ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-110/20 от 22.10.2020 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 октября 2020 года

г. Вологда

Дело № А52-110/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и               Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,

при участии от публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания  Северо-Запада» ФИО1 по доверенности от 22.04.2020, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области ФИО2 по доверенности от 13.05.2020, ФИО3 по доверенности от 17.06.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на решение Арбитражного суда Псковской области от 04 августа 2020 года по делу                            № А52-110/2020,

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН <***>,                                           ИНН 7802312751адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180017, <...>; далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.12.2019                                     № 060/04/9.21-427/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб., о признании незаконным и отмене представления от 30.12.2019                                      № 060/04/9.21-427/2019 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 04 августа 2020 года оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения обществу наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб., размер штрафа изменен на 300 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства носит однократный характер. Также указывает на то, что объект заявителя располагается на территории садового некоммерческого товарищества «Дорожник-1» (далее – СНТ «Дорожник-1»), имеет действующее технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Дорожник-1» (опосредованное присоединение), через которое осуществляется энергоснабжение. Считает, что поскольку дом ФИО4 подключен к электросетевому хозяйству СНТ «Дорожник-1», то увеличение мощности могло быть осуществлено только в данной точке присоединения и только путем перераспределения мощности самим                          СНТ «Дорожник-1». Полагает, что поскольку дом ФИО4 непосредственно к сетям общества ранее не подключался, у заявителя нет обязанности произвести увеличение мощности в имеющейся точке присоединения. Также считает, что выводы суда о том, что СНТ «Дорожник-1» не является сетевой организацией и на него не распространяются обязанности, предусмотренные для сетевых организаций, основаны на неверном толковании норм права, регламентирующих правила технологического присоединения.                              СНТ «Дорожник-1» перераспределив часть своей максимальной мощности в пользу заинтересованного лица, вправе при необходимости обратиться в сетевую организацию за увеличением своей собственной мощности.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представители управления в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как усматривается в материалах дела, СНТ «Дорожник-1» обратилось в общество с заявкой от 31.10.2019 № 76-03067/19 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указав следующие сведения: щит учета энергоснабжения жилого дома для энергоснабжения участка № 2 ФИО4, расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, деревня Кузнецово, участок № 2 СНТ «Дорожник-1».

Запрашиваемая максимальная мощность составляла 10,5 кВт при напряжении 0,4 кВт, максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств составляла 4,5 кВт при напряжении 0,23 кВт. Суммарная максимальная мощность - 15 кВт.

Причиной обращения (пункт 10 заявки) указано – увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

По итогам рассмотрения заявки общество направило СНТ «Дорожник-1» письмо от 05.11.2019 № МР2/7-5/1910-4/2657, по сути, отказав в осуществлении технологического присоединения жилого дома ФИО4, поскольку объект ранее подключен к сетям СНТ «Дорожник-1», а технологическое присоединение носит однократный характер.

В управление поступило заявление от 15.11.2019 ФИО4 на действия общества в части отказа в осуществлении технологического присоединении, а именно в увеличении мощности ранее присоединенного устройства.

Должностным лицом управления вынесено определение от 13.12.2019                   № 060/04/9.21-427/2019 о возбуждении дела об административном правонарушении  и проведении административного расследования.

По результатам административного расследования управление пришло к выводу о нарушении обществом пунктов 2(2), 3, 6, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

В указанном факте управление усмотрело признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Кроме того, управление установило, что ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение (постановление от 05.07.2019                        № 060/04/9.21-44/2019).

По данному факту должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол от 25.12.2019 № 060/04/9.21-427/2019 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением управления от 30.12.2019 № 060/04/9.21-427/2019 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой Кодекса, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Одновременно управлением обществу выдано представление от 30.12.2019 № 060/04/9.21-427/2019 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением и представлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, установив наличие правовых оснований для вынесения оспариваемых постановления и представления, изменил постановление в части суммы штрафа, уменьшив его размер в два раза.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом № 35-ФЗ.

Статьей 3 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Общество является субъектом естественной монополии и на него распространяются положения об административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (пункт 8 Правил                   № 861).

Содержание заявки и перечень документов, прилагаемых к ней, определены пунктами 9, 10 Правил.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 11 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 8 и направляется заявителю - физическому лицу (пункт 14 Правил).

В силу пункта 2(2) Правил № 861, их действие распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.

