ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-1654/14 от 28.09.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 сентября 2015 года

Дело №

А52-1654/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Лайн 4»    Звонковой А.А. (доверенность от 12.01.2015) и Житомирской Н.А. (доверенность от 18.09.2015), от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области Семенова А.В. (доверенность от 23.03.2015 № 19/66),

рассмотрев 22.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.01.2015 (судья Самойлова Т.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу                № А52-1654/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Лайн 4»,  место нахождения: 180006, г. Псков, Старотекстильная ул., д. 30, ОГРН 1096027012036, ИНН 6027121910 (далее – Общество, ООО «Лайн 4»), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области,  место нахождения: 180000, г. Псков, Октябрьский пр., д. 48, ОГРН 1036000302964, ИНН 6027028290 (далее – Управление, УМВД России по Псковской области), выразившихся в отказе исключить из Федеральной базы розыска Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – База ГИБДД) специальную продукцию – бланки паспортов транспортных средств (далее – ПТС) в количестве 222 шт., а также об обязании Управления исключить из Базы ГИБДД данные бланки ПТС.

Решением суда первой инстанции от 13.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2015, заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемые действия УМВД России по Псковской области признаны незаконными. На основании статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обязал Управление в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу исключить бланки ПТС в количестве 222 шт. из Базы ГИБДД как утраченную специальную продукцию.

В кассационной жалобе УМВД России по Псковской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и принять новый – об отказе ООО «Лайн 4» в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, основанием для включения спорных бланков ПТС в Базу ГИБДД послужили результаты проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, которые Обществу неоднократно предлагалось устранить, однако они не были устранены последним в полном объеме.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители  ООО «Лайн 4» возражали против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, на основании рапорта заместителя начальника Управления ГИБДД УМВД России по Псковской области о выявленных фактах нарушений при выдаче ПТС предприятиям-изготовителям (том 2, лист 100), Управлением проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений требований Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» (далее – Приказ № 1240), о чем составлено заключение от 05.12.2013 (том 1, листы 84 – 85), а также акт выбракованной специальной продукции от 05.12.2013 (том 3, листы 14 – 15).

В связи с этим УМВД России по Псковской области направило Обществу  письмо от 06.12.2013 № 26/6605, в котором сообщило о выявленных фактах нарушения порядка выдачи бланков ПТС, а также указало, что указанные бланки ПТС внесены в Базу ГИБДД как утраченная специальная продукция.

В связи с этим заявителю в срок до 13.12.2013 было предложено вернуть неиспользованные бланки ПТС  в Управление (том 1, лист 16).

Письмом от 19.02.2014 ООО «Лайн 4» сообщило Управлению об отказе в возврате данных бланков ПТС (том 1, лист 17), а 13.03.2014 обратилось в УМВД России по Псковской области с заявлением об исключении бланков ПТС из Базы ГИБДД (том 1, лист 18).

Управление письмом от 11.04.2014 № 26/1801 сообщило Обществу, что спорные бланки ПТС получены ООО «Лайн 4» с нарушением установленного порядка, в связи с чем они выставлены в базу данных разыскиваемой специальной продукции. Указанным письмом Обществу предложено провести мероприятия по устранению недостатков, а бланки ПТС получить в установленном порядке представив для этого в Управление ГИБДД УМВД России по Псковской области отчет об использовании ранее полученных бланков, сведения о количестве неиспользованных бланков, а также бланки, испорченные при заполнении; организовать и провести сверку оформленных ПТС на предмет выявления фактов нарушений при их оформлении, по результатам которой оформленные с нарушением ПТС аннулировать, о чем проинформировать Управление ГИБДД УМВД России по Псковской области (том 1, листы 19 – 20).

Отказ Управления в исключении из Базы ГИБДД спорных бланков ПТС  послужил ООО «Лайн 4» основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Управления органа правовых и фактических оснований для включения в Базу ГИБДД спорных бланков ПТС.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Вышеупомянутым Приказом № 1240 (действующим в рассматриваемый период) утверждено «Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – Наставление), которое определяет порядок осуществления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 7 Наставления на Главное управление ГИБДД в числе прочего возложена обязанность по контролю соблюдения установленных требований по учету, хранению, заполнению и выдаче ПТСи паспортов шасси транспортных средств (далее – ПШТС).

Территориальные органы управления ГИБДД субъектов Российской Федерации при выдаче организациям-изготовителям бланков ПТС и (или) ПШТС осуществляют контроль за конструкцией транспортных средств путем проверки наличия у них одобрений типа транспортного средства и (или) заключений о соответствии выпускаемых шасси транспортных средств требованиям нормативных правовых актов (пункт 10 Наставления).

