АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690600, г. Владивосток, ул. Светланская, 54.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции
г. Владивосток
«05» февраля 2008 г. Дело № А51 – 9916/2005 23-240
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2008г.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2008г.
Арбитражный суд Приморского края
в составе:
председательствующего: В.И. Куриленко
судей: Н.И. Ключниковой, Л.М. Кузнецовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Лавровой
при участии в заседании:
от МУПВ «Некрополь» - ФИО1 (дов. б/н от 22.01.2008, паспорт <...> выдан Первореченским РОВД г. Владивостока 06.12.2001), ФИО2 (дов. б/н от 22.01.2008, паспорт <...> выдан Ленинским РУВД г. Владивостока 21.08.2002).
от Администрации г. Владивостока – ФИО3 (дов. № 1-3/6817 от 24.12.2007, уд. № 1799 от 24.11.2006).
от ЗАО «Военно – мемориальная компания» - ФИО4 (дов. № 177 от 01.01.2008, паспорт <...> от 20.08.1999), ФИО5 (дов. № 4820 от 13.12.2007, уд. № 173 от 12.03.2004).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Военно – мемориальная компания»
на решение арбитражного суда Приморского края от 22.02.2006
вынесенное судьей Т.В. Нинюк
по делу № А51-9916/2005 23-240
по иску ЗАО «Военно – мемориальная компания» в лице Владивостокского филиала
к МУПВ «Некрополь»
третье лицо: Администрация г. Владивостока
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права
установил:
ЗАО «Военно – мемориальная компания» в лице Владивостокского филиала обратилось с исковым заявлением к МУПВ «Некрополь» о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, в виде обеспечения беспрепятственного доступа автотранспорта и сотрудников Владивостокского филиала ЗАО «Военно – мемориальная компания» на кладбища города Владивостока «Лесное» и «Морское». Кроме того, истец просит указать в Постановлении руководителю МУПВ «Некрополь» о том, что он и его сотрудники не препятствовали в проведении работ по установке надгробных памятников и уходу за могилами в течение всего времени, когда кладбища открыты для посещения, установленного п. 2 правил работы муниципальных кладбищ, крематориев и порядок их содержания, утвержденных Постановлением главы администрации г. Владивостока № 469 от 24.03.2000 г., и предоставлении нарядов на рытье могилы для осуществления Владивостокским филиалом ЗАО «Военно – мемориальная компания» своей уставной деятельности по оказанию ритуальных услуг согласно уставу предприятия.
Определением суда от 12.10.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Владивостока.
Решением от 22.02.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО «Военно-мемориальная компания» обратилось в суд с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы истец указал, что его право осуществлять свою деятельность вытекает из положений статьи 49 ГК РФ и не ограничено законом, поскольку данная деятельность не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с нормами действующего ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Считает, что в статье 25 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» установлено единственное ограничение по виду и по субъекту деятельности - осуществление действий по захоронению тела человека, то есть по преданию тела земле, огню или воде, только специализированной службой по вопросам похоронного дела. В этой связи полагает, что в той части, в которой возможность осуществления любыми субъектами ритуальных услуг, помимо захоронения тела человека, в том числе в части осуществляемой им деятельности, ограничена нормами утвержденного постановлением Администрации г. Владивостока от 24.03.2000 № 489 Положения об организации похоронного дела в городе Владивостоке, данное Положение противоречит статье 49 ГК РФ, статьям 18, 25 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле», в связи с чем в силу статьи 13 АПК РФ не должно применяться арбитражным судом к спорным отношениям сторон по настоящему делу. Судом неправомерно принят во внимание приказ ответчика от 29.04.2005 о предоставлении ему документов для установления на кладбищах «Морское» и «Лесное» г. Владивостока надмогильных сооружений как противоречащий приведенным нормам права. Кроме этого, поскольку услуги по рытью могил на указанных кладбищах оказываются ответчиком на основании публичного договора, то его отказ в предоставлении таких услуг истцу по заявкам противоречит пункту 3 статьи 426 ГК РФ.
