ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-9231/19 от 25.02.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-9231/2019

02 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-175/2020

на решение от 26.11.2019

судьи Н.А.Тихомировой

по делу № А51-9231/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению администрации Ракитненского сельского поселения Дальнереченского муниципального района Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 02.02.2006)

к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.200 4)

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: ФИО1 по доверенности от 19.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер  П1144), удостоверение; 

от администрации Ракитненского сельского поселения Дальнереченского муниципального района Приморского края: ФИО2 по доверенности от 10.02.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 20972), паспорт;

УСТАНОВИЛ:

администрация Ракитненского сельского поселения Дальнереченского муниципального района Приморского края (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – управление, регистрирующий орган), выразившегося в неосуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности в размере 340,5 га на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:02:000000:8, и об обязании управления осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности администрации в размере 340,5 га на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:02:000000:8.

         Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2019 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, регистрирующий орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что заявитель уже воспользовался правом выдела вновь образованного земельного участка в счет принадлежащей ему доли, что делает невозможным регистрацию права общей долевой собственности на остаток площади в составе земельного участка с кадастровым номером 25:02:000000:8. Также полагает, что поскольку Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон №101-ФЗ) не предусматривает сохранения права на долю за участником долевой собственности в случае выдела принадлежащей ему доли, то подлежит применению общая норма Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предусматривающая утрату права долевой собственности на измененный земельный участок.

В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.

Администрация в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

На основании решения Дальнереченского районного суда Приморского края от 24.07.2015 администрация является собственником земельной доли общей площадью 940,5 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:02:000000:8, категория земель: для сельскохозяйственного использования общей площадью 35370000 кв. м, адрес (местонахождение объекта): Приморский край, Дальнереченский район, с. Ракитное, кадастровые кварталы 25:02:020501, 25:02:020502, 25:02:020503, 25:02:020504.

Право собственности на указанную земельную долю зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись №25-25/009-25/009/003/2016-89/1 и выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2016.

06.02.2018 администрация обратилась в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на два земельных участка, выделяемых в счет земельных долей, принадлежащих заявителю, по 300 га каждый:

- с местоположением, установленным примерно в 3060 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>;

- с местоположением, установленным примерно в 1735 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>.

Заявления зарегистрированы за №25-0-1-88/3002/2018-35 и №25-0-1- 8/3002/2018-36 соответственно.

15.02.2018 управлением по заявлениям №25-0-1- 88/3002/2018-35 и №25-0-1-8/3002/2018-36 были приняты решения №25/18-5207 и №25/18-5207 о приостановлении осуществления кадастрового учета указанных земельных участков с указанием следующих оснований: «из земельного участка с кадастровым номером 25:02:000000:8 в счет выдела земельной доли площадью 940,5 га осуществляется выдел двух земельных участков площадью по 300 га, тогда как в счет земельной доли можно выделить земельный участок с площадью больше или меньше указанной в правоустанавливающих документах, при этом право общей долевой собственности на земельную долю прекращается. В данном случае, проект межевания должен быть изготовлен на один многоконтурный земельный участок, образованный в счет выдела земельной доли (земельных долей)».

Администрация в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон №221-ФЗ), в целях досудебного урегулирования спора, обратилась с заявлениями об обжаловании вышеуказанных решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - апелляционная комиссия).

Решениями апелляционной комиссии от 03.05.2018 №25/18-210 №25/18-210 заявления об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 15.02.2018 №25/18-5207 №25/18-5207 были отклонены.

18.05.2018 по результатам рассмотрения заявлений от 06.02.2018 №25-0-1-88/3002/2018-35 и №25-0-1-8/3002/2018-36 регистрирующий орган принял решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета №25/18-16167, №25/18-16161.

В качестве оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета в решении №25/18-16167 управление указало на невозможность выделения земельного участка в счет выдела земельной доли площадью меньшей, указанной в правоустанавливающих документах на земельную долю, прекращении права общедолевой собственности на земельную долю и необходимости изготовления проекта межевания земельного участка на один многоконтурный земельный участок, образованный в счет выдела земельной доли (земельных долей).

В качестве оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета в решении №25/18-16161 управление сообщило, что по свидетельству о государственной регистрации права №25-25/009-25/009/003/2016-89/1 от 25.03.2016 уже выделен земельный участок на основании проекта межевания земельного участка от 14.12.2017 №25-0-1- 88/3002/2018-35.

Администрация, не согласившись с решениями об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, оспорила их в суде.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 25.09.2018 по делу №А51-9709/2018 заявленные требования администрации удовлетворены в полном объеме, и в качестве восстановления нарушенного права заявителя суд обязал регистрирующий орган осуществить постановку на кадастровый учет двух земельных участков, выделяемых в счет земельных долей по 300 га каждый: с местоположением, установленным примерно в 3060 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>; с местоположением, установленным примерно в 1735 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанные земельные участки 22.01.2019 поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:02:020504:90 и 25:02:020504:89 соответственно.