Согласно пунктам 11 – 11.3 Наставления выдача бланков ПТС и ПШТС производится на основании поступающих от организаций-изготовителей заявок. С заявкой на получение истребуемого количества бланков ПТС и ПШТС представляются отчет об использовании ранее полученных бланков, сведения о количестве неиспользованных бланков, а также бланки, испорченные при заполнении. Обоснованием истребуемого количества бланков ПТС и ПШТС являются планы выпуска транспортных средств, средний показатель выпуска транспортных средств и (или) заявки на поставку транспортных средств. При выдаче бланков ПТС на транспортные средства, изготавливаемые с использованием шасси (как его составной части), указывается количество и номера ПШТС, взамен которых они будут оформлены. В отчет об использовании ранее полученных бланков заносятся номера оформленных бланков ПТС и ПШТС с указанием марок, моделей, модификаций транспортных средств и их учетных данных (идентификационных номеров (VIN) транспортных средств, кузова, шасси, двигателя).

Территориальные органы управления ГИБДД субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год обязаны проводить проверки соблюдения организациями-изготовителями установленных требований по учету, хранению, заполнению и выдаче ПТС (ПШТС). Для учета поступления и расходования бланков ПТС и ПШТС в ГИБДД ведется реестр учета поступления и расходования специальной продукции (пункты 12 и 13 Наставления).

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 399, Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 388, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации № 195 от 30.06.1997 утверждено «Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств» (далее – Положение о ПТС), которым установлено что ПТС и ПШТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Пунктом 1.4 Положения о ПТС установлено, что паспорта выдаются организациями - изготовителями на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 г. и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций - изготовителей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или при наличии Заключения на шасси, подтверждающих соответствие сертифицированных транспортных средств и (или) шасси установленным требованиям безопасности.

В силу пункта 1.12 Положения о ПТС подразделения Госавтоинспекции  обеспечивают за плату бланками паспортов организации - изготовители, расположенные на территориях, обслуживаемых подразделениями Госавтоинспекции и не реже одного раза в год контролируют соблюдение организациями - изготовителями установленного порядка выдачи и оформления паспортов.

Из материалов дела следует, что между УМВД России по Псковской области и ООО «Лайн 4»  29.11.2011 заключен договор № 29/11-02, предметом которого является приобретение Обществом бланков ПТС установленного образца, являющихся бланками специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, использование которых установлено нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанции, лицо, получившее в распоряжение от государственного органа бланки ПТС приняло на себя обязательство по соблюдению как условий названного договора, так и требований вышеприведенных нормативных положений.

Как было указано выше, основанием для внесения спорных бланков ПТС в Базу ГИБДД послужило непредставление Обществом отчета, предусмотренного пунктом 11 Наставления и содержащего сведения о количестве неиспользованных и испорченных бланках,а также не востребованных бланков в связи истечением срока действия Одобрения типа транспортных средств. 

Отклоняя данные доводы Управления, судебные инстанции установили, что все спорные бланки были выданы Обществу в 2012 году (заявки о выдаче бланков ПТС от 03.07.2012, 08.08.2012, 21.08.2012 и 06.11.2012). Поскольку производство транспортных средств ООО «Лайн 4» начало с 2012 года, то обращаясь в УМВД России по Псковской области с указанными заявками, Общество не могло представить отчет об использованных, неиспользованных, испорченных бланках, а также средний показатель выпуска транспортных средств.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Обществом неоднократно (03.07.2012, 08.08.2012, 21.08.2012 и 06.11.2012) подавались заявки о выдаче бланков ПТС. При этом ООО «Лайн 4» полагает, что при направлении заявки на последующую партию бланков ПТС, оно не должно отчитываться о ранее полученных и использованных на момент подачи соответствующей заявки бланках ПТС.

Вместе с тем, в силу пункта 11.1 Наставления с заявкой на получение истребуемого количества бланков ПТС и ПШТС представляются отчет об использовании ранее полученных бланков, сведения о количестве неиспользованных бланков, а также бланки, испорченные при заполнении.

Следовательно, до подачи заявки на получение последующей партии бланков ПТС Общество должно было отчитаться за ранее полученные бланки. Однако  судебными инстанциями установлено и заявителем не оспаривается, что на момент подачи заявок такая обязанность ООО «Лайн 4» не была исполнена.

