АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 сентября 2017 года | Дело № | А52-271/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная инвестиционная компания» ФИО1 (доверенность от 30.01.2017 № 18), от Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области ФИО2 (доверенность от 26.05.2017 № 19/388), рассмотрев 26.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная инвестиционная компания» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу № А52-271/2017 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.), у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная инвестиционная компания», место нахождения: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, Решением суда первой инстанции от 06.03.2017 (судья Буянова Л.П.) заявление ООО «СевЗапИнвест» удовлетворено. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 указанное решение отменено; в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано. В своей кассационной жалобе ООО «СевЗапИнвест» ссылается на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права, а именно положений «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства», утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 30.10.2014 № 589 (далее – Административный регламент № 589), а также статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ). В связи с этим податель жалобы просит отменить вынесенное по данному делу постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения. Законность вынесенного по делу постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, с целью привлечения к трудовой деятельности по профессии «массажист» двух граждан из Тайланда ООО «СевЗапИнвест» обратилось в УВМ УМВД с заявлением от 29.11.2016 «о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников». Рассмотрев представленные Обществом документы, Управление на основании пункта 67.8. Административного регламента № 589 упомянутым письмом от 26.12.2016 отказало подателю заявления в выдаче такого разрешения. В обоснование своего отказа УВМ УМВД указало на наличие у работодателя факта административного наказания (19.09.2016 по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ) за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан за последние два года до дня подачи заявления о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Не согласившись с правомерностью полученного отказа со стороны Управления, ООО «СевЗапИнвест» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование Общества, так как посчитал, что указанная в оспоренном отказе УВМ УМВД ссылка на пункт 67.8 Административного регламента № 589 («за незаконное привлечение иностранного работника к трудовой деятельности в Российской Федерации») не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Судом было установлено, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности, но именно по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ «за неуведомление уполномоченного органа о заключении или прекращении трудового договора с иностранным гражданином». По мнению суда, объективная сторона указанного правонарушения не относится к правонарушениям, включающим ответственность «за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности». Проанализировав все части упомянутой статьи 18.15 Апелляционный суд не согласился с указанными выводами суда первой инстанции, в связи с чем отменил его решение от 06.03.2017. Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в пункте 67.8 Административного регламента № 589 имеется в виду не конкретная объективная сторона вмененного правонарушения, а сфера регулируемых отношений, наступление ответственности в рамках которой и является препятствием для выдачи разрешения на работу. Поскольку Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества в силу следующего. В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. При этом порядок выдачи, в том числе разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (часть 6 статьи 18 Закона № 115-ФЗ). Так, приказом Федеральной миграционной службы от 30.10.2014 № 589 был утвержден упомянутый Административный регламент № 589, в пункте 67.8 которого установлено основание для отказа в выдаче ФМС России или ее территориальным органом разрешения на привлечение и использование иностранных работников – наличие у работодателя или заказчика работ (услуг) административного наказания за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства за последние два года до дня подачи заявления о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников либо неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанного административного правонарушения на момент подачи такого заявления. Как следует из материалов рассматриваемого арбитражного дела Статья 18.15 КоАП РФ, положения которой уже анализировались судами, устанавливает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В целях обеспечения охраны общественных отношений в сфере миграции и занятости населения законодатель предусмотрел, что установленная данной статьей (без исключения каких-либо ее частей) административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан в отношении каждого иностранного гражданина (примечание 2 к названной статье). А это в свою очередь свидетельствует об отнесении всех правонарушений, предусмотренных данной статьей, к сфере незаконного привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации. Закон № 115-ФЗ (часть 8 статьи 13), устанавливающий обязанность по уведомлению миграционного органа о заключении и прекращении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора, и законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение такого неуведомления (часть 3 статьи 18.15 Суд апелляционной инстанции, правильно применив нормы действующего в рассматриваемой сфере правоотношений законодательства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа со стороны Управления в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в связи с уже имеющимся наличием у Ввиду изложенного в удовлетворении заявленных Обществом требований апелляционный суд обоснованно отказал. Поскольку нормы материального и процессуального права при этом были применены апелляционной инстанцией правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого Обществом постановления от 05.06.2017. Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу № А52-271/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная инвестиционная компания» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян С.В. Соколова | |||