ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-46/19 от 20.11.2019 АС Северо-Западного округа

867/2019-60699(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Сервис- Комплекс» ФИО1 (доверенность от 05.02.2019), ФИО2  (доверенность от 05.02.2019), 

рассмотрев 19.11.2019 в открытом судебном заседании кассационные  жалобы обществ с ограниченной ответственностью «Сервис-Комплекс» и  «Регион-Плюс» на решение Арбитражного суда Псковской области от  14.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 04.09.2019 по делу № А52-46/2019, 

 у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Сервис- Комплекс», адрес: 180000, <...>, 

ОГРН <***>, ИНН <***>, обратилось в Арбитражный суд  Псковской области с заявлением о признании недействительным приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области,  адрес: 180017, <...>, ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее – Управление), от 28.11.2018 № 92 «О возбуждении  дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства». 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 

ООО «Здоровое питание», адрес: 180000, <...>, 

оф. 31, ОГРН <***>, ИНН <***>, ООО «Регион-Плюс», адрес:  180000, <...>, ОГРН <***>, 

ИНН <***>, ООО «Комплекс-Плюс», адрес: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>. 

ООО «Здоровое питание», ООО «Регион-Плюс», ООО «Комплекс-Плюс»  также подали в Арбитражный суд Псковской области заявления о признании  недействительным Приказа № 92 и ходатайства о вступлении в дело в качестве  созаявителей. 

Определением суда от 29.04.2019 ходатайства ООО «Здоровое питание»,  ООО «Регион-Плюс», ООО «Комплекс-Плюс» о процессуальном соучастии  удовлетворены, данные организации допущены к участию в деле в качестве  созаявителей и исключены из числа третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора. 

Решением суда первой инстанции от 14.06.2019, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2019, в  удовлетворении заявленного требования отказано. 


В кассационных жалобах ООО «Сервис-Комплекс» и ООО «Регион- Плюс», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и  процессуального права, просят отменить вынесенные по делу судебные акты,  принять новый – об удовлетворении заявления. 

Податели кассационных жалоб считают, что у Управления не имелось  законных оснований для вынесения приказа № 92, указывают на отсутствие в  материалах дела доказательств, свидетельствующих о нарушении заявителями  антимонопольного законодательства, а также на несоблюдение  антимонопольным органом установленных пунктами 2.16 - 2.20  административного регламента Федеральной антимонопольной службы по  исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о  нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации,  утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012   № 339 (далее – Административный регламент), сроков рассматривания  заявления и материалов. 

После принятия кассационных жалоб к производству в суд кассационной  инстанции от ООО «Сервис-Комплекс» поступило ходатайство о приобщении к  материалам дела CD-диска, содержащего аудиозапись судебного заседания  Арбитражного суда Псковской области от 28.01.2019 по делу № А52-4192/2019. 

С учетом полномочий кассационного суда (часть 2 статьи 287  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК  РФ), и пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (статья 286  АПК РФ), в удовлетворении ходатайства ООО «Сервис-Комплекс» о  приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отказано,  поскольку кассационная инстанция не принимает и не оценивает новые  доказательства по делу, которые не исследовались судами первой и  апелляционной инстанций. 

В судебном заседании представители ООО «Сервис-Комплекс»  поддержали доводы кассационной жалобы. 

ООО «Регион-Плюс», ООО «Здоровое питание», ООО «Комплекс-Плюс»  и Управление, извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного  заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем  кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, Управление 28.11.2018 издало приказ
 № 92 о возбуждении дела № 76/11/18-ТР по признакам нарушения

ООО «Комплекс-Плюс», ООО «Сервис-Комплекс», ООО «Здоровое питание»,  ООО «Регион-Плюс» пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). 

Не согласившись с приказом № 92, общества обратились в арбитражный  суд с заявлениями о признании его недействительным. 

Суды, рассмотрев заявления по правилам главы 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), придя к  выводу, что приказ № 92 принят антимонопольным органом в пределах его  полномочий, отказали в удовлетворении заявленного требования. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалоб,  проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, не находит оснований для удовлетворения  кассационных жалоб. 

В соответствии со статьей 22 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган  обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного 


законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов  органами или организациями, а также государственными внебюджетными  фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в  сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных  ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает  меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и  привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает  монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие  нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами  исполнительной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными  осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а  также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими  субъектами, физическими лицами. 

В силу статьи 23 Закона № 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного  органа отнесено возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях  антимонопольного законодательства. 

Статьей 39 Закона № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган в  пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении  антимонопольного законодательства, принимает по результатам их  рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1). 

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом  дела о нарушении антимонопольного законодательства являются: 

Правила и сроки рассмотрения заявления и материалов, направленных в  антимонопольный орган, а также порядок возбуждения дела о нарушении  антимонопольного законодательства регламентированы статьей 44 Закона 

 № 135-ФЗ, частью 5 которой предусмотрено, что при рассмотрении заявления  или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли  рассмотрение заявления или материалов к его компетенции, устанавливает  наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и  определяет нормы, которые подлежат применению. 

