ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-3866/19 от 22.07.2020 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 июля 2020 года

Дело №

А52-3866/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,

рассмотрев 16.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020 по делу № А52-3866/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Евроавто Плюс», адрес: 182105, <...>, лит. А, эт. 1, пом. 5а, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Евроавто Плюс», Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне, адрес: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, о взыскании излишне взысканных таможенных платежей в сумме 431 596,38 руб.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 20.12.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение от 20.12.2019 и постановление от 27.03.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров по резервному методу принято правомерно, поскольку в ходе дополнительной проверки декларант представил не все запрошенные документы, а имеющиеся не устранили основания для проведения проверки.  Заявленная таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, а также не содержат достаточных и бесспорных данных о цене товара. Общество ввезло товары по более низким ценам по сравнению с ценами на аналогичные товары, ввезенные и задекларированные иными участниками внешнеэкономической деятельности. При этом Таможня обращает внимание на то, что решение о корректировке таможенной стоимости в установленном порядке декларантом не обжаловано, а также ссылается на несоблюдение Обществом предусмотренной законом административной процедуры возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Поскольку стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб и ходатайства об отложении рассмотрения дела по причине невозможности участия в судебном заседании от них не поступили, суд округа, руководствуясь частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие представителей названных лиц.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «Евроавто Плюс» (покупатель) в соответствии с контрактом от 11.07.2016 № 58, заключенным с компанией UAB «CONTINENTAL TRANSPORTS» (продавец), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по декларации на товары (далее – ДТ) № 10225030/150716/0002441 товары «запасные части для транспортных средств, бывшие в употреблении, предназначенные для ремонта моторных транспортных средств».

Таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии с методом определения таможенной стоимости товара – по стоимости сделки с ввозимыми товарами согласно статьям 2 и 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение). В подтверждение заявленной таможенной стоимости Общество представило документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством и необходимые для таможенного оформления ввезенного товара             (контракт от 11.06.2016 № 58, инвойс от 11.07.2016 СТ № 3176, упаковочный лист к инвойсу от 11.07.2016, коммерческое предложение от 10.07.2016, СМR от 12.07.2016 № 6СТ58, транзитную декларацию № 10225010/130716/0045483, экспортную декларацию от 12.07.2016 № 16LTKR1000ЕК0419В4).

В ходе таможенного контроля выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, в связи с чем таможня приняла решение от 18.07.2016 о проведении дополнительной проверки. В ходе проверки у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной ДТ; Обществу предложено в срок до 18.07.2016 представить обеспечение уплаты таможенных платежей.

В ответ на указанное решение ООО «Евроавто Плюс» 19.07.2016 обратилось в таможенный орган с письмом, в котором просило выпустить товар под обеспечение в связи с невозможностью представить запрашиваемые документы в полном объеме.

Общество 19.07.2016 внесло денежные средства по таможенной расписке № 10225030/190716/ТР-6448359, товары в этот же день были выпущены в заявленной таможенной процедуре.

Во исполнение решения таможенного органа о проведении дополнительной проверки ООО «Евроавто Плюс» 08.08.2016 представило дополнительные документы.

Себежским таможенным постом Себежской таможни принято решение от 25.08.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров № 2, 9, 10, 23, 24, 35, 36, 37, оформленных по ДТ № 10225030/150716/0002441. В результате произведенной корректировки сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет, составила 426 078,66 руб.

В связи с принятым решением декларантом 08.09.2016 представлены формы КДТ-1, 2, форма ДТС-2.

Решением таможенного органа от 12.09.2016 внесены изменения и (или) дополнения в сведения, указанные в ДТ.

Кроме того, таможней произведен зачет денежного залога в счет сумм таможенных платежей, подлежащих уплате в результате корректировки таможенной стоимости, в размере 431 596,38 руб., в том числе 426 078,66 руб. таможенных платежей, включая налог на добавленную стоимость, 5 517,72 руб. пени.

