АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 мая 2020 года | Дело № | А52-1608/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., рассмотрев 27.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Псков-Консалт» на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 № А52-1608/2019, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Псков-Консалт», адрес: 180004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «Псков-Консалт»), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным предписания Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, адрес: 180007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), от 27.02.2019 № 15 об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Решением Арбитражного суда Псковской области от 14.10.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано. В кассационной жалобе ООО «Псков-Консалт», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает, что арендуемый им земельный участок по ул. Карла Маркса, д. 2 не включен в состав земельных участков, с которых раскрываются панорамы и виды на объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля». Следовательно, как полагает Общество, композиционно-видовые связи (панорамы) «Ансамбля Кремля» со стороны указанного земельного участка не могут быть нарушены спорным ограждением, поскольку они не входят в предмет охраны исторического поселения город Псков. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее – АС СЗО) от 08.04.2020 дата рассмотрения кассационной жалобы изменена на 06.05.2020, а впоследствии на 27.05.2020 (определение АС СЗО от 06.05.2020). Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступивших 14.02.2019 служебной записки начальника отдела по государственной охране объектов культурного наследия и регулирования градостроительной деятельности Комитета и задания председателя Комитета в период с 20.02.2019 по 22.02.2019 в отношении земельного участка по ул. Карла Маркса, д. 2 в г. Пскове, кадастровый номер 60:27:0010303:1 (далее – земельный участок), проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля». Как зафиксировано в результате проверки, установленное на земельном участке ограждение нарушает композиционно-видовые связи (панорамы) объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», что противоречит предмету охраны исторического поселения город Псков (акт осмотра объекта культурного наследия от 26.02.2019 и приложенные к нему материалы фотофиксации). В связи с этим Комитет 27.02.2019 выдал ООО «Псков-Консалт» предписание № 15, согласно которому Обществу необходимо было в срок до 30.04.2019 освободить территорию земельного участка от возведенного ограждения, в том числе от всех его конструктивных частей. Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о законности оспариваемого предписания Комитета. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. На основании пункта 1 статьи 59 Закона № 73-ФЗ историческим поселением в целях названного Закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения. В силу пункта 2 указанной статьи предмет охраны исторического поселения включает в себя: 1) исторически ценные градоформирующие объекты – здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; 2) планировочную структуру, включая ее элементы; 3) объемно-пространственную структуру; 4) композицию и силуэт застройки – соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; 5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); 6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения. Предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению (пункт 3 статьи 59 Закона № 73-ФЗ). В соответствии с постановлением администрации Псковской области от 02.06.2014 № 239 город Псков является историческим поселением регионального значения. Приказом Комитета от 28.12.2016 № 564 (далее – Приказ № 564) утверждены границы территории исторического поселения город Псков (приложение 1), предмет охраны (приложение 2), требования к градостроительным регламентам, разработанным применительно к территориальным зонам, расположенным в границе территории исторического поселения (приложение 3). На основании пункта 3 раздела 1 приложения 2 к Приказу № 564 Троицкий кафедральный собор является предметом охраны исторического поселения города Пскова и отнесен к особо охраняемым объектам культурного наследия; согласно пункту 19 предметом охраны является «Ансамбль Кремля», отнесенный к объектам культурного наследия федерального значения. В разделе 4 приложения 2 к Приказу № 564 «Композиция и силуэт застройки – соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов» указано, что охраняются панорамы целостного пространственно-композиционного соотношения природно-ландшафтных и исторических архитектурно-градостроительных доминант города от видовых площадок на побережьях рек Великой, П-вы, ФИО1, Милевки. Согласно разделу 6 «Композиционно-видовые связи (панорамы) – соотношение природного и созданного человеком окружения» Приказа № 564 охраняются панорамы и виды, раскрывающие особо ценные объекты культурного наследия и их природное и архитектурное окружение, градостроительную среду. В силу пункта 