ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-4621/20 от 20.01.2022 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 января 2022 года

Дело №

А52-4621/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

рассмотрев 17.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области                      на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по                            делу № А52-4621/2020,   

у с т а н о в и л :

Управление по учету и распределению жилой площади администрации           города Пскова, адрес: 180004, <...>,                          ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - УФАС),                         о признании недействительным решения от 14.08.2020 по делу № 060/17-270/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением суда первой инстанции от 24.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе УФАС просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что  суды ошибочно пришли к выводу о законности снижения заявителем начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) до размера выделенных бюджетных лимитов. Считает неправомерным использование Управлением при анализе рынка информации от риэлтора, а не от потенциального участника аукциона (застройщика); судами не дана оценка доводам УФАС о возможности продажи иным застройщиком квартиры в г. Пскове, а не за его пределами; действия Управления исключили возможность участия в закупке застройщиков                        г. Пскова.     

В отзыве Управление возразило против доводов жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.03.2019 Управлением (заказчиком) в целях реализации постановления администрации города Пскова от 17.12.2015 № 2703 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Пскова» утверждена документация об электронном аукционе на закупку квартиры путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для обеспечения жилыми помещениями                 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения 0157300025219000040). НМЦК составила 1 199 880 руб.

Согласно разделу II аукционной документации (техническое задание) объектом закупки является:

- жилое помещение (квартира) должно быть благоустроенным, находиться в здании капитального типа, иметь центральное отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, центральное либо автономное горячее водоснабжение, электроснабжение, газовую (газоэлектрическую, электрическую) плиту;

- жилое помещение (квартира) должно соответствовать санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, установленным разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, а также действующим строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

Одним из требований, предъявляемых к дому, в котором должна быть расположена квартира, является требование к месту нахождения данной квартиры, а именно в Псковском районе с удаленностью не более 3-х километров от черты города Пскова.

Также одним из условий закупки оговорено обязательство застройщика передать заказчику объект долевого строительства не позднее 29.11.2019.

На участие в аукционе подана единственная заявка - обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «СпецПроектЖилСтрой».

По результатам электронного аукциона 26.04.2019 заявителем заключен муниципальный контракт с ООО «СпецПроектЖилСтрой» на сумму                                   1 199 880 руб. на приобретение квартиры по адресу: Псковская обл., Псковский р-н, сельское поселение «Завеличенская волость», <...>.

Из прокуратуры города Пскова 03.12.2019 в УФАС поступили материалы в отношении Управления о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при закупке.

УФАС определением от 14.04.2019 возбуждено дело № 060/01/17-270/2020, по результатам рассмотрения которого принято решение от 14.08.2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Названным решением УФАС признало в действиях Управления нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в установлении требования о расположении квартир исключительно в Псковском районе не более 3-х километров от черты города Пскова.

В связи с тем, что муниципальный контракт по итогам электронного аукциона заключен, УФАС решило не выдавать предписание об устранении нарушений.

Не согласившись с решением УФАС, Управление обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что запрещаются при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В свою очередь, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1 и 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе             документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую                           информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование НМЦК.

В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе закреплено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Статьей 4 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1241-ОЗ) определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Аналогичная норма закреплена в Положении о порядке обеспечения                    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном постановлением администрации Псковской области от 27.05.2013  № 223 «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Положение № 223).

В пункте 7 Положения № 223 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется местными администрациями муниципальных районов (городских округов) в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 1241-ОЗ дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по месту жительства указанных лиц.

При этом в силу пункта 1.1 статьи 5 Закона № 1241-ОЗ при наличии согласия детей-сирот они могут обеспечиваться жилыми помещениями общей площадью                не менее 25 квадратных метров на территории муниципального района или городского округа области, граничащего с территорией муниципального района                   или городского округа области, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, в адрес Управления поступили заявления детей-сирот, в которых они выразили свое согласие на обеспечение жилыми помещениями на территории Псковского района, указав при этом конкретные улицы, что подтверждается материалами дела, в том числе письмами территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области, Отдела семьи, опеки и попечительства.