Заявление о возврате излишне взысканных сумм таможенных платежей и об отмене решения о корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ, направленное Обществом в таможенный орган 06.08.2019, оставлено без рассмотрения.

Считая решение таможни о корректировке таможенной стоимости товара незаконным, ООО «Евроавто Плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой инстанции и апелляционной инстанций пришли к выводу, что представленные декларантом документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товаров, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Из положений статьи 65 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) следует, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

В пункте 1 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 Соглашения.

В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.

Согласно пункту 2 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 3 статьи 2 Соглашения, пункт 4 статьи 65 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 12 статьи 183 ТК ТС предусмотрена обязанность декларанта в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В силу пункта 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

В случае выявления при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов, предъявленным в их подтверждение документам, таможенным органом в соответствии с требованиями статьи 68 ТК ТС, подпункта 1 пункта 6 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) принимается решение о корректировке таможенной стоимости.

При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в частности, разъяснено следующее (пункты 5, 9, 10).

Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.

С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения) (пункт 5).

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой.

В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.

В частности, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Кодекса разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 9).

Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.

В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.

Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.

Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (пункт 10).

Аналогичный правовой подход отражен и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

В ходе рассмотрения настоящего дела судами двух инстанций установлено, что для подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров Общество представило в таможню пакет документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 ТК ТС и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376).

Вместе с тем в ходе проведения контроля обоснованности заявленной Обществом таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ № 10225030/150716/0002441, таможней с использованием системы управления рисками выявлены более низкие цены декларируемых товаров № 2, 9, 10, 23, 24, 35, 36, 37 по сравнению с ценами товаров того же класса и вида, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза в соответствующий период на сопоставимых условиях поставки.

Во исполнение решения таможенного органа о проведении дополнительной проверки от 08.08.2016 ООО «Евроавто Плюс» представило пояснения и документы на бумажном носителе (на 153 листах), в том числе копии контракта, инвойса, СМR, упаковочного листа, пояснений по условиям согласования и формирования цены по контракту, пояснения по условиям продаж по установленной форме, платежное поручение от 05.08.2016 № 128 об оплате ввезенной партии товара, справку о формировании цены реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации, документы по реализации товара на внутреннем рынке, экспортную декларацию.

Согласно решению о корректировке таможенной стоимости при анализе документов, представленных Обществом, установлено значительное расхождение в меньшую сторону заявленной таможенной стоимости товарной партии декларируемых товаров с ценовой информацией по однородным товарам, товарам одного вида, класса, имеющейся в распоряжении таможенного органа. Также таможенный орган принял во внимание, что цена товара отражена в контракте, но в контракте отсутствуют сведения о характеристиках поставляемых товаров, об их техническом состоянии, между тем, данные характеристики напрямую влияют на ценообразование товара; контрактом, инвойсом не определены условия оплаты за товар – оплата производится путем 100% предварительной оплаты или после таможенного оформления товара в течение 60 дней; цена установлена вне зависимости от расстояния маршрута и понесенных расходов продавца по доставке товаров, что указывает на недостоверность заявленных сведений по структуре заявленной таможенной стоимости.

На основании изложенного стоимость товаров № 2, 9, 10, 23, 24, 35, 36, 37 определена таможней резервным методом в соответствии со статьей 10 Соглашения, в том числе по товарам № 2, 9, 10, 23, 24, 35, 36, 37 – с применением ценовой информации ИАС «Мониторинг-Анализ» по стоимости однородных товаров, по товарам №1, 3 – 8, 11 – 22, 25 – 34, 38 – 44 – по стоимости, указанной в инвойсе продавца от 31.05.2016 СТ № 3041.

Проверяя выводы таможенного органа, суды установили, что задекларированные товары, являются бывшими в употреблении запасными частями, предназначенными для ремонта моторных транспортных средств. Товары приобретались по ценам и в ассортименте, указанным в контракте, с термином «как есть» (пункт 1.2 контракта). Валютой контракта являются рубли Российской Федерации (раздел 2 контракта). Всего 121 позиция товаров на сумму 500 000 руб.

