ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-10844/2017
19 сентября 2017 года 15АП-12682/2017
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года .
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой П.А.,
при участии:
от прокуратуры: представителя ФИО1,
от ФГУП «Атом-охрана»: представителя ФИО2 по доверенности
от 23.05.2016,
от МУФО № 3 ФГУП «Атом-охрана»: начальника управления ФИО2 и представителя Посыпая В.В. по доверенности от 11.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Прокуратуры Ростовской области, Ростовского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.06.2017 по делу № А53-10844/2017, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана Росатома»
в лице Межрегионального управления ведомственной охраны № 3
к заинтересованному лицу Ростовскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана Росатома» в лице Межрегионального управления ведомственной охраны
№ 3 (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (далее – заинтересованное лицо, прокурор) о признании незаконным и отмене представления Ростовского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 10.03.2017 «Об устранении нарушений федерального законодательства об оружии».
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2017 заявленные требования удовлетворены, с прокуратуры Ростовской области взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Прокуратура Ростовской области, Ростовский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение отменить.
Апелляционная жалоба Прокуратуры Ростовской области мотивирована отсутствием доказательств нарушения прав оспариваемым актом.
Апелляционная жалоба Ростовского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах мотивирована следующим. Книга приема и выдачи оружия и патронов и книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов являются учетными документами, обязательными для ведения при размещении оружия и патронов к нему, сведения об оружии указаны не в полном объеме.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали правовые позиции по делу, ранее заявленные доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, с 07.02.2017 по 28.02.2017 Ростовской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах во исполнение пункта 2 плана работы прокуратуры на 1-е полугодие 2017 года проведена проверка исполнения отдельным отрядом № 303 МУВО № 3 ФГУП «Атом-охрана» требований федерального законодательства о ведомственной охране, об оружии.
Проверкой установлено, что МО МВД России «Волгодонское» отдельному отряду № 303 МУВО № 3 ФГУП «Атом-охрана» выдано разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 06.07.2016 РХИ № 0204074 сроком действия до 13.08.2017.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение пункта 142 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации в книге выдачи и приема оружия, патронов, книге № 210-3-303-03-27/15 проверки наличия и технического состояния оружия и патронов сведения о патронах указываются без номера партии.
В нарушение норм действующего законодательства в книге выдачи и приема оружия, патронов отдельного отряда № 303 МУВО № 3 ФГУП «Атом-охрана», в графе № 4 не указывается вид выдаваемого оружия (гражданское, служебное или боевое), тип выдаваемых патронов (к боевому, служебному или гражданскому), что является нарушением статьи 2 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ
«Об оружии».
При изучении книг учета движения оружия в управлении установлено, что в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов № 210-3-303-03-27/15 должностным лицом - ФИО3 сделана запись № 333 о том, что 06.02.2017 в управлении проведена чистка оружия. Вместе с тем, в ходе изучения книги выдачи и приема оружия, патронов установлено, что фактически 06.02.2017 оружие для чистки сотрудникам управления не выдавалось. Также установлено, что 07.02.2017 в книге приема и выдачи оружия, патронов имеются записи за № 2181-2228 о выдаче сотрудникам управления оружия для чистки, и там же имеется запись, которая свидетельствует о том, что оружие для чистки не выдавалось.
Указанные обстоятельства, по мнению заинтересованных лиц, являются нарушением учета оружия, так как запись о проведенной чистке сделана днем ранее и фактически чистка не проводилась.
Проверкой также установлено, что начальником управления
ФИО2 издан приказ от 09.12.2016 №210-3-01-02/452-п «О проведении инвентаризации оружия и патронов в структурных подразделениях управления. В нарушение требований законодательства указанным приказом за 10 дней до начала инвентаризации (по состоянию на 01.01.2017) не назначен председатель и члены инвентаризационной комиссии, не определены сроки ее работы и порядок предоставления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.
Проверкой также установлено, что должностное лицо управления, ответственное за сохранность оружия и патронов, не осуществило проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов и не вывело их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации (01.01.2017).
Выявленные нарушения зафиксированы в справке от 28.02.2017.
10.03.2017 Ростовский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, в отсутствие законного представителя предприятия, вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдал Генеральному директору ФГУП «Атом-охрана» представление об устранении нарушений федерального законодательства об оружии № 7-15-2017.
Управление обжаловало преставление в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
10.03.2017 Ростовским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об оружии № 7-15-2017.
Управление имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 06.07.2016 РХИ №0204074, следовательно, на него распространяются требования Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ
«Об оружии» (далее – Закон № 150).
Согласно статье 22 Закона № 150 хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее-Правила № 814).
В пункте 51 Правил № 814 закреплено, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона №150-ФЗ, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Министерством внутренних дел РФ.