Ответчик считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.09.2006 производство по делу № А51-9916/2005 23-240 приостановлено до вступления в законную силу решения по заявлению ЗАО «Военно-мемориальная компания» в лице Владивостокского филиала об обжаловании правового акта города Владивостока от 07.02.2006 № 3-МПА «Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке» (принят Решением Думы города Владивостока от 31.01.2006 № 177 «О принятии муниципального правового акта города Владивостока «Положение об организации и содержании мест здравоохранения в городе Владивостоке»).
Определением суда апелляционной инстанции от 21.12.2007 производство по делу возобновлено.
Решение проверяется в порядке ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Военно-мемориальная компания» в лице Владивостокского филиала в соответствии с осуществляемой предпринимательской деятельностью заключает с физическими лицами договоры, согласно условиям которых истец принимает на себя обязанности по оказанию физическим лицам - заказчикам ритуальных услуг, в том числе на кладбищах «Морское» и «Лесное» г. Владивостока, включая услуги по установке работниками истца на территории данных кладбищ надмогильных сооружений в интересах физических лиц - заказчиков ритуальных услуг истца.
Истец указал, что ответчик незаконно установил ограничения по допуску на территорию муниципальных кладбищ «Морское» и «Лесное» транспорта и сотрудников истца при выполнении ими указанных ритуальных услуг.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 29 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Во исполнение названного Закона Администрацией г. Владивостока утверждено Положение об организации похоронного дела, которым определено, что прием заказа и заключение договора на организацию похорон (в том числе агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон), захоронение и перезахоронение, все услуги по кремации, транспортировка тел (останков) умерших (погибших), изготовление и опайка цинковых гробов (пункты 1.3.1 - 1.3.5) производятся исключительно предприятиями, получившими статус специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В силу пунктов 1.3.6 - 1.3.13 Положения к ритуальным услугам в г. Владивостоке относятся изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха, санитарная и косметическая обработка тел, бальзамирование, изготовление и установка надмогильных сооружений, производство иных предметов ритуала, надписи на памятниках, изготовление фотокерамических изделий, уход за местами погребения и отдельными захоронениями.
Пунктом 3.1 Положения определено, что статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присваивается предприятию постановлением главы Администрации г. Владивостока по представлению наблюдательного совета по вопросам похоронного дела.
Из содержания указанных норм Положения следует, что в г. Владивостоке с необходимостью доступа на кладбища «Морское» и «Лесное» непосредственно связано оказание услуг по захоронению и перезахоронению, по кремации, по катафальной перевозке (транспортировке) тел (останков) умерших (погибших), а также оказание ритуальных услуг по установке надмогильных сооружений, совершению надписей на памятниках, по уходу за местами погребения и отдельными захоронениями.
Между тем, как правильно указано судом, ЗАО «Военно-мемориальная компания» в силу положений статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что в установленном порядке в соответствии с нормами утвержденного постановлением Администрации г. Владивостока от 24.03.2000 № 489 Положения о хозяйствующих субъектах, оказывающих ритуальные услуги в городе Владивостоке, истцом получен статус специализированной организации.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец не вправе оказывать в г. Владивостоке ритуальные услуги, указанные в пунктах 1.3.1 - 1.3.5 Положения, в том числе непосредственно связанные с необходимостью доступа на кладбища «Морское» и «Лесное» услуги по захоронению и перезахоронению, по кремации, по катафальной перевозке (транспортировке) тел (останков) умерших (погибших).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик фактически препятствует осуществлению истцом на территории указанных кладбищ деятельности по совершению надписей на памятниках, по уходу за местами погребения и отдельными захоронениями.
Статья 17 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ устанавливает санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения, пунктом 6 которой предусмотрено, что предметы и вещества, используемые при погребении, допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.
Указанная норма объективно свидетельствует отнесение данного требования и в отношении установки надмогильных сооружений.
В соответствии с пунктом 19 Правил работы муниципальных кладбищ и крематория и порядка их содержания, утвержденных постановлением Администрации г. Владивостока от 24.03.2000 № 489, установка надмогильных сооружений на кладбищах г. Владивостока «Морское» и «Лесное» осуществляется с разрешения администрации кладбища, функции которой осуществляет МУП «Некрополь».
В силу пунктов 19 - 24 Правил для получения разрешения на установку надмогильных сооружений на указанных кладбищах необходимо представить документы на изготовление, приобретение надмогильного сооружения, свидетельство о смерти захороненного, документы, подтверждающие соответствие надписи на сооружении личности захороненного.
