ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-8805/19 от 10.02.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-8805/2019

12 февраля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства приморского края,

апелляционное производство № 05АП-184/2020

на решение от 27.11.2019

судьи Е.И. Андросовой

по делу № А51-8805/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Купол» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения от 25.01.2019 №16/547/8 «Об отказе в согласовании маршрута перевозки»,

при участии:

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: ФИО1, по доверенности от 09.01.2020 сроком действия на 3 года;

от общества с ограниченной ответственностью «Купол»: ФИО2, по доверенности от 01.11.2019 сроком действия на 1 год; ФИО3, по доверенности от 09.01.2020 сроком действия на 3 года; ФИО4, по доверенности от 09.07.2019 сроком действия на 1 год,  

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Купол» (далее – заявитель, общество, ООО «Купол») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным решения от 25.01.2019 №16/547/8 «Об отказе в согласовании маршрута перевозки».

Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.11.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемый отказ, оформленный письмом от 25.01.2019 №16/547/8, признан судом незаконным.

Не согласившись с принятым решением, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что заявление было подано обществом с нарушением требований Приказа Минтранса России от 24.07.2012 №258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее – Порядок №258), поскольку указанная информация о массе груза в заявке не соответствовала техническим характеристикам груза. В связи с этим департамент настаивает на правомерности отказа в согласовании маршрута перевозки.

В судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступило письменное ходатайство об изменении своего наименования, которое было признано судом апелляционной инстанции обоснованным и подлежащим удовлетворению, учитывая, что в Единый государственный реестр юридических лиц 01.01.2020 внесена запись о переименовании Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - министерство).

Представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.

ООО «Купол» в представленном письменном отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

16.01.2019 общество обратилось в Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» филиал г.Владивосток (далее – учреждение) с заявлением №201 на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, габариты которого составляют: длина – 6,490 метра, ширина – 3,260 метра, высота 3,400 метра (маршрут движения из г. Владивостока до пункта назначения в г. Братск).

К заявлению №201 от 16.01.2019 в департамент общество приложило схему транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется осуществлять перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с указанием размещения такого груза.

Департамент в ходе рассмотрения заявки на согласование выяснил, что масса перевозимого груза составляет массу 18,984 кг, в то время как общество указало массу 18 200 кг.

Письмом от 12.02.2019 учреждение отказало заявителю в выдаче специального разрешения по мотиву того, что указанный в заявке маршрут не был согласован уполномоченным органом, приложив решение департамента от 25.01.2019 №16/547/8.

В соответствии с данным решением полная масса автопоезда будет свыше 44 тонн, транспортное средство будет являться тяжеловесным, поэтому у департамента отсутствует возможность определить возможность осуществления перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, исходя из грузоподъёмности и габаритов искусственных и иных инженерных сооружений, несущей способности дорожных одежд на заявленном маршруте с использованием методов, установленных действующими нормами, на основании сведений автоматизированных баз данных о состоянии дорог и искусственных сооружений, а также в случае, если характеристики автомобильных дорог или пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций не позволяют осуществить перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по указанному в заявке маршруту.

Полагая, что решение департамента об отказе в согласовании маршрута, препятствующее в получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, не соответствует закону и нарушает права общества, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

При этом крупногабаритное транспортное средство представляет собой транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации, а именно: по длине – более 20 м, по ширине – более 2,55 м и по высоте – более 4 м.

Статья 29 Закона №257-ФЗ устанавливает обязанности пользователей автомобильными дорогами и иных лиц, осуществляющих использование автомобильных дорог. Данные обязанности сформулированы в форме запретов.

Так, пользователям автомобильных дорог запрещено осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Законом №257-ФЗ, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (пункт 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В период рассматриваемых правоотношений правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения определялись Порядком №258.

В силу пункта 3 данного Порядка специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.

В соответствии с пунктом 6 Порядка №258 заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган.