Вместе с тем, получив по запросу от 12.02.2019 выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:02:000000:8, заявитель установил, что государственная регистрация права на оставшуюся часть площадью 340,5 га на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:02:000000:8 регистрирующим органом не осуществлена.

Посчитав, что в рассматриваемом случае имеет место незаконное бездействие регистрирующего органа, которое нарушает права и законные интересы администрации как собственника оставшейся части земельного участка, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое суд первой инстанции удовлетворил.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По общему правилу под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия, равно как и уклонение без уважительных причин от принятия решения в установленные законом или иными правовыми актами сроки.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 1 названного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу части 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

По правилам пункта 1 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Как установлено пунктом 2 этой же статьи ЗК РФ при выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Согласно пункту 3 статьи 11.5 ЗК РФ особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Законом №101-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона №101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным ЗК РФ и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 13 Закона №101-ФЗ).

Если указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4 статьи 13 Закона №101-ФЗ).

Пунктом 5 статьи 13 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

В письме Роснедвижимости от 29.04.2008 №ВК/1991 «О государственном кадастровом учете» разъяснено, что земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в долевой собственности, состоят из обособленных ранее учтенных земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями. При внесении в Единый государственный реестр земель сведений об обособленных земельных участках производилось объединение таких участков в «единое землепользование» с присвоением одного кадастрового номера.

При реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, в том числе с учетом кадастровой стоимости.

В Письме Минэкономразвития России от 03.02.2016 №ОГ-Д23-1193 «Относительно кадастрового учета земельных участков, образованных из земельного участка, ранее образованного путем выдела в счет доли (долей) в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения или земельной доли (долей)» также указано, что в результате выдела могут быть образованы земельные участки, в том числе и из земельных участков ранее образованных путем выдела земельных долей, если их размеры соответствуют установленным предельным размерам образуемых земельных участков, а их общая площадь соответствует размеру земельной доли, в счет которой они образуются.

Таким образом, установленный вышеуказанными правовыми нормами порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, не содержит ограничений и запретов на образование нескольких земельных участков (с учетом требований к образуемым земельным участкам), сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю.

В соответствии с частью 9 статьи 47 Закона №218-ФЗ в случае, если право на исходный земельный участок, находящийся в долевой собственности, зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении исходного земельного участка без заявления о государственной регистрации прав осуществляется государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности участника общей долевой собственности, осуществившего выдел земельного участка в счет данной доли.

При наличии в представленных для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, документах (в том числе решении (протоколе) общего собрания участников общей долевой собственности на исходный земельный участок) данных об установлении или изменении размеров долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок в виде простой правильной дроби оставшихся участников общей долевой собственности на него в Единый государственный реестр недвижимости в отношении исходного земельного участка без заявления участников общей долевой собственности на исходный земельный участок вносятся изменения в части размеров принадлежащих им земельных долей. Уведомление участников общей долевой собственности о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей осуществляется органом регистрации прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации прав в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

Таким образом, указанная норма Закона №218-ФЗ предусматривает прекращение права общей долевой собственности на земельный участок участника общей долевой собственности, осуществившего выдел земельного участка в счет данной доли. При этом, доли в измененном земельном участке подлежат перераспределению с учетом оставшейся у участника доли, следовательно, при выделе не всей доли, а лишь ее части, собственник доли приобретет право собственности также на образуемый земельный участок. То есть, в измененном земельном участке право собственности у собственника сохраняется в размере оставшейся доли.

При этом позиция регистрирующего органа о том, что в случае выдела земельного участка меньшей площадью, чем размер доли собственника, последний утрачивает право долевой собственности на оставшуюся долю, основана на ошибочном толковании норм права и влечет неосновательное и незаконное изъятие у собственника его имущества в виде права на оставшуюся часть земельной доли, а также противоречит пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

По изложенному, при выделе земельных участков с кадастровыми номерами 25:02:020504:90 и 25:02:020504:89 за администрацией в силу положений действующего законодательства сохранилось право собственности на оставшуюся часть земельного участка с кадастровым номером 25:02:000000:8 в размере 340,5 га, которое, в свою очередь, также подлежало государственной регистрации при постановке на учет земельных участков во исполнение решения суда по делу №А51-9709/2018.

В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии факта бездействия органа государственной регистрации, выразившегося в неосуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности в размере 340,5 га на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:02:000000:8.

Указанное бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы администрации, поскольку влечет неосновательное и незаконное изъятие у собственника его имущества в виде права на оставшуюся часть земельной доли.

Соответственно при таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.

Что касается способа восстановления нарушенного права, то судебная коллегия отмечает, что согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия является способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая предмет заявленных требований, судебная коллегия считает, что выбранный арбитражным судом способ восстановления нарушенного права путем возложения на управление обязанности осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности администрации в размере 340,5 га на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:02:000000:8 соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя, не выходит за пределы, необходимые для его применения.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на управление судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2019  по делу №А51-9231/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

         Г.Н. Палагеша

Судьи

Н.Н. Анисимова

            А.В. Гончарова