На основании приказа МУП «Некрополь» от 29.04.2005 № 33-к для получения разрешения на установку надмогильных сооружений на указанных кладбищах необходимо представить ответчику свидетельство о смерти захороненного, договор на изготовление памятника, форму БО-13-01 на изготовление памятника в качестве документа, подтверждающего его фактическое изготовление, приобретение, а также протокол ЦСЭС о соблюдении надмогильным сооружением норм радиационной безопасности.
Между тем истцом не доказано, что он в установленном порядке обращался к ответчику с требованием с приложением названных документов разрешить установку надмогильных сооружений на кладбищах «Морское» и «Лесное», в связи с чем судом сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях МУП «Некрополь» признака незаконного воспрепятствования ЗАО «Военно-мемориальная компания» в установке на указанных кладбищах надмогильных сооружений.
В соответствии со статьей 6 Закона Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ «О погребении и похоронном деле в Приморском крае», к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов по вопросам погребения и похоронного дела отнесено определение порядка деятельности общественных кладбищ; создание и определение порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела; определение порядка деятельности крематориев.
Муниципальный правовой акт, а именно Положение об организации и содержании мест захоронения в городе Владивостоке от 07.02.2006 № 3-МПА, принятое Думой г. Владивостока регулирует взаимоотношения специализированной службы с гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по вопросам похоронного дела (п. 1.2.), а раздел 2 данного Положения определяет обязанности специализированной службы по организации мест захоронения.
В решении Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2006 по делу № А51-9728/2006 24-269 судом установлено, что, передав кладбища и крематории в хозяйственное ведение специализированным службам г. Владивостока, истец наделил такие службы правом назначать администрацию каждого кладбища и крематория, отводить земельные участки на кладбищах под семейные (родовые) захоронения по обращению граждан, устанавливать ежедневный режим работы кладбищ (крематориев) для захоронения умерших (для оформления заказа на кремацию) по согласованию с Администрацией города Владивостока, выдавать разрешение на установку надмогильных сооружений, устанавливаемых после захоронения в границах отведенного земельного участка, устанавливать режим работы кладбищ и крематориев для посещения гражданами по согласованию с Администрацией города Владивостока, выдавать разрешение на въезд на территорию кладбища автотранспортных средств, устанавливать порядок въезда на территорию кладбища и парковки на нем прочих автотранспортных средств и стоимость этой услуги по согласованию с Администрацией города Владивостока, устанавливать движение транспортных средств по территории кладбища на платной основе в пределах утвержденных специализированной службой схем движения и стоянок транспортных средств.
Таким образом, требования истца в части обеспечения беспрепятственного доступа сотрудников ЗАО «Военно-мемориальная компания» в лице Владивостокского филиала на кладбища «Лесное» и «Морское» суд апелляционной инстанции находит неправомерными.
Заявитель апелляционной жалобы просит не препятствовать сотрудникам истца в проведении работ по уходу за могилами, ссылаясь на п.1 ст. 421 ГК РФ.
Статьей 9 Закона РФ «О погребении и похоронном деле» определен гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, предоставляемый исполнителям воли умершего: супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить конкретному потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении организации от заключения публичного договора, другая сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор, а при передаче возникших при заключении такого договора разногласий на рассмотрение суда, условия договора по которым у сторон имелись разногласия, определяются судом согласно ст. 446 ГК РФ.
Истец же, выступая на рынке этих услуг посредником, между потребителем и специализированной организацией предлагает заключить договор не на оказание конкретных услуг, а на организацию их предоставления в будущем, поскольку выступает представителем неопределенного числа потребителей услуг. Следовательно, такой договор не может рассматриваться как публичный. Специализированные службы по вопросам похоронного дела могут заключать договоры с физическими лицами на проведение отдельных работ по погребению умерших, так и по устройству и содержанию мест погребения. Однако, истец с инициативой заключить подобные договоры ни разу не обратился к специализированной службе.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.02.2006 по делу № А51 – 9916/05 23-240 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев после его принятия в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Председательствующий: В.И. Куриленко
Судьи: Н.И. Ключникова
ФИО6