Письмами от 07.08.2013 № 26/4123 и от 04.09.2013 № 264639 УГИБДД УМВД России по Псковской области проинформировало ООО «Лайн 4» о необходимости представления в адрес ГИБДД отчетов об использованных ранее полученных бланков ПТС, сведения о количестве неиспользованных бланков, а также бланков, испорченных при заполнении.  Кроме того, в письме от 04.09.2013 Управление сообщило Обществу, что срок действия Одобрения типа транспортного средства, под которое были получены бланки, истек 03.09.2013 (том 3, листы 12 и 13).

Доказательства выполнения указанных требований Управления в материалы дела не представлены, и именно непредставление вышеуказанных документов явилось для Управления основанием для составления заключения от 05.12.2013 и акта выбракованной специальной продукции от 05.12.2013, а также последующего включения в Базу ГИБДД бланков ПТС, выданных Обществу в 2012 году.

Общество ссылается на представление в УМВД России по Псковской области затребованного отчета и «Сведений из журнала учета поступления и расходования бланков специальной продукции, полученных ООО «Лайн 4».

Управление оспаривало получение указанных документов на момент проведения проверки, а материалы дела не содержат доказательств направления затребованных документов в рассматриваемый период.

В свою очередь, представленные в материалы настоящего дела документы (без даты и отметки Управления о вручении) не свидетельствуют об исполнении Обществом требования Управления, поскольку данные документы в нарушение пункта 11.3 Наставления не содержат указания на марки, модели, модификации и учетные данные (идентификационные номера (VIN) транспортных средств, кузова, шасси, двигателя) транспортных средств, на которые оформлены бланки ПТС и ПШТС. Кроме того, представленные заявителем документы были представлены не в полном объеме, поскольку содержали лишь сведения об оформленных ПТС, но не содержали сведений о количестве неиспользованных или испорченных бланков  (том 1, листы 46 – 52, 69 – 78).

Более того, из представленных в материалы заявок о выдаче бланков ПТС от 03.07.2012, 08.08.2012, 21.08.2012 и 06.11.2012 (том 2, листы 132 – 138) следует, что в них не были указаны номера ПШТС, взамен которых заявитель планировал оформить ПТС.

Как видно из Одобрений типа транспортного средства (том 1, листы 117 – 149, том 2, листы 1 – 92), спорные ПТС ООО «Лайн 4» планировало оформить на грузовые автомобили категории «ТС № 3», которые изготавливаются с использованием шасси (как его составной части).

Однако, в нарушение пункта 11.2 Наставления, при заявке на получение  бланков ПТС Общество не указало количество и номера ПШТС, взамен которых они будут оформлены.

В рамках проверки Управление также выявило, что часть бланков ПТС была выдана по истечению срока срок действия Одобрений типа транспортного средства, под которые выдавались данные бланки ПТС, а также по истечению срока действия сертификатов соответствия.

Между тем, если истек срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии либо их действие приостановлено или прекращено, то реализация товара должна быть прекращена (пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

В нарушение вышеприведенных норм ООО «Лайн 4» не представило сведений о не востребованных бланках в связи истечением срока действия Одобрений типа транспортного средства, равно как и доказательств получения новых сертификатов соответствия взамен истекших и согласования оформленных на новый срок сертификатов с органом по сертификации (письма Федерального агентства по техническому регулированию от 05.05.2014 № 130-24/1471, от 30.06.2014                            № 130-24/2113; том 2, листы 101–102, 104).

Помимо прочего Управлением установлен факт непредставления Обществом плана выпуска транспортных  средств и среднего показателя выпуска транспортных средств и (или) заявки на поставку транспортных средств, что является обоснованием истребуемого количества бланков ПТС (пункт 11.1 Наставления).

Ввиду изложенного кассационная инстанция считает, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего исполнения Обществом требований законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений, что свидетельствует о  правомерности внесения ПТС в Базу ГИБДД, поскольку совокупность выявленных нарушений привела к невозможности учета хранения, заполнения и выдачи спорных бланков и осуществления со стороны Управления возложенных на него функций по контролю за конструкцией транспортных средств.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд кассационной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых Обществом действий Управления, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных ООО «Лайн 4» требований.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Поскольку суды первой и апелляционной инстанций в полной мере установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты и принять новый – об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.

     Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

    решение Арбитражного суда Псковской области от 13.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу                    № А52-1654/2014 отменить.

     В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Лайн 4» отказать.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.А. Самсонова