Согласно пункту 55 Правил № 814 оружие и патроны подлежат хранению в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел РФ.
Приказом МВД РФ от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция). Пунктом 142 Инструкции предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах -дополнительно количество и номера партий изготовления. Согласно пункту 143 Инструкции, выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.
Учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 к Инструкции (списки номерного учета оружия не ведутся), а хранение оружия и патронов - в комнатах (сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках, стеллажах) или складских помещениях, в том числе в указанных помещениях временного хранения с учетом требований, установленных в пункте 177 Инструкции.
Судом первой инстанции обосновано установлено, что в действиях предприятия отсутствуют указанные прокурором нарушения.
Книга выдачи и приема оружия, патронов (приложение 61) и книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (приложение 62) прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью органов внутренних дел, давшего разрешение на хранение и использование оружия, и только после этого передаются лицензиату. Формы ведения данных учетных книг не предусматривают указание в них номера партии патронов (приложение 61 и приложение 62 к инструкции).
Пункт 142 Инструкции устанавливает требование о внесении сведений номера партии патронов дополнительно, то есть только в тех случаях, когда в учетных документах по формам приложений, указанных в Инструкции, есть соответствующие графы.
В приложении 67 к Инструкции, в книге учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов есть соответствующая графа для заполнения «номер партии изготовления патронов», следовательно, заполнение данной графы обязательно.
Статьей 2 Закона № 150-ФЗ предусмотрено, что оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.
Порядок ведения и заполнения учетной документации оружия и патронов Федеральный закон № 150-ФЗ не регламентирует.
Установлено, что ФГУП «Атом-охрана» является ведомственной охраной Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 №77-ФЗ «
О ведомственной охране» (далее - Закон № 77-ФЗ).
Согласно статье 9 Федерального закона № 77-ФЗ работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.
Специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием» установлено, что на балансе Министерства внутренних дел Российской Федерации и выданной организациями и их территориальными подразделениями боевое оружие находится в их временном пользовании.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460, со склада вооружения ГУМВД России по РО по расходной накладной от 25.12.2007 № 963 отпущено ФГУП «Атом-охрана»: 9 мм пистолеты ФИО4; 7,62 Автоматы АКМС. Наименование имущества: 9 мм пистолеты ФИО4; 7,62 Автоматы АКМС.
Данная расходная накладная является документом первичного учета и при учете имущества изменению не подлежит.
Согласно требованиям пункта 124 Инструкции, учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов.
Внесение каких-либо сведений и изменений при учете и хранения оружия и патронов, отличных от указанных в накладной, явилось бы нарушением правил учета и хранения оружия и патронов, установленных Инструкцией.
Из пояснений представителей заявителя следует, что 07.02.2017 планировалась чистка оружия, между тем, по причине работы комиссии оружие не было выдано, о чем была сделана соответствующая запись в книге.
В книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов запись производит проверяющий, записывает результата проверки, в том числе недостатки. По мере устранения недостатков делается соответствующая запись. Книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов и книга приема и выдачи оружия, патронов разного предназначения и в ведении не взаимосвязаны. Чистка оружия производится составом караула посменно после выполнения задачи; оружие в КХО принимается в чистом виде.
В соответствии с пунктами 16 и 21 раздела IV приказа МВД России
от 07.10.1997 № 650 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460», инвентаризация боевого оружия, находящегося в пользовании организации, их региональных и территориальных подразделений, проводится инвентаризационными комиссиями органов внутренних дел, выдавших разрешение на его хранение и использование (в настоящее время - Управление ФСВНГ РФ);
Порядок и сроки работы инвентаризационной комиссии объявляются приказом руководителя органа внутренних дел не позднее, чем за 10 дней до начала инвентаризации, о чем уведомляется руководитель организации, ее регионального или территориального подразделения.
Таким образом, инвентаризация оружия и боеприпасов к нему в управлении была проведена в соответствии с приказом Управления ФСВНГ по РО. В приказе была назначена инвентаризационная комиссия, определены сроки ее работы порядок предоставления акта, сличительных ведомостей.
Согласно пункту 150 приказа МФД от 12.04.1999 №288 должностное лицо отдельного отряда №303 МУВО №3 ФГУП «Атом-охрана», ответственное за сохранность оружия и патронов, осуществило проводку всех операций, вывело остатки в книгах на день инвентаризации, поскольку лица, ответственные за сохранность оружия и патронов, осуществляют проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов и выводят их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации.
По итогам проведенной инвентаризации оружия и боеприпасов, в соответствии с актом, нарушений законодательства об оружии не было выявлено, учетная документация на предприятии имеется в наличии и соответствует требованиям приказа МВД.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 –271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2017 по делу
№ А53-10844/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи М.В. Соловьева
Г.А. Сурмалян