Согласно пункту 8(5) Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Положения пункта 8(5) Правил № 861 согласуются с положениями статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассмотрение заявки об увеличении максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств в таком случае регулируется разделом 2 Правил № 861, то есть по правилам, установленным к подаче заявки на технологическое присоединение.

В материалах дела видно, что на момент обращения СНТ «Дорожник-1» в общество ФИО4 являлась членом данного товарищества, жилой дом, принадлежащий ФИО4, расположен на территории                                     СНТ «Дорожник-1», имеет действующее подключение к его электрическим сетям. 

СНТ «Дорожник-1», в свою очередь, имеет технологическое подключение к объекту сетевого хозяйства общества, разграничение балансовой принадлежности проходит по опоре 149 ВЛ-10 кВ л.136-01 (акт об осуществлении технологического присоединения от 02.06.2011 № 1509). Максимальная мощность, закрепленная за СНТ «Дорожник-1», составила                  70 кВт.

Таким образом, технологическое присоединение объекта ФИО4 осуществлено в составе энергопринимающих устройств СНТ «Дорожник-1» от электрических сетей общества.

Поскольку СНТ «Дорожник-1» действует в интересах всех членов некоммерческого объединения, то при обращении ФИО4 с просьбой осуществить увеличение мощности энергопринимающих устройств, оно 31.10.2019 обратилось в сетевую организацию с заявлением на технологическое присоединение жилого дома.

Учитывая, что технологическое присоединение объекта ФИО4 осуществлено с использованием электрических сетей общего имущества                 СНТ «Дорожник-1», в отношении энергопринимающих устройств ФИО4 возможно только увеличение мощности по существующей схеме электроснабжения.

Вместе с тем, присоединенная мощность СНТ «Дорожник-1» составляет всего 70 кВт на общее количество участков - 42, то есть в среднем 1,66 кВт на один участок (письмо СНТ «Дорожник-1» от 24.12.2019). 

С учетом положений пункта 34 и 34(3) Правил № 861, снижение объема максимальной мощности с устройств одних потребителей – граждан с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности от объема максимальной мощности в пользу иных граждан недопустимо.

Таким образом, довод общества о том, что увеличить мощность на участке ФИО4 должно было само СНТ «Дорожник-1» путем перераспределения мощности между иными членами садоводства, то есть в соответствии с разделом 4 Правил № 861, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным.

Общество в установленный срок проект договора на технологическое подключение заявителю не направило, письмом от 05.11.2019 фактически отказало СНТ «Дорожник-1» в осуществлении технологического присоединения в части запрашиваемого увеличения мощности, указав, что технологическое присоединение допускается только один раз.

Таким образом, обществом в нарушение подпунктов 2 (2), 3, 6, 15, абзаца тринадцатого пункта 15 Правил № 861 не осуществлено технологическое присоединение с учетом увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Следовательно, в действиях общества имеется событие правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод заявителя о том, что сетевая организация увеличение мощности может осуществить исключительно в точке технологического присоединения, которая определена актом от 02.06.2011 № 1509 с СНТ «Дорожник-1», а товарищество в последующем уже увеличенную мощность может перераспределять с учетом пожеланий членов садоводства, правомерно не принят судом ввиду следующего.

В силу абзаца тринадцатого пункта 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В данном случае общество запрос в СНТ «Дорожник-1» не направляло, его мнение на предмет желания увеличить мощность энергопринимающих устройств в точке непосредственного присоединения к энергоустройствам не уточняло.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.

Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил № 861. Неустранимых сомнений в виновности заявителя не имеется.

Повторное совершение обществом административного правонарушения подтверждается постановлением от 05.07.2019 № 060/04/9.21-44/2019.

Ввиду изложенного, рассматриваемое деяние общества обоснованно квалифицировано управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава вмененного ему в виду административного правонарушения.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В рассматриваемой ситуации определенный судом первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа в сумме 300 000 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерен его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.

Таким административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.

Рассматривая требование заявителя о признании незаконным представления от 30.12.2019, суд первой инстанции правомерно принял во внимание положения статьи 29.13 КоАП РФ, пункта 20.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004              № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и установил обоснованность вынесенного представления, поскольку содержащиеся в нем требования полностью соотносится с характером выявленного правонарушения.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают. Несогласие общества с толкованием судом правовых норм, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о наличии оснований отмены обжалуемого судебного акта

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 04 августа 2020 года по делу № А52-110/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания  Северо-Запада» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                                Е.Н. Болдырева

Судьи                                                                                             Е.А. Алимова

                                                                                                        Н.В. Мурахина