ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-1698/2021 от 10.03.2022 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 марта 2022 года

Дело №

А52-1698/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ДОК»    Алешина А.С. (доверенность от 13.04.2021),

рассмотрев 10.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДОК» на решение Арбитражного суда Псковской области от 25.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу       № А52-1698/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ДОК» (180004, г. Псков, Октябрьский пр., д. 50Б, оф. 203; ОГРН 1146027002109; ИНН 6027155450;  далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области (180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23; ОГРН 1056000309331; ИНН 6027087659; далее – Комитет) в удовлетворении заявления о приведении описания западной границы охотничьих угодий в соответствие с требованиями приказа Минприроды России от 06.08.2010 № 306 «Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий» (далее – Приказ № 306), изложенного в письме от 26.02.2021 № ПР-05-1060, а также о возложении на него обязанности привести описание западной границы охотничьих угодий в соответствие с требованиями Приказа № 306, указав в описании западной границы все населенные пункты, расположенные по единственной существующей дороге от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республика Беларусь (далее в северном направлении) до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки, включив в действующее описание населенные пункты Ясеновец и Пустошка (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением суда первой инстанции от 25.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ является необоснованным.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола № 1 проведения открытого аукциона по извещению от 29.12.2015     № 45 на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий Псковской области между Комитетом и Обществом, признанным победителем данного аукциона, заключено охотхозяйственное соглашение от 18.01.2016 № 62 (далее – Соглашение).

Согласно пункту 1 раздела I Соглашения Обществом обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, Комитет обязуется предоставить в аренду на срок равный сроку действия Соглашения лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

В соответствии с пунктом 2 раздела II Соглашения западная граница охотничьих угодий определена от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республики Беларусь до н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации в северном направлении по дороге через н.п. Швары, Будади и далее в сторону                н.п. Бояриново до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки.

Площадь охотничьих угодий составляет 14 283 га (пункт 3 раздела III Соглашения), срок действия Соглашения составляет 49 лет (пункт 1 раздела VII Соглашения).

В ходе реализации Соглашения Обществом изготовлена схема организации территории, расположения биотехнических и охотхозяйственных сооружений охотничьего хозяйства, при подготовке которой выявлено, что если двигаться по дороге в северном направлении от н.п. Осинники Республики Беларусь до      н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации единственная существующая дорога проходит через н.п. Ясеновец и               н.п. Пустошка, не указанные Комитетом при описании западной границы охотхозяйства, которые также отсутствуют в описании западной границы, проходящей по автомобильной дороге.

С 2016 года по настоящее время Обществом ведется охотхозяйтвенная деятельность на основании утвержденного внутрихозяйственного охотустройства, согласно которому западная граница охотоустройства определена от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь дорогой от н.п. Осинники (Республика Беларусь) до н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации в северном направлении по дороге через н.п. Ясеновец, н.п. Пустошка, н.п. Швары., н.п. Будыни и далее в сторону н.п. Бояриново до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки.

Между Обществом, охотниками и районным охотоведом общедоступного охотучастка № 9 (участок № 160 на схеме) возникли разногласия по поводу западной границы охотничьих угодий (участок № 161 на схеме), в связи с чем у Общества возникла необходимость внесения уточнений в описание границ охотничьих угодий, в части внесения в качестве дополнения в описание западной границы н.п. Ясеновец и Пустошка.

Общество обратилось в Комитет с заявлением от 10.02.2021 № 21/3-гкп в котором указало, что согласно карте-схеме охотничьих угодий Псковской области изображенная на схеме охотхозяйства Общества западная граница прорисована по несуществующей дороге, в связи с чем предложило привести схему охотничьих угодий Псковской области в соответствие с описанием границ, указанных в Соглашении в части западной границы охотхозяйства, то есть по единственной существующей дороге от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республика Беларусь (далее в северном направлении) до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки.

В ответ на указанное заявление Комитет письмом от 26.02.2021                    № ПР-05-1060 сообщил, что описание границ охотничьих угодий производилось в соответствии с утвержденной схемой размещения, а также что из общедоступных охотничьих угодий убран участок № 10 Себежского района, а в закрепленные охотничьи угодья Себежского района добавлены охотничьи угодья Общества.

Общество, не согласившись с указанным письмом Комитета, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии оснований для описания западной границы охотничьих угодий в соответствии с требованиями Общества, в удовлетворении заявления отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее –
Закон № 209-ФЗ) в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет
(часть 1).

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона № 209-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27, 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 27 Закона № 209-ФЗ).

Охотхозяйственное соглашение включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (пункт 1 части 4 статьи 27 Закона № 209-ФЗ).

Согласно части 28 статьи 28 Закона № 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона. При заключении и исполнении охотхозяйственного соглашения изменение условий аукциона на основании согласия сторон такого соглашения или по требованию одной из его сторон не допускается.

В силу статьи 39 Закона № 209-ФЗ документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (часть 3); к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий (часть 5); при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6); при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (часть 7).

Как предусмотрено Порядком составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335 (далее – Порядок № 335), составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее – Схема) осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 4); при составлении Схемы границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 10).

Требования к описанию границ охотничьих угодий установлены приказом Минприроды России от 06.08.2010 № 306.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что  схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Псковской области была разработана в 2011 году автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательский проектный институт «Кадастр». При подготовке картографических материалов разработчиком применялись специализированные программные комплексы Maplnfo 10.0, ArcMap 10.0, Erdas Imagine 9.2, Statistica 8.0, SPSS 13.0, за основу принята электронная картографическая основа в масштабе 1:200000 на всю территорию Псковской области в системе координат WCS 84.

При разработке Схемы описание границ охотничьих угодий производилось в соответствии с Приказом № 306, Схема утверждена распоряжением Губернатора Псковской области 12.05.2014 № 23-РГ.

Судами также установлено, что охотничьи угодья, предоставленные в пользование Обществу, в Схеме значатся как общедоступные охотничьи угодья, участок № 10, площадь 14 283 га.

В соответствии со Схемой западная граница участка № 10 общедоступных охотничьих угодий Себежского района Псковской области определена от пересечения административной границы Себежского района Псковской области Российской Федерации и Республики Беларусь с дорогой от н.п. Осинники Республики Беларусь до н.п. Швары Себежского района Псковской области Российской Федерации в северном направлении по дороге через н.п. Швары, н.п. Будади и далее в сторону н.п. Бояриново до перекрестка с дорогой Идрица - Чайки. В качестве ориентира, по которому установлена западная граница охотугодья, разработчиком указана четко видимая на местности железная дорога Псков - Полоцк.

При этом, как указали суды, положения Схемы в установленном порядке недействующими не признаны.

Исходя из того, что описание западной границы охотничьих угодий в соответствии с требованиями Общества влечет за собой изменение площади охотничьих угодий (площадь территории между действующей автомобильной дорогой и старой железной дорогой составляет 108,87 га), суды пришли к выводу о том, что требования заявителя направлены на изменение существенных условий Соглашения, что является нарушением части 28    статьи 28 Закона № 209-ФЗ.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа Комитета, изложенного в письме от 26.02.2021 № ПР-05-1060, нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 25.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу № А52-1698/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДОК» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ДОК» (180004,       г. Псков, Октябрьский пр., д. 50Б, оф. 203; ОГРН 1146027002109; ИНН 6027155450) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 13.01.2022 № 2.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина

 И.Г. Савицкая