Сведения о количестве, ассортименте и стоимости товаров, указанные в инвойсе от 11.07.2016 СТ № 3176, соотносятся с иными товаросопроводительными документами,  а также данными платежного поручения от 05.08.2016 № 128. Выпиской банка и письмом АО «Великие Луки банк» от 21.08.2019 № 05-26/918 подтверждено списание 500 000 руб. со счета Общества (покупателя) по реквизитам продавца.

Противоречий и неполных сведений в показателях, указанных в названных документах, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, на такие расхождения таможня в оспариваемом решении не ссылается.

В подтверждение факта поставки представлена экспортная декларация страны вывоза и международная товарно-транспортная накладная (СМR).

Государственные номера транспортного средства, осуществляющего поставку, указанные в инвойсе и СМR соответствуют государственным номерам, согласованным сторонами в пункте 1.3.3 контракта. Количество, вес и наименование товара соответствуют указанным сведениям в спецификации и инвойсе. СМR содержит ссылку на инвойс, сопровождавший поставку. Условия поставки - СРТ - Москва, место разгрузки - Москва, Московская область, город Дзержинск. Сведения об отправителе товара и получателе товара по транспортной накладной соответствуют наименованию и реквизитам продавца и покупателя, указанным в контракте.

Разночтений в экспортной декларации суд первой инстанции не установил, при этом отметил, что ценовые характеристики также являются сопоставимыми с учетом документов декларанта по отгрузке.

Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований ТК ТС и Соглашения суд первой инстанции исходил из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе, и только в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в ином порядке.

В данном случае идентификация товаров потребовала дополнительных пояснений и документов со стороны декларанта, которые были представлены Обществом таможенному органу в ходе дополнительной проверки, в объеме достаточном для подтверждения достоверности декларируемой таможенной стоимости.

Таможенный орган, в свою очередь, не представил доказательств того, что сведения о стоимости товаров являются недостоверными, документы, представленные декларантом, не опроверг.

Ссылки таможенного органа на несоблюдение декларантом порядка возврата излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренного статьей 147 Закона № 311-ФЗ, обоснованно отклонены судами с учетом пункта 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.

Суды правомерно исходили из того, что необходимость обращения в таможенный орган до подачи заявления в суд возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости. В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, а соответствующие платежи рассматриваются в качестве излишне уплаченных, а не взысканных. Права декларанта (плательщика) в такой ситуации считаются нарушенными не самим фактом внесения таможенных платежей в бюджет в излишнем размере, а лишь при необоснованном отказе таможенного органа в возврате излишне уплаченных сумм по заявлению плательщика.

В настоящем деле Общество основывает свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости. В случае же незаконного взыскания таможенных платежей на плательщика не возлагается обязанность по предварительному обращению в таможенный орган с заявлением об их возврате в порядке, установленном статьей 147 Закона № 311-ФЗ, поскольку урегулирование вопроса о возврате излишне взысканного налога в административном порядке в этом случае является правом, а не обязанностью плательщика.

Доводы таможенного органа о пропуске Обществом трёхмесячного срока на обжалование решения о корректировке таможенной стоимости не имеют правового значения для разрешения настоящего спора о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание нормы таможенного законодательства, регулирующие порядок и условия определения таможенной стоимости товара, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что совокупностью документов и сведений, представленных при декларировании и в ходе дополнительной проверки, ООО «Евроавто Плюс» подтвердило заявленную таможенную стоимость по спорной декларации, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Доводы таможни, в том числе, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения в судах двух инстанций, которые установили все фактические обстоятельства дела, объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку в судебных актах.

Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 20.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020 по делу № А52‑3866/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

О.Р. Журавлева

С.В. Соколова