По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный  орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о  нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела 


о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в  соответствии со статьей 39.1 Закона № 135-ФЗ (часть 8 статьи 44 Закона №  135-ФЗ). 

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона № 135-ФЗ в случае принятия  решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании  комиссии. 

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3.49 и 3.68  Административного регламента. 

Из совокупного толкования правовых норм следует, что основанием для  издания антимонопольным органом приказа о возбуждении дела является  наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, при этом  сам приказ является основанием для вынесения антимонопольным органом  определения о возбуждении и назначении дела к рассмотрению. 

Как установили суды и подтверждено материалами дела, основанием для  принятия приказа № 92 о возбуждения дела № 76/11/18-ТР, создания комиссии  по его рассмотрению послужило наличие в действиях ООО «Комплекс-Плюс»,  ООО «Сервис-Комплекс», ООО «Здоровое питание», ООО «Регион-Плюс»  признаков нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, которыми  признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими  субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами,  осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между  хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на  одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к  повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, к разделу товарного  рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров,  ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей  (заказчиков). 

Довод подателей кассационных жалоб об отсутствии у Управления  законных оснований для издания приказа № 92 со ссылкой на то, что  основанием для его издания послужила внеплановая выездная проверка,  проведенная на основании приказа Управления от 01.11.2017 № 103 «О  проведении внеплановой выездной проверки», по результатам которой  03.11.2017 составлен акт № 12/35 и не установлено в действиях заявителей  признаков нарушений антимонопольного законодательства, суды правомерно  отклонили как противоречащий материалам дела. 

Как верно отметили суды, вопреки доводам заявителей основанием для  издания приказа № 92 являлась не внеплановая выездная проверка,  проведенная на основании приказа № 103, а обнаружение Управлением  признаков нарушений антимонопольного законодательства. 

Доводы подателей кассационных жалоб, касающиеся издания приказа

 № 103, проведения внеплановой выездной проверки, составления по ее  результатам акта проверки, суд кассационной жалобы отклоняет, как не  относящиеся к рассматриваемому делу, в рамках которого оценивается  законность и обоснованность Приказа № 92. 

Законность и обоснованность приказа № 103 рассматривается в рамках  арбитражного дела № А52-47/2019. 

В рассматриваемом деле суды на основании представленных  доказательств установили, что после завершения внеплановой проверки  антимонопольный орган провел анализ поступивших в его адрес документов,  результаты которого отразил в докладной записке от 28.11.2018. 

Управление, в пределах своих полномочий установив, что в докладной 


записке приведены достаточные для возбуждения дела признаки нарушения  антимонопольного законодательства, издало приказ № 92. 

Довод подателей кассационных жалоб о нарушении Управлением  установленного пунктом 2.20 Административного регламента срока  рассмотрения заявления и материалов оценен судами и отклонен, поскольку  материалы, по результатам анализа которых было выявлено наличие признаков  нарушений пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Закона № 11-135, были получены в  ходе проведенного антимонопольным органом мониторинга. 

Суды, обоснованно сославшись на статью 41.1 Закона № 135-ФЗ, пункт  3.48 Административного регламента, указали, что дело о нарушении  антимонопольного законодательства не может быть возбуждено, а  возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня  нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении  антимонопольного законодательства – со дня нарушения или его обнаружения. 

В рассматриваемом случае при возбуждении дела на основании приказа

 № 92 пресекательный срок, установленный статьей 41.1 Закона № 135-ФЗ, не  нарушен. 

Всесторонне и полно исследовав представленные в материалы дела  доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, придя к обоснованному выводу  о том, что приказ № 92 принят антимонопольным органом в пределах его  полномочий, соответствует по форме и содержанию требованиям действующего  законодательства, регулирующего спорные отношения, суды отказали в  удовлетворении заявленного требования. 

Приведенные в кассационных жалобах доводы являлись предметом  тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые  правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно  исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им  надлежащую правовую оценку. По своей сути данные доводы сводятся к  несогласию заявителей с выводами судов, основанными на оценке изложенных  обстоятельств и представленных сторонами доказательств. 

Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне,  нормы материального и процессуального права применены правильно, суд  кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения  обжалуемых судебных актов отсутствуют. 

При подаче кассационных жалоб ООО «Сервис-Комплекс» и
ООО «Регион-Плюс» уплатили по 3000 руб. государственной пошлины.

С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового  кодекса Российской Федерации излишне уплаченные каждым из подателей  кассационных жалоб 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату им  из федерального бюджета. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 14.06.2019 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.09.2019 по делу № А52-46/2019 оставить без изменения, а кассационные  жалобы обществ с ограниченной ответственностью «Сервис-Комплекс» и  «Регион-Плюс» - без удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-


Комплекс», адрес: 180000, г. Псков, Советская ул., д. 60а, оф. 36, 

ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб.  государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной  жалобы по платежному поручению от 10.09.2019 № 385. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Регион-Плюс»,  адрес: 180000, <...>, ОГРН <***>, 

ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной  пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по  платежному поручению от 12.09.2019 № 203. 

Председательствующий С.В. Соколова
Судьи Е.С. Васильева

 Ю.А. Родин