Также материалами дела подтверждается, что с целью установления потенциальных участников аукциона и для определения НМЦК заявителем в адрес строительных организаций (ООО «Эгле», акционерное общество (далее – АО) «ДСК», ООО Строительная компания «Скандинавия», открытое акционерное общество (далее – ОАО) «Псковжилстрой», ООО «Капитал инвестстрой»,                                          ООО «СпецПроетЖилСтрой» и ООО «Авентин-Псков») направлены запросы                        от 29.01.2019 о предоставлении информации о стоимости квартир с чистовой отделкой при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в соответствии с техническим заданием согласно приложению к письму.

Судами отмечено, что все направленные запросы в адрес организаций содержали в качестве приложения техническое задание - наименование и описание объекта на осуществление закупки квартиры путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (для детей-сирот) с указанием в том числе сведений о местоположении объекта как «в границах муниципального образования «Город Псков» либо в Псковском районе с удаленностью не более 3-х километров от черты города», а также с указанием о передаче заказчику объекта долевого строительства не позднее 29.11.2019.

При этом в ответ на запрос ООО «Эгле» представило информацию о стоимости квартир с чистовой отделкой в микрорайоне Околица Александровский проезд, д. 6, согласно которой общая площадь квартиры от 34,97 до 35,58 кв.м, со стоимостью от 1 363 830 руб. до 1 387 620 руб., при стоимости 1 кв. м - 39 000 руб.; в ответ на запрос от АО «ДСК» сообщило об отсутствии квартир с запрашиваемыми параметрами.

В ответ на запрос ООО Строительная компания «Скандинавия» сообщило об отсутствии в 2019 году планируемых к вводу жилых домов, в которых имеются однокомнатные квартиры с чистовой отделкой, в связи с этим предоставить информацию о стоимости указанных квартир не представляется возможным.

ОАО «Псковжилстрой» в ответ на запрос сообщило управлению, что не имеет объектов, удовлетворяющих техническому заданию (отсутствуют объекты со сроком передачи до 29.11.2019).

ООО «Капитал инвестстрой» в ответ на запрос предоставило коммерческое предложение, согласно которому предлагается приобрести квартиры, находящиеся в строящемся жилом доме по адресу: <...>, срок                   сдачи: 1 квартал 2020 года, срок передачи до 01.05.2020 по договору участия в долевом строительстве, квартиры-студии с полной отделкой площадью                                                     31 - 32,1 кв. м в количестве 10 шт. Технической возможности передать квартиры             до 29.11.2019 не имеется. Также предложено рассмотреть вопрос о приобретении квартир в жилищном комплексе «Видный» в деревне Писковичи.

ООО «Авентин-Псков. Центр недвижимости» предоставило заявителю ответ, согласно которому указан адрес: ул. Гецентова, д. 8, с площадями квартир                         от  30,4 до 39,7 кв. м со стоимостью от 1 232 950 руб., сообщено о средней стоимости квадратного метра квартир с отделкой - 40 409 руб. 56 коп.

На основании указанных ответов, учитывая, что техническому заданию проводимого аукциона соответствовали ответы ООО «СпецПроектЖилСтрой» и ООО «Авентин-Псков». Центр недвижимости», Управлением для расчета НМЦК дополнительно использована общедоступная информация о цене идентичного товара, содержащаяся в контракте, который исполнен и по которому                                      не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Информация о контракте размещена в Реестре контрактов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Судами установлено и подателем жалобы не отрицается, что рассчитанное заявителем среднее значение цены квартиры на основании полученных предложений и информации из Реестра контрактов, размещенных в ЕИС, составило 1 212 303 руб. 33 коп., что превышало выделяемый в 2019 году лимит субвенции в сумме 1 199 880 руб. на обеспечение жилыми помещениями                  детей-сирот в Псковском районе. В связи с этим НМЦК заявителем снижена                          до 1 199 880 руб., то есть до уровня лимита бюджетных обязательств, выделяемого на закупку жилого помещения площадью 30 кв. м в Псковском районе.