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов, Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 (далее – Положение № 972), соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается. На основании пункта 11 Положения № 972 режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований: а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм); б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта; в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта; д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта. Судами двух инстанций установлено, что Общество владеет земельным участком на основании договора аренды от 25.02.2015 № 8/15, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, и использует его под автостанцию пригородных маршрутов; срок аренды земельного участка составляет 49 лет. Земельный участок находится в границах зоны охраняемого природного ландшафта (участок ЗОЛ 1) и территории объекта федерального значения «Культурный слой древнего Пскова VIII-XVII в.в.» в соответствии с постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 № 674 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» (далее – Постановление № 674), а также в границах исторического поселения регионального значения город Псков, утвержденных Приказом № 564. В целях ограждения арендуемого земельного участка Общество 08.09.2017 обратилось в Комитет с заявлением о согласовании ограждения в соответствии с проектной документацией, изготовленной обществом с ограниченной ответственностью «СпецСтройПроект». Письмом от 10.10.2017 № КН-09-4023 Комитет сообщил Обществу о необходимости проведения историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении земляных, мелиоративных и иных работ, в том числе на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия (том 1, листы 26 - 28). Общество для согласования установки ограждения 17.04.2018 представило в Комитет копию проектной документации в части раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, а также акт историко-культурной экспертизы от 18.12.2017 № 76-2017. Рассмотрев акт историко-культурной экспертизы, Комитет согласился с выводами, изложенными в заключении эксперта, и согласовал указанный раздел проектной документации, о чем Общество было уведомлено письмом 17.05.2018 № КН-09-1121. Однако письмом от 20.02.2019 № КН-09-372 Комитет отозвал ранее выданное согласование. Как указал Комитет, после установки металлического забора (ограждения) на земельной участке стало очевидным нарушение композиционно-видовых связей (панорамы) природного ландшафта объекта культурного наследия, что противоречит предмету охраны исторического поселения город Псков, в связи с чем предложил не позднее 15.02.2019 приступить к демонтажу ограждения (том 1, лист 114). В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции направил запрос в Псковское отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (далее – ВООПИиК) для получения позиции президиума ВООПИиК по вопросу нарушения возведенным ООО «Псков-Консалт» ограждением композиционно-видовых связей (панорамы) объекта культурного наследия «Ансамбль Кремля». В соответствии с протоколом заседания президиума Совета Псковского областного отделения ВООПИиК от 16.09.2019 члены президиума большинством голосов решили, что требование Комитета об устранении ограждения по ул. Карла Маркса, д. 2 является законным, обоснованным как законодательством Российской Федерации, так и нормативными актами Псковской области. Кроме того, суд первой инстанции допросил в качестве свидетелей должностных лиц, подписавших акт осмотра объекта культурного наследия от 26.02.2019, – председателя Комитета ФИО2 и заместителя председателя Комитета ФИО3, заслушал пояснения специалистов и экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы ФИО4 и ФИО5, которые по существу поставленного вопроса высказали единую позицию о том, что спорное ограждение в той или иной степени препятствует восприятию «Ансамбля Кремля». Также суд первой инстанции с применением видеофиксации 29.08.2019 провел отдельное процессуальное действие по осмотру спорного ограждения земельного участка. Оценив по правилам статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание позицию президиума ВООПИиК, пояснения свидетелей и специалистов, а также результаты проведенного отдельного процессуального действия, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорное ограждение нарушает композиционно-видовые связи «Ансамбля Кремля», отнесенные к предмету охраны исторического поселения города Пскова согласно пунктам 4 и 6 приложения 2 к Приказу № 564, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. На основании указанного вывода суды заключили о соответствии оспариваемого предписания Комитета законодательству Российской Федерации и отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах и получили надлежащую правовую оценку, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Псковской области от 14.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 № А52-1608/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Псков-Консалт» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | Е.А. Аникина А.Г. Кудин | |||