения работ,

при участии:

от истца: не явились;

от ответчика: не явились;

от третьего лица: Колганов А.А., по доверенности от 04.12.2018 сроком действия до 27.11.202, диплом о высшем юридическом образовании КТ №46630, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат камчатского края» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести работы, направленные на обеспечение свободного доступа маломобильных групп населения, а именно:

- в здании Военного комиссариата Камчатского края, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. С.Удалого, 42- порог в дверном проеме входа в здание привести в соответствии с требованиями нормативных документов, установить навес и водоотвод на входной площадке;

- в здании Военного комиссариата Камчатского края, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 22 б – на входной площадке установить поручни, порог в дверном проеме входа в здание привести в соответствии с требованиями нормативных документов, установить навес и водоотвод на входной площадке.        

Определением суда от 04.08.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.09.2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что работы, направленные на обеспечение свободного доступа маломобильных групп населения в здания ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края», должно проводить ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как учреждение, созданное приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, основной деятельностью которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Указывает, что бездействие ответчика по исполнению решений судов по обеспечению свободного доступа маломобильных групп населения в здания ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» повлекло для истца неблагоприятные последствия в виде уплаты исполнительского сбора и привлечения к административной ответственности.

Через канцелярию суда от ответчика и третьего лица поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель третьего лица поддержал позицию апеллянта, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания истец и ответчик явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Военный прокурор Петропавловск-Камчатского гарнизона обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании бездействия незаконным, выраженного в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к данному учреждению, возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию военного комиссариата Камчатского края, расположенному по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Семёна Удалого д. 42, а именно: оборудовать вход пандусом и поручнями, наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом, привести порог в дверном проеме входа в здание в соответствии с требованиями нормативных документов, установить знак, указывающий на доступность здания для инвалидов и МНГ, а также навес и водоотвод на входной площадке.

Вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 08.08.2017 по делу №2-7082/17 заявленные требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Военный прокурор Петропавловск-Камчатского гарнизона обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным бездействия, выраженного в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к данному учреждению, возложении обязанности в срок до 25 марта 2018 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию военного комиссариата Камчатского края, расположенному по адресу: г. ПетропавловскКамчатский, ул. Пограничная д. 22 «б», а именно: оборудовать вход навесом и водоотводом, пандусом и поручнями, наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом, доступными для инвалидов и МГН, привести порог в дверном проеме входа в. здание, пороги дверей внутри указанного административного здания, в соответствии с требованиями нормативных документов, установить знак, указывающий на доступность здания для инвалидов и МНГ.

Вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 18.09.2017 по делу №2а-8079/17 заявленные требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Во исполнение указанных решений истцом были частично выполнены предписанные судом работы.

24.04.2020 комиссия, назначенная приказом военного комиссара, произвела осмотр технического состояния основных конструкций, оборудования, элементов примыкающей территории зданий военного комиссариата. По результатам осмотра были составлены акты №№ 4, 7 общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда, в которых отражены результаты осмотра и сделаны выводы, что оставшиеся работы, направленные на обеспечение свободного доступа маломобильных групп населения относятся к текущему ремонту и в соответствии с приказом МО РФ № 860 возлагаются на ответчика.

Письмами от 28.07.2017 №АХО/1661, от 13.10.2017 №АХО/2151, от 19.04.2018 №АХО/993, от 18.04.2019 №АХО/877 от 18.06.2019 №АХО/1457, истцом в адрес ответчика направлялись заявки на проведение комплекса работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здания Военного комиссариата Камчатского края.

Указанные письма оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.

Полагая, что ответчик должен обеспечить проведение комплекса работ по обеспечению беспрепятственною доступа инвалидов в здания военкомата, истец обратился с настоящим иском.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.         

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются, этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как следует из пункта 13 Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 14 Приказа от 30.12.2017 № 860 филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; взаимодействие с органами местного самоуправления; принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов.

В соответствии с пунктом 60 Приказа от 30.12.2017 № 860 план текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует ДЭС с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.

Заявляя требования о возложении на ответчика обязанности провести работы, направленные на обеспечение свободного доступа маломобильных групп населения, ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» ссылается на вступившие в законную силу решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 08.08.2017 по делу № 2-7082/17 и от 18.09.2017 по делу № 2а-8079/17, которыми удовлетворены административные иски военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.

Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.

При этом установлено, что указанные решения суда вынесены только в отношении ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края».

Суд признал незаконным бездействие учреждения, выраженное в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к учреждению ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» и возложил на последнего обязанность в установленный в решениях срок организовать выполнение указанных в решениях работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - зданиям военного комиссариата Камчатского края, расположенным по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Семена Удалого д. 42, и по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная д. 22 «б».  

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, ответчик по настоящему делу, в рамках указанных дел № 2-7082/17 и № 2а-8079/17, рассмотренных Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края, не являлось стороной административного процесса, не было привлечено в качестве третьего лица.

Таким образом, обязанность по исполнению вступивших в законную силу решений Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 08.08.2017 по делу № 2-7082/17 и от 18.09.2017 по делу № 2а-8079/17 возникла именно у ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края».

Как верно установлено судом первой инстанции, обязанностей для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которое не являлось участником названных дел, указанные судебные акты не установили.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что фактически решения суда должен был исполнить ответчик, так как работы, направленные на обеспечение свободного доступа маломобильных групп населения в здания ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края», должно было проводить ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как учреждение, созданное приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, являются необоснованными и подлежат отклонению.

В пункте 1 статьи 48 ГК РФ установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» является самостоятельным юридическим лицом, которое несет полную ответственность за нарушение законодательства, в данном случае, за нарушения, связанные с не обеспечением минимальных потребностей инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры - зданиям военного комиссариата Камчатского края, расположенным по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Семена Удалого д. 42, и по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная д. 22 «б».  

В свою очередь структура учреждений, подведомственных Министерству обороны РФ, и разделение функций между учреждениями не освобождает ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» от своевременного исполнения судебных актов.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, исковые требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на сторону истца судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.09.2020  по делу №А51-8473/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

И.С. Чижиков

Судьи

С.Н. Горбачева

Е.Н. Номоконова