В заявлении, среди прочих, указываются сведения о характеристике груза (наименование, габариты, масса, делимость) и параметрах транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом (пункт 8 Порядка №258). 

Согласно пункту 12 Порядка № 258 уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)) отказывает в регистрации заявления в случае если:

1) заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание данного заявления;

2) заявление не содержит сведений, установленных пунктом 8 настоящего Порядка;

3) к заявлению не приложены документы, соответствующие требованиям пунктов 9, 10 настоящего Порядка.

По правилам пункта 15 Порядка № 258 уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет:

1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту;

2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

3) информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 16 Порядка № 258).

В пункте 19 Порядка №258 указано, что при согласовании маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, владельцами автомобильных дорог определяется возможность осуществления перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, исходя из грузоподъемности и габаритов искусственных и иных инженерных сооружений, несущей способности дорожных одежд на заявленном маршруте с использованием методов, установленных действующими нормами, на основании сведений автоматизированных баз данных о состоянии дорог и искусственных сооружений, а также материалов оценки технического состояния автомобильных дорог, дополнительных обследований искусственных сооружений.

В пункте 40 Порядка №258 предусмотрены основания для отказа в выдаче специального разрешения, в том числе: несоответствие сведений, предоставленных в заявлении и документах, техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Как следует из материалов дела, основанием для не согласования департаментом, как владельцем участка дороги по заявленному маршруту движения, явились выявленные департаментом факты несоответствия сведений о массе перевозимого груза, представленные в заявке, техническим характеристикам перевозимого будьдозера. Масса груза по заявке определена обществом в 18200 кг на основании сведений, представленных заказчиком (ООО «Глобал Транс Авто»).

Министерство при определении массы перевозимого груза руководствовался данными с официального сайта компании «Восточная техника» - официального дилера компании CATERPILLAR и каталога - Технические характеристики гусеничного бульдозера D6R2, согласно которым эксплуатационная масса D6R2 (S) составляет 18984 кг. Согласно данным сайта, эксплуатационная масса включает массу смазочных материалов, охлаждающей жидкости, полного топливного бака, стандартных гусеничных лент, кабины с конструкцией защиты при опрокидывании (ROPS), системы кондиционирования воздуха, гидравлических органов управления, отвала, сцепного устройства и оператора.

Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки устанавливаются Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Правила № 272).

Согласно пункту 17 статьи 3 Закона №257-ФЗ тяжеловесное транспортное средство – это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 272 тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению №1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2.

Согласно приложению № 1 к Правилам № 272 допустимая масса транспортного средства с грузом - 44 тонны (шестиосный автопоезд).

В судебном заседании представитель министерства ссылается на представленные в материалы дела в том числе, запрос информации от 28.07.2019, ответ ООО «АМУР МАШИНЕРИ» от 13.08.2019. В ответе ООО «АМУР МАШИНЕРИ» поясняет, что не является импортером данной машины, а может лишь предположить, что примерная эксплуатационная масса бульдозера модели D6RcS6X01718 составляет 18984 - 19448 кг. Что, по мнению министерства, указывает на несоответствие сведений, предоставленных в заявлении и документах, техническим характеристикам транспортного средства и груза.

Однако, если произвести арифметическое сложение общей массы автопоезда по заявлению №201 от 16.01.2019 составит по данным общества – 42 689 кг, по данным департамента – 43 473 кг, что свидетельствует о том, что полная масса автопоезда составляет менее 44 тонн.

Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что масса рассматриваемого груза (с учетом массы транспортного средства) превышает допустимые массы транспортных средств или допустимые осевые нагрузки транспортных средств, и влечет техническую невозможность осуществления заявленной перевозки грузов.

Из чего следует, что довод заявителя жалобы о том, указанная информация о массе груза в заявке не соответствовала техническим характеристикам груза, коллегией не признается необоснованным.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ департамента, оформленный письмом  от 25.01.2019 №16/547/8, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.

Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не относит на департамент судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.11.2019  по делу №А51-8805/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

Н.Н. Анисимова

А.В. Гончарова