АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 августа 2022 года | Дело № | А52-5066/2021 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года. Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2022 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., при участии от федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» ФИО1 (доверенность от 01.03.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу № А52-5066/2021, у с т а н о в и л: Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства», адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 9, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Псковская топливная компания», адрес: 182112, <...>, каб. 16, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания), об обязании в течение 30 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда заключить договор о присоединении объекта дорожного сервиса (автозаправочная станция) в районе км 409+390 слева автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель - граница с Республикой Белоруссия в редакции Учреждения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сёркл Кей Россия», адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 69-71, лит. А, оф. 8-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество). Решением от 19.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 данное решение оставлено без изменения. Учреждение в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, вне зависимости от даты ввода объекта придорожного сервиса в эксплуатацию его владелец обязан эксплуатировать объект в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусматривающими в целях обеспечения безопасности дорожного движения примыкание объекта к автомобильной дороге, для выполнения которого необходимо заключить договор присоединения; техническая документация на примыкание объекта придорожного сервиса Компании к автомобильной дороге в установленном порядке не оформлялась и такие работы ответчик не проводил. Компания в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. В судебном заседании представитель Учреждения поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, в том числе в области оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования (пункт 1.2 устава) Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральное дорожное агентство. Согласно пункту 3.2.2 устава Учреждения одним из предметов его деятельности является предоставление государственных услуг в области дорожного хозяйства в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для реализации предмета деятельности Учреждение выполняет такие виды деятельности, как заключение договоров о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 3.3.46 устава); обеспечение надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пункт 3.3.59 устава). Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 автомобильная дорога Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия (ранее учетный номер М-20) (далее - автомобильная дорога Р-23) отнесена к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2005 № 130-р автомобильная дорога М-20 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь (в настоящее время автомобильная дорога Р-23) закреплена за Учреждением на праве оперативного управления. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), автомобильная дорога Р-23 поставлена на кадастровый учет 21.04.2014 с присвоением кадастрового номера 60:00:0000000:63, располагается на нескольких земельных участках, в том числе земельном участке с кадастровым номером 62:12:0000000:64, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению. В состав земельного участка с кадастровым номером 62:12:0000000:64 (единое землепользование) входит земельный участок с кадастровым номером 60:12:0160101:1, который занят полосой отвода дороги. В ходе обследования (осмотра) дороги Учреждение выявило, что на км 409+390 (слева) в придорожной полосе дороги размещены объект дорожного сервиса - автозаправочная станция (АЗС) и примыкание АЗС к дороге в границах полосы отвода дороги на земельном участке с кадастровым номером 60:12:0160101:1. По сведениям ЕГРН, объект недвижимости (АЗС) площадью 162,9 кв. м с кадастровым номером 60:12:0160101:211 и земельный участок площадью 11 580 кв. м с кадастровым номером 60:12:0160101:78, на котором расположен объект дорожного сервиса, принадлежат на праве собственности Компании. Указанные объекты Компания передала в аренду Обществу. Учреждение, ссылаясь на часть 7 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), сопроводительным письмом от 26.07.2021 № 5272/028171 направило в адрес Компании проект договора № 028171 о присоединении объекта дорожного сервиса (АЗС) к автодороге; просило в установленный срок подписать два экземпляра договора и возвратить подписанные проекты договора Учреждению для подписания. Указанное письмо получено Компанией 06.08.2021. Поскольку ответа со стороны Компании не последовало, Учреждение, ссылаясь на наличие у ответчика обязанности заключить договор, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. По мнению Учреждения, обязанность ответчика заключить договор присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге предусмотрена Законом № 257-ФЗ. Статьей 22 названного Закона урегулированы вопросы, связанные с обеспечением автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, присоединением стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам. Согласно части 6 упомянутой статьи объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. Частью 7 той же статьи предусмотрено взимание платы за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге. При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта. Как установлено судами, объект дорожного сервиса (АЗС), принадлежащий Компании, построен и введен в эксплуатацию в 2005 году, до вступления в силу Закона № 257-ФЗ; в приемке объекта в эксплуатацию принимал участие правопредшественник истца; доказательства нарушения Компанией требований законодательства, действовавших в период строительства объекта и ввода его в эксплуатацию, не представлены; объект, функционирующий более 15 лет, имеет фактическое примыкание к автомобильной дороге. Суды, проанализировав приведенные положения Закона № 257-ФЗ применительно к установленным ими обстоятельствам, правомерно пришли к выводу о недоказанности Учреждением наличия у Общества предусмотренной законом обязанности заключить договор и об отсутствии оснований для понуждения Общества в судебном порядке к заключению договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге. Частью 10 статьи 22 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановок транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ, которое должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению (часть 11). Таким образом, факт отсутствия договора не освобождает владельца объекта дорожного сервиса от обязанности обустроить примыкание объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге с соблюдением действующих нормативов и не лишает владельца автомобильной дороги права на получение платы за фактически оказанные услуги по присоединению объекта (разработку технических требований и условий, мониторинг соблюдения выполнения выданных технических требований и условий). При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении требования Учреждения. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Псковской области от 19.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу № А52-5066/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.В. Сергеева | |||
Судьи | А.В. Кадулин Т.И. Сапоткина | |||