Получив информацию от потенциальных участников, приняв во внимание отсутствие объекта закупки, соответствующего техническому заданию в городе в Пскове (иное УФАС не доказано), законодательно установленное право заказчика при наличии согласия детей-сирот на приобретение жилья на территории муниципального района или городского округа области, граничащего с территорией муниципального района или городского округа области места жительства                   детей-сирот, наличие данных согласий, а также лимит выделенной субвенции на приобретение квартиры и срок ее использования, Управление с учетом потребности в приобретении конкретного жилья установило требование к месту нахождения данной квартиры, а именно в Псковском районе с удаленностью                     не более 3-х километров от черты города Пскова и срока передачи объекта долевого строительства не позднее 29.11.2019.

В подтверждение вывода о нарушении заявителем части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции УФАС сослалось на информацию, поступившую от Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области о том, что на территории города Пскова по состоянию на 01.10.2019 осуществлялось строительство следующих многоквартирных домов с привлечением средств граждан с планируемым периодом сдачи объекта - 4 квартал 2019 года: Новгородская ул.,                д. 18а (ООО «Профтехстрой»); Ольгинская наб., д. 5а (АО «Результат»); Красноармейская ул., д. 2б (ООО «Руст»); Юбилейная ул., д. 41а (ООО «Спецстрой»), что, по мнению подателя, свидетельствует о возможности приобретения квартир на территории города Пскова.

Оценив данные доводы УФАС, суды отметили, что в материалы дела представлены письма от данных организаций, согласно которым                                               ООО «Профтехстрой» указало, что дата ввода в эксплуатацию многоквартирного дома по Новгородской ул., д. 18 - 10.01.2020, договоры долевого участия на однокомнатные квартиры не заключались; ООО «Руст» - срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию по Красноармейской ул., д. 2б                             до 31.12.2020; ООО «Спецстрой» срок ввода в эксплуатацию многоквартирного дома по Юбилейной ул., д. 41а - 28.12.2019, все однокомнатные квартиры на 01.01.2019 зарегистрированы по договорам долевого участия. При этом согласно общедоступной информации, размещенной в сети Интернет и  не опровергнутой УФАС, квартиры относятся к жилью комфорт-класса, стоимость  1 кв. м составляет от 55 000 руб. до 70 000 руб. без отделки.

Таким образом, как верно отмечено судами, из ответов данных организаций  не усматривается наличие объектов в городе Пскове, соответствующих техническому заданию и потребностям заказчика. Рассуждая об обратном, УФАС не учитывает конкретную потребность в закупке, сопряженную неделимой совокупностью параметров: площадь квартиры, стоимость и срок окончания строительства (передачи квартиры). Довод УФАС о том, что действия Управления исключили возможность участия в закупке застройщиков г. Пскова, не учитывает рыночную конъюнктуру и структуру строительного бизнеса, в котором, в частности, застройщики г. Пскова могут вести строительство и продажу объектов, расположенных на территории районов Псковской области, в том числе близлежащих к городу Пскову.  

Судами установлено, что на участие в электронном аукционе подана одна заявка, которая была допущена комиссией заказчика к участию в аукционе, поскольку соответствовала требованиям документации, контракт заключен и исполнен. Доказательств поступления жалоб от иных строительных организаций, которые подали бы заявку на участие в аукционе, УФАС в материалы дела                       не представлено. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.

Довод УФАС о наличии в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе оценен судами с учетом того, что  соответствующих нарушений Закона № 44-ФЗ решением УФАС не признано. При этом УФАС                         убедительно не доказало, что исключение информации одного из нескольких источников сведений, послуживших основанием для настоящего расчета НМЦК, привело в конечном итоге к ее некорректному и недостоверному определению.   Ограничение конкуренции, а именно нарушение заявителем части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ выразилось, по мнению УФАС, лишь в необоснованном установлении требования к месту нахождения данной квартиры, а именно в Псковском районе с удаленностью не более 3-х километров от черты города Пскова.

При таких конкретных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, выводы судов соответствуют материалам дела, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200                 АПК РФ.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020                  № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном  суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                   Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 24.06.2021 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу № А52-4621/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян