ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-2340/2021 от 30.06.2022 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2022 года

Дело №

А52-2340/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,

при участии от Псковской таможни ФИО1 (доверенность от 14.12.2021), от ФИО2 - представителя ФИО3 (доверенность от 10.06.2022),

рассмотрев 27.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 по делу № А52-2340/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ДТ Иньер», адрес: 180005, <...>, каб. 11, спец. Выставочный зал, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными уведомлений Псковской таможни, адрес: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Таможня), от 09.03.2021 №№ 10209000/У2021/0000237, 10209000/У2021/0000240 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней; о возложении на Таможню обязанности возвратить 9 013 070,94 руб. излишне уплаченных таможенных платежей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО2 и ФИО4.

Решением суда от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя кассационной жалобы, при подаче пассажирских таможенных деклараций ФИО2 и ФИО4 не соблюдены условия, предусмотренные подпунктом 20 пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для освобождения от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе гражданских воздушных судов. Как указывает Таможня, пунктом 2 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС; при исчислении совокупного таможенного платежа используются именно ставки ввозных таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 53 ТК ЕАЭС, а не льготы (освобождение от уплаты) по этим пошлинам и налогам, определенные статьей 49 ТК ЕАЭС «Льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции». Соответственно, положения статьи 49 ТК ЕАЭС о возможности предоставления льгот по уплате налогов могут применяться в отношении товаров для личного пользования только если это предусмотрено главой 37 ТК ЕАЭС. Правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрена возможность предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении товаров «воздушные суда», ввозимых физическими лицами для личного пользования. В перечень товаров, ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», воздушные суда, ввозимые для личного пользования, не включены. Следовательно, освобождение, предусмотренное статьей 150 НК РФ при исчислении совокупного таможенного платежа в отношении ввозимых товаров на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами для личного пользования, не применяется.

В отзывах на кассационную жалобу Общество и ФИО2, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - АС СЗО) от 30.05.2022 рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 27.06.2022.

Определением АС СЗО от 27.06.2022 по настоящему делу в порядке статьи 18 АПК РФ в составе судей, рассматривающих дело, произведена замена судьи Александровой Е.Н. на судью Журавлеву О.Р., в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.

До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

ФИО4 в судебное заседание не явился и своих представителей не направил. Неявка представителя Общества, ФИО4 в судебное заседание не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.  

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ФИО2 возражал против ее удовлетворения, представил на обозрение суда кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2022 № 88а-8383/2022.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

 Как установлено судами и следует из материалов дела, по пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД) от 11.11.2020 № 10209090/111120/А000170 ФИО4 ввез на таможенную территорию ЕАЭС воздушное судно - гражданский одномоторный самолет SOCATA TB20, 01.07.1996 года выпуска, число пассажирских мест 4, масса пустого 739,6 кг, страна происхождения -  Франция.

Также по ПТД от 16.11.2020 N 10209090/161120/П033227 ФИО2 ввез на таможенную территорию ЕАЭС воздушное судно - вертолет МВВ ВО 105s, 1987 года выпуска, массой пустого снаряженного аппарата 1589 кг, количеством пассажирских мест 5, оранжево-синего цвета, страна происхождения - Германия.

Обязанности таможенного представителя при таможенном оформлении выполняло Общество на основании договоров на оказание услуг таможенного представителя от 09.11.2020 № 1105/00/075-2020, от 05.11.2020 № 1105/00/074-2020.

11.11.2020 и 16.11.2020 на Псковском таможенном посту оформлены таможенно-приходные ордера (далее - ТПО) №№ 10209090/111120/ТС-5132414, 10209090/161120/ТС-5132419 о начислении в отношении ввезенных воздушных судов таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа в размере 1 165 588,53 руб. и 2 876 649,30 руб. соответственно.

Расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, произведен декларантом по ставке ввозной таможенной пошлины в размере 10 % согласно Единому таможенному тарифу  ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС), утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» на 11.11.2020 и 16.11.2020 в соответствии с классификационными кодами товаров 8802 20 000 1,  8802 11 000 3 ТН ВЭД, и НДС по ставке 0% ввиду  освобождения от уплаты НДС на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 150 НК РФ.

По результатам таможенного оформления воздушные судна выпущены в свободное обращение.

По результатам проведенного после выпуска товаров таможенного контроля в форме проверки документов и сведений в части полноты уплаты таможенных платежей Таможня составила акты от 26.02.2021 №№ 10209000/205/260221/А0022,   10209000/205/260221/А0023, в которых указала на неправомерность применения  при расчете сумм, подлежащих уплате таможенных платежей, льготы, предусмотренной статьей 150 НК РФ при исчислении НДС по ставке - 0%, что послужило основанием для доначисления 2 564 294,77 руб. НДС (ФИО4) и 6 328 628,46 руб. (ФИО2).

На основании указанных актов Таможней 09.03.2021 сформированы уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, которые направлены:

в адрес ФИО4 (№ 10209000/У2021/0000236) на  2 600 016,82 руб. (из них совокупный таможенный платеж в отношении товаров для личного пользования - 2 564 294,77 руб., пени за просрочку уплаты совокупного таможенного платежа в отношении товаров для личного пользования - 35 722,05 руб.);

в адрес ФИО2 (№ 10209000/У2021/0000239) на 6 413 054,12 руб. (из них совокупный таможенный платеж в отношении товаров для личного пользования - 6 328 628,46 руб., пени за просрочку уплаты совокупного таможенного платежа в отношении товаров для личного пользования - 84 425,66 руб.);

в адрес Общества (№ 10209000/У2021/0000237) на 2 600 016,82 руб. (совокупный таможенный платеж - 2 564 294,77 руб., пени - 35 722,05 руб.) и (№ 10209000/У2021/0000240) на 6 413 054,12 руб. (совокупный таможенный платеж - 6 328 628,46 руб., пени - 84 425,66 руб.) в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 405 ТК ЕАЭС, с учетом части 7 статьи 346 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанные в названных уведомлениях суммы платежей и пеней уплачены Обществом в полном объеме.

Считая названные уведомления Таможни неправомерными, Общество оспорило их в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела, установив соблюдение условий, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 150 НК РФ для освобождения от НДС при ввозе спорных гражданских воздушных судов, признали оспариваемые уведомления Таможни незаконными и удовлетворили заявленные требования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, спорные воздушные суда в соответствии с  подпунктом 50 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС относятся к транспортным средствам для личного пользования.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования урегулированы главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа. Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией (пункт 2 статьи 266 названного Кодекса).

Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов, в числе иного, установлены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение ЕЭК № 107).

В приложении № 2 к решению ЕЭК № 107 определены категории транспортных средств для личного пользования, кузова транспортных средств для личного пользования, ввозимые на территорию Союза любым способом, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа. К таким транспортным средствам относятся, в том числе воздушные суда (пункт 2 таблицы 2 приложения № 2 Решения ЕЭК № 107).

Согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа - это сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемых в соответствии со статьей 53 ТК ЕАЭС.

Пунктами 2, 4 статьи 53 ТК ЕАЭС установлено, что для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки ЕТТ ЕАЭС, а для исчисления налогов -  ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 названного Кодекса они подлежат уплате.

Согласно пункту 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.

Таким образом, в случае ввоза на территорию Союза воздушного судна для личного пользования уплате подлежит совокупный таможенный платеж, включающий в себя налоги, исчисляемые в соответствии с законодательством государства-члена Союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС (подпункт 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ).

В соответствии со статьей 164 НК РФ обложение НДС ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, являющихся объектом обложения налогом, производится по различным налоговым ставкам (0, 10 и 20%).

Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в статью 150 НК РФ путем введения в действие с 01.01.2020 подпункта 20 названной статьи.

 Согласно подпункту 20 статьи 150 НК РФ с 01.01.2020 ввоз на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Реестр), при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Реестре, освобождается от налогообложения НДС.

В случае непредставления указанного свидетельства о регистрации, ввоз гражданских воздушных судов освобождается от налогообложения при представлении в таможенный орган обязательства налогоплательщика по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, представить в течение 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации в таможенный орган соответствующее свидетельство.

Форма обязательства налогоплательщика НДС о представлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судная в Реестре утверждена  приказом Федеральной таможенной службы от 19.11.2019 № 1772 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.12.2019 № 56913, далее - Приказ ФТС России № 1772).

При нарушении указанных условий, в случаях, установленных абзацами третьим, четвертым подпункта 20 пункта 1 статьи 150 НК РФ, сумма НДС, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, подлежит уплате.

Исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суды установили, что при таможенном оформлении спорных воздушных судов и исчислении совокупного таможенного платежа ФИО4 и ФИО2 представили в таможенный орган в составе документов обязательства налогоплательщика НДС от 09.11.2020 и 16.11.2020 о представлении копий свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов в Реестре по форме, утвержденной Приказом ФТС России № 1772 (Том 1, л.д. 84, 96). До истечения 90 календарных дней с даты регистраций названных ПТД ФИО4 и ФИО2 представили в таможенный орган копии свидетельств о государственной регистрации воздушных судов в Реестре от 19.01.2020 № 8834, от 11.02.2021 № 8851.

С учетом установленных обстоятельств суды признали, что условия, предусмотренные подпунктом 20 пункта 1 статьи 150 НК РФ для освобождения от НДС при ввозе спорных воздушных судов, в данном случае  соблюдены, в связи с чем оспариваемые уведомления Таможни вынесены незаконно.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Из пояснений представителя ФИО2 и представленного на обозрение кассационного определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2022 № 88а-8383/2022 следует, что в судах общей юрисдикции сложилась судебная практика, подтверждающая право физических лиц в рассматриваемой ситуации на освобождение от уплаты НДС.

При таком положении оснований для вывода о нарушении судами норм материального права при рассмотрении настоящего спора не имеется.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 28.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 по делу № А52-2340/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

О.Р. Журавлева

Л.И. Корабухина