ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-5056/19 от 16.09.2020 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 сентября 2020 года

Дело №

А52-5056/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей  Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,

при участии от Комитета по закупкам Псковской области ФИО1 (распоряжение от 29.12.2018 № 96-рп),

рассмотрев 14.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области на постановление  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу                                    № А52-5056/2019,

у с т а н о в и л:

Комитет по закупкам Псковской области, адрес: 180001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>                                  (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области                              с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, <...>,                            ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление, УФАС),                          о признании недействительным пункта 3 решения от 13.09.2019 по делу                     № 060/06/33-158/2019.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Псковской области «Управление капитального строительства», адрес: 180004, <...>,                                      ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), общество                     с ограниченной ответственностью «Стикс», адрес: 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 51, лит. А, пом. 12Н, оф. 9,  ОГРН <***>,                      ИНН <***> (далее – ООО «Стикс»).

 Решением суда первой инстанции от 12.12.2019 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 09.06.2020 решение суда первой инстанции отменено, заявление Комитета оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Комитет направил кассационную  жалобу, в которой просит отменить оспариваемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, требование инструкции  о выдаче выписки  из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) за месяц                  до даты окончания срока подачи заявок согласуется с пунктом 1 части 6                статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон  № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Антимонопольным органом не приведено доказательств правомерности позиции об условии действия такой выписки на дату начала подачи заявок. По мнению Комитета, установленная в документации об аукционе формулировка о сроке действия выписки исключает неопределенность требований к рассмотрению заявки.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы.

УФАС, Учреждение и ООО «Стикс», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Управление в письменном ходатайстве просило рассмотреть дело без своего представителя. 

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.08.2019 Комитетом (уполномоченным органом) по заданию Учреждения (заказчика) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок на  сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0157200000319000721                     о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по выполнению работ по капитальному ремонту музыкального отделения на объекте: «Капитальный ремонт зданий и укрепление материально-технической базы государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Псковский областной колледж искусств имени Римского-Корсакова». Начальная (максимальная)             цена контракта - 12 160 379 руб. Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 04.09.2019.

 Посчитав, что требования аукционной документации содержат нарушения части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, ООО «Стикс» 03.09.2019 обратилось в УФАС с жалобой (вх. № 781-з).

 Управление рассмотрело названную жалобу, 13.09.2019 приняло решение по делу № 060/06/33-158/2019, которым признало жалобу обоснованной              (пункт 1), а заказчика - нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, часть 6.1              статьи 66 Закона № 44-ФЗ (пункт 2). В действиях уполномоченного органа (Комитета) признано нарушение части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ (пункт 3).

 Не согласившись с пунктом 3 указанного решения, Комитет обратился в арбитражный суд.

 Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о законности установленного в инструкции  для участников закупки (далее - инструкция) требования о том, что выписка из СРО должна быть  выдана (получена) не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к противоположному мнению, указав, что спорное требование документации                не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем признал решение УФАС законным в оспариваемой части.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции              не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно части 2 статьи 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, при этом в силу пункта 2 части 5 названной статьи вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2  статьи 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 названного Закона.

Частью 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

         Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.

Судами установлено, что пунктом 3 оспоренного решения УФАС в действиях Комитета установлено нарушение указанной нормы права, выразившееся в установлении подпунктом 4 пункта 2.4 раздела 2 инструкции требования к сроку выдачи выписки из реестра СРО.

Судами отмечено, что названные положения инструкции устанавливают требования ко вторым частям заявок на участие в аукционе и предусматривают соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1              статьи 31 Закона № 44-ФЗ и указанным в подпункте 10 пункта 1.1 раздела 1 инструкции, что, в том числе, подтверждается выпиской из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 68, выданной участнику закупки не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем аукционе.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что данное требование инструкции направлено на обеспечение права на доступ участников закупки к торгам на равных условиях при рассмотрении аукционной комиссией заявок, а также на их соответствие  требованиям документации на дату окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Апелляционный суд согласился с позицией УФАС, указав, в том числе с учетом срока действия выписки из реестра членов СРО согласно части 4           статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации,                               что законодательство о контрактной системе не предусматривает требования              о выдаче выписки из реестра членов СРО не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок. Кроме того, сославшись на часть 1, пункт 1 части 2 статьи 7, части 1 и 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007                  № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», апелляционный суд указал, что заказчик на любом этапе процедуры аукциона имеет возможность проверить соответствующие сведения о выданных участникам закупки свидетельствах СРО, в том числе на дату окончания срока подачи заявок.

Также апелляционным судом отмечено, что такое требование к сроку действия выписки может привести к необоснованному отклонению участника закупки, подавшему заявку на участие в аукционе, в случае внесения изменений в порядок проведения аукциона и продления срока подачи заявок в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона № 44-ФЗ, что имело место в настоящем случае: продление срока подачи заявок до 30.09.2019 на основании предписания УФАС от 13.09.2019. Кроме того, Комитет не пояснил, каким образом его требование способствует достижению принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

        В силу части 2 статьи 63 Закона № 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона                 не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В этой связи опасения Комитета убедительно не аргументированы и с позиции фактически имевшихся даты публикации извещения о закупке (26.08.2019)  и окончания срока подачи заявок (04.09.2019).

В связи с вышеизложенными обстоятельствами следует согласиться с выводами апелляционного суда  о наличии в действиях Комитета нарушения, указанного в пункте 3 оспоренного решения Управления, что свидетельствует о наличии у последнего правовых и фактических оснований для принятия оспариваемой части решения.

Выводы апелляционного суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судом фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

 Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                 Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

         постановление  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                 от 09.06.2020 по делу № А52-5056/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области  – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

А.Г. Кудин

И